(Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05
(1173 или 1167?), Иерусалим), прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю
по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Полоцкая, игумения,
основательница 2 монастырей в Полоцке, дочь князя Святослава (Георгия)
Всеславича, внучка полоцкого князя Всеслава Брячиславича.
Житие
|
Прп. Евфросиния Полоцкая.
Икона. Нач. ХХ в. (Евфросиниев манастырь, Полоцк)
|
Житие Евфросинии сохранилось в большом количестве (не менее 130)
списков XVI-XVII вв. в составе сборников и Миней четьих, списки
подразделяются на несколько редакций (Воронова Е. М. Житие Евфросинии
Полоцкой. С. 147-148; существующие классификации текста не учитывают
всех особенностей рукописной традиции и нуждаются в уточнениях).
Исследователи (архиеп. Филарет (Гумилевский), В. О. Ключевский,
Е. Е. Голубинский, А. И. Соболевский) единодушны во мнении, что
первоначальный текст Жития, изобилующий многочисленными историческими
реалиями, был создан в домонгольское время, однако в дошедших
списках представлен вариант, испытавший сильное влияние стиля
«плетения словес», который получил известность в русской литературе
не ранее рубежа XIV и XV вв. Наиболее ранний список пространной
редакции Жития Евфросинии был найден Б. М. Клоссом - ГИМ. Епарх.
№ 406, нач. XVI в. Данная рукопись, содержащая также службу Евфросинии,
происходит из западнорусских земель, создана не в Полоцке (см.
ниже). С уверенностью можно говорить о редактировании Жития Евфросинии
в 30-х гг. XVI в. при составлении в Новгороде Великих Четьих-Миней
(этот вариант представлен и во всех позднейших списках Миней четьих)
и при включении Жития в 60-х гг. того же столетия в «Книгу степенную
царского родословия». В 1700 г. новая редакция пространного Жития
Евфросинии, основанная на версии Великих Четьих-Миней, вышла в
свет в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского
(К., 1700. Т. 3. Л. 638-642 об.). Пространные редакции Жития Евфросинии
создавались в XIX-XX вв.
В ограниченном числе списков XV-XVI вв. известно проложное Житие
ЕЕвфросинии, созданное, вероятно, во 2-й пол. XV в. в Западнорусской
митрополии. Древнейший список краткого Жития Евфросинии обнаружил
Клосс в Прологе посл. четв. XV в. (БАН. 33.19.8). 2 др. списка
данной редакции входят в Прологи из бывш. собрания Виленской публичной
библиотеки (ныне ф. 19 БАН Литвы): № 98 (переписан в 1530 для
Луцкой кафедры) и № 99 (кон. XV (?) - 1-я четв. XVI в.), в их
основе (судя по наличию в обоих списках Жития свт. Игнатия, еп.
Ростовского), вероятно, лежит рукопись ростовского происхождения.
Новое проложное Житие, отличное от встречающегося в более ранних
рукописях, составлено для издания 1662 г. на основе текста в Степенной
книге (см.: Кучкин В. А. Первые издания рус. Прологов и рукописные
источники издания 1661-1662 гг. // Рукописная и печатная книга.
М., 1975. С. 143, 145, 151). Истории Жития Евфросинии в великорус.
рукописной и старопечатной традиции (кроме его включения в ВМЧ)
присущ определенный политический оттенок. Вполне вероятно, что
создание новой редакции пространного Жития для Степенной книги
связано со взятием Полоцка рус. войсками в 1563 г., а появление
проложной редакции 1662 г - со сдачей Полоцка в 1654 г. и последовавшим
за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина
«Белая Русь».
А. А. Турилов
смотрите
также:
• Краткое житие преподобной Евфросинии
Полоцкой, иллюстрированное клеймами: Дивен Бог во Святых
Своих. Преподобная Евфросиния Полоцкая: житие, современные
чудеса. – Полоцк, 2010.
• Краткое популярное житие преподобной
Евфросинии Полоцкой: Дивен Бог во Святых Своих. Преподобная
Евфросиния Полоцкая: житие, современные чудеса. – Полоцк,
2010.
• «Повесть жития и преставления святой
и блаженной и преподобной Евфросинии…» по списку XVI
в. Троице-Сергиевой Лавры в переложении на современный
русский язык: Преподобная Евфросиния, княжна и игумения
Полотская: житие, чудеса, служба с акафистом. – Мн., 2006.
• Житие преподобной Евфросинии Полоцкойпо списку начала XX
в.: Житие Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, Игумении
Обители свят. Спаса в Полотске // Полоцкие епархиальные
ведомости. № 11, 1910 г.; № 12, 1910 г. Текст адаптирован
для современного читателя: Житие преподобной матери
нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. – Полоцк,
2008.
• Житие преподобной Евфросинии
Полоцкой, составленное протоиереем Михаилом Дубровским:
Дубровский, М., прот. Житие преподобной Евфросинии,
княжны Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в
г. Полоцке женского монастыря. – Витебск, 1902.
• Житие преподобной Евфросинии Полоцкой,
составленное Высокопреосвященным Антонием (Мельниковым),
митрополитом Минским и Белорусским: Антоний (Мельников),
архиеп. Преподобная Евфросиния Полоцкая. – Богословские
труды. Сб. 9. – М., 1972.
|
Биография
|
Родословное древо
|
Согласно Житию, Е. была «лепа лицем», умна, мн. женихи добивались
ее руки. Однако, утвердившись во мнении о бренности земной жизни,
святая в 12 лет решила оставить «красоту и славу мира сего» и посвятить
себя служению Богу. Ок. 1116 г., когда умер ее дядя кн. Роман Всеславич,
а его вдова стала настоятельницей женского монастыря, Предслава
умолила игумению постричь ее в монашество. Княжна получила в иночестве
имя в честь прп. Евфросинии Александрийской. С детства Предслава
любила учение, много читала, особенно Свящ. Писание, усвоила навыки
каллиграфического письма. С разрешения Полоцкого еп. Илии княжна-инокиня
поселилась в келье возле полоцкого Софийского собора, имевшего богатую
б-ку. Е. переписывала книги по заказам горожан, вырученные деньги
раздавала нищим.
|
Келья
Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской
ц. Евфросиниева манастыря. Фотография.
2007 г.
|
Однажды во сне Е. явился ангел и указал новое место для подвигов
- загородное Сельцо, подворье Полоцких епископов, с деревянной
ц. Спасителя. Еп. Илия, получивший такое же откровение свыше,
благословил создание в Сельце полоцкого Евфросиниева жен. манастыря
и назначил Е. его игуменией. Свидетелями этого акта явились полоцкий
кн. Рогволод (Борис) Всеславич, отец Е. кн. Святослав Всеславич,
бояре и «честные мужи». Незыблемость монастырского владения была
подтверждена грамотой епископа: «Се отдаваю Еуфросинии место святого
Спаса при вас, да по моем животе никто же не посудит моего даяния»
(ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 210). Е. основала жен. монастырь в 1127-1128
гг., поскольку в этот короткий период кн. Борис Всеславич сидел
на полоцком столе.
Почти сразу же после основания обители
при ней открылась школа для девочек, в к-рой, в частности, обучалась
младшая сестра Е. Городислава, принявшая в обители постриг с именем
Евдокия. Затем в манастырь пришла двоюродная сестра Е. кнж. Звенислава
Борисовна, принявшая здесь иночество с именем Евпраксия (княжны
приняли монашество вопреки воле родителей). Е., Евдокия и Евпраксия
были в числе первых насельниц Спасского монастыря. Позднее к ним
присоединились племянницы Е. Кироанна (в иночестве Агафия) и Ольга
(в иночестве Евфимия), в манастырь также поступали мн. жительницы
Полоцка и окрестностей. Насельницы жили «яко едина душа» и выражали
«едину мысль в молитвах к Богу». Е. учила монахинь терпению и
воздержанию, душевной чистоте и смирению. В Житии приведены 2
фрагмента поучений полоцкой игумении. Их основной темой является
преображение внутреннего человека ради приближения к Богу: «Нивы
ваша во едину меру стоят, не растуще, ни поступающе горе, а год
приспевает во свершение... Потьщитеся, чада моя... сотворитеся
пьшенице и смелетеси в жерновах смирением, и молитвами, и постом,
да хлеб чист принесетеся на трапезу Христову» (ПСРЛ. Т. 21. Ч.
1. С. 214). Икона Преображения Господня наряду с поясным образом
Спасителя помещалась на печатях Е. (известны фрагменты 3 вариантов
печатей святой, 2 обломка печатей были найдены на Городище (княжеская
резиденция) в Новгороде, что свидетельствует о контактах Е. с
новгородскими князьями; см.: Янин, Гайдуков. 1998. С. 41, 127).
|
Вход
в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на
хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева
манастыря. Литография по рис. Н. П. Трутнева.
60-е гг. XIX в. (ГИМ)
|
Княжеские пожалования и вклады горожан
укрепили материальное положение Спасского манастыря, что позволило
игумении приступить к его обустройству. Под рук. зодчего Иоанна
в обители был возведен каменный храм Спасителя (сохр. до наст.
времени). Житие Е. сообщает о происшедшем при строительстве чуде.
Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича),
опечаленная Е. обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро
в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм
был закончен, на нем был водружен крест.
Позднее Е. задумала создать еще одну каменную
церковь - во имя Пресв. Богородицы. Когда храм был окончен, его
украсили росписью, иконами. При нем был основан муж. манастырь. Е.
решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божией
Матери, по преданию написанную евангелистом Лукой. Между 1157
и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху
Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую
икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу:
посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до
К-поля, где она была передана полоцким послам. Е. поставила икону
в ц. Пресв. Богородицы, украсив ее «златом и каменьем многоценным».
Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все
городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в
Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь
Богша выполнил для Е. крест (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной,
крест), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к
тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы
камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия
Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона
и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась.
(С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана
копия, которая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус.
мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е., реликвия находится в
Спасском монастыре.) По-видимому, успешным контактам Е. с к-польским
двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких
князей с визант. аристократией, установившиеся после того, как
в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были
высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293).
|
Поклонение
кресту, устроенному прп. Евфросинией Полоцкой.
Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев
манастырь, Полоцк)
|
В конце жизни Е. решила совершить паломничество
в Иерусалим. Поручив попечение об обоих основанных ею манастырях
сестре Евдокии, Е. в сопровождении брата кн. Давида и сестры Евпраксии
отправилась в путь. Близ К-поля они встретили императора, шедшего
«на Угры». Правитель «с великою честью» отправил паломников в
столицу. Е. молилась в к-польском храме Св. Софии и др. церквах.
Получив благословение патриарха, преподобная отправилась в Иерусалим,
находившийся тогда под властью латинян. В Иерусалиме Е. остановилась
в рус. мон-ре Пресв. Богородицы. Полоцкая игумения поклонилась
Гробу Господню и пожертвовала для него «злата много», золотую
кадильницу и «многоразличные фимианы». Вскоре святая заболела.
Предчувствуя кончину, она пожелала быть похороненной в лавре св.
Саввы. Однако это было невозможно для женщины, поэтому ее тело
было погребено в мон-ре прп. Феодосия Великого под Иерусалимом.
Год кончины Е. в Житии не указан. В западнорус. публикациях 1-й
пол. XVII в. (виленское (1640) и киевское (1643) издания «Полуустава»)
в качестве даты смерти Е. указывается 1173 г., эта же дата принята
большинством агиографов. Правдоподобность данной версии подтверждается
тем обстоятельством, что в 1173 г. скончался венг. кор. Стефан и
имп. Мануил I двинулся с войсками в Венгрию с целью посадить на
трон своего ставленника Белу III, император остановился в Софии,
ожидая прибытия венгерских послов. Во время этого похода император,
по-видимому, повстречался с Е. и ее спутниками, направлявшимися
в К-поль. Впрочем, также вероятной представляется гипотеза, относящая
кончину Е. к 1167 г., когда имп. Мануил I Комнин предпринял масштабный
поход на Венгрию. Император некоторое время стоял лагерем на берегу
Дуная, куда прибыли послы рус. князей и митрополита.
Мощи
|
Странствие
прп. Евфросинии Полоцкой в Св. Землю.
Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев
манастырь, Полоцк)
|
Со 2-й пол. XVII в. утвердилось мнение, что мощи Е. почивают в Дальних
пещерах Киево-Печерского манастыря, в нише Благовещенской ц. О времени
и об обстоятельствах их перенесения из Палестины в Киев ничего не
известно, о мощах Е. в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638
г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. В литературе часто встречается
мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 г. в
связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим
христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская
лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде
не подвергалась). В XIX - нач. XX в. жители Полоцка неоднократно обращались
в Синод с ходатайствами о перенесении мощей Е. из Киева в Полоцк.
В 1832 г. такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил
(Городков), в 1840 г.- Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский),
в 1858 г.- православные жители Полоцка, в 1864 г.- 13 волостей Полоцкого
у., в 1867 г.- Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров), к-рого
поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов). В 1870 г. по благословению
Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной
была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву
монастырю (находилась в Спасской ц.). В 1893 г. вновь было подано
прошение о перенесении мощей Е. в Полоцк, к-рое было отклонено с предписанием
не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский
съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении
ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой
епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского
братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым)
в апреле 1909 г. обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей
Е. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод
разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный
императором. 20 апр. 1910 г. мощи Е. были помещены в новую кипарисовую
раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую ц., 22
апр. после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на
котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли
святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами Е. прибыл в Полоцк,
22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены
в Спасской ц. в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке.
В торжествах 1910 г. принимали участие вел. кн. Константин Константинович,
вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна, греч. кор. Ольга.
|
Серебряная рака с мощами
прп. Евфросинии Полоцкой. Фотография 1910 г.
|
В 1915 г., когда нем. войска приближались к Полоцку, мощи Е. в
числе др. святынь были эвакуированы в Ростов и помещены в Авраамиевом
ростовском в честь Богоявления мон-ре. В апр. 1920 г. мощи Е. подверглись
вскрытию (см. Вскрытие мощей), но вскоре насельницам обители удалось
вернуть святыню в Полоцк. 13 мая 1922 г. гробница Е. была вскрыта
в Спасо-Евфросиниевом мон-ре, раку власти реквизировали, впосл.
она была утрачена. Мощи преподобной были отправлены на атеистическую
выставку в Москву, оттуда - в краеведческий музей Витебска. В 1924
г. Спасо-Евфросиниев манастырь был закрыт, его здания переданы военным.
В 1941 г., во время нем. оккупации, верующие витебчане перенесли
мощи преподобной в витебскую Покровскую ц., 23 окт. 1943 г. они
вернулись в полоцкую Спасо-Евфросиниеву обитель, в к-рой возобновилась
монашеская жизнь. В 1960 г. монастырь вновь закрыли, мощи Е. находились
на попечении приходской общины, созданной при монастырских храмах,
до открытия обители в 1990 г. В 2003 г. началось изготовление новой
серебряной раки для мощей Е. (мастер Кузьмич) по образцу утраченной.
3 июня 2007 г. по благословению архиеп. Полоцкого и Глубокского
Феодосия (Бильченко) в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниева
манастыря было совершено частичное переоблачение мощей Е., помещенных
в новый кипарисовый гроб (полное переоблачение св. останков совершалось
в 2006). 5 июня 2007 г. митр. Минский и всея Белоруссии Филарет
(Вахромеев) освятил в Крестовоздвиженском соборе новую раку, в к-рой
упокоились мощи Е. Гроб с частицей мощей святой находится в Дальних
пещерах Киево-Печерской лавры. подробнее
>>>
Б. М. Клосс, А. А. Турилов
Почитание
Е. началось, по-видимому, вскоре после
кончины преподобной: в кон. XII - нач. XIII в. Стихира Е. (точнее,
«всечестней Еуфросине»), характеризуемой как «осеняющее древо
и некопаное корение Русьстей земли», содержится в Стихираре кон.
XII - нач. XIII в. РНБ. Соф. № 96. Вариант ее (с указанием «Полоцка
града») включен во все известные списки службы преподобной. Полная
служба Е. встречается в рукописях гораздо реже, чем пространное
Житие, она известна в ряде списков XVI-XVII вв., старший из к-рых,
как установил Клосс, находится в сборнике нач. XVI в. (ГИМ. Епарх.
№ 406). В ряде списков (напр., ГИМ. Син. № 677. Л. 654) в заглавии
имеется указание: «творение кир, имеяй разум да разумеет», однако
акростих по тропарям не читается (Горский, Невоструев. Описание.
Отд. 3. Ч. 2. С. 185).
О раннем возникновении почитания Е. свидетельствуют
подробности в пространном Житии святой, сохранившиеся в предании.
Этому утверждению не противоречит достаточно поздняя датировка
списков пространного Жития и службы Е., поскольку аналогичная
ситуация наблюдается в отношении большинства рус. святых XI-XIII
вв., за исключением св. князей Бориса и Глеба. Почитание св. княжны
долгое время носило местный характер, ограничиваясь Полоцкой епархией
(если не собственно городом), где особый статус имел Спасо-Евфросиниев
манастырь. В привилеях Полоцкой земле XVI в. (отражающих и более
ранние документы) на великокняжескую власть накладывалось обязательство
«не вступатися в дом Божий Святыя Софея и в дом Божий Святого
Спаса». И епископская кафедра, и Спасо-Евфросиниев манастырь находились
под патронатом Полоцка, назначавшего 2 старост для надзора за
их имуществом. Между XIII в. и 1514 г. почитание Е., возможно,
установилось в Смоленске, где какое-то время находился драгоценный
крест Е.
На локальный характер почитания преподобной
как в древнейший период, так и по крайней мере до XVI в. указывает
отсутствие ее памяти (даже в качестве позднейших приписок) в месяцесловах
не только в пергаменных Евангелиях (даже в кодексах, созданных
либо бытовавших в Полоцке, таких как РНБ. Погод. № 12 («Полоцкое
Евангелие»), кон. XII - нач. XIII в.; Там же. F. п. I. 17, 2-я
пол. XIV в.), в Апостолах и Обиходниках XIII - 1-й пол. XV в.,
в к-рых рус. материал вообще скуден (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы
XI-XIV вв. М., 2001), но и в более богатых в этом отношении списках
Иерусалимского устава, Псалтирей с восследованием и Часословов
XV - 1-й пол. XVI в. Имени Е. нет в месяцесловах, написанных и
изданных в Зап. Руси в XV-XVI вв., напр., в месяцесловах при краковском
Часослове 1491 г. и в Великом Требнике Киевской митрополии ок.
1541 г. (Б-ка Ватикана. Borg. Illir. 15; cм.: Ваврик М. Цiнний
пам'ятник обрядовости Киïвськоï митрополii XV-XVI ст.
// Analecta OSBM. 1963. Vol. 4(10). Fasc. 3/4. P. 391-460; Джурова
А., Станчев К., Япунджич М. Опис на славянските ръкописи във Ватиканската
б-ка. София, 1985. С. 172). Служба Е. отсутствует в майском томе
Миней служебных, переписанных в 1487-1488 гг. в Вильно по заказу
маршалка Великого княжества Литовского А. А. Солтана (РГАДА. Ф.
181. № 422). Пространное Житие преподобной не было включено в
составленный во 2-й четв. XVI в. в Зап. Руси (в Супрасльском мон-ре
или при митрополичьей кафедре в Новогрудке) 3-томный Торжественник
минейный (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. № 105; см.: Добрянский Ф.
Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковнославянских
и русских. Вильна, 1882. С. 221-228). Показательно полное отсутствие
списков службы и Жития Е. в собраниях Польши, где сосредоточены
по преимуществу рукописи западноукр. (галицийского) происхождения
(Naumow A., Kaszlej A. Rękopisy cerkiewnosłowianskie
w Polsce: Katalog. Kraków, 2004; единственный упоминаемый
здесь список службы (С. 282-284; № 592 - Варшава, Нац. б-ка. Akc.
2715) великорус. происхождения либо восходит к великорус. оригиналу).
В Западнорусской митрополии вплоть до нач. XVII в. (периода, последовавшего
за Брестской унией) не сформировалось в отличие от Московской
Руси понятие Собора святых. Причиной этому отчасти была концентрация
большинства русских святых домонг. времени в Киеве (исключение
в этом смысле составляли лишь Е. и прп. Авраамий Смоленский).
|
Вериги
прп. Евфросинии Полоцкой. Фотография.
2007 г. (Крестовоздвиженский собор Евфросиниева
манастыря, Полоцк)
|
Ок. рубежа XV и XVI вв. тексты, посвященные
Е., появляются в западнорус. рукописях не полоцкого происхождения.
В сборнике нач. XVI в. (ГИМ. Епарх. № 406), содержащем, по наблюдениям
Клосса, один из старших списков службы и пространного Жития Е.,
сохранилась запись, возможно копийная, которая представляет собой
отрывок из послания некоего Давида («Давыдища») к неустановленному
архиерею («твоей честной святыни») с просьбой помочь книгами,
в которых после разорения Киева и его окрестностей в 1482 г. ордой
Менгли-Гирея («киевщина») даже в Киево-Печерском мон-ре испытывали
недостаток (КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности.
Л., 1991. С. 401). Судя по наличию в сборнике также Жития прп.
Авраамия Смоленского, просьба была обращена в Полоцк (епископ
к-рого Иона (Глезна) после 1488 стал Киевским митрополитом) или
в Смоленск. Краткое Житие Е. находится в составе Пролога сводной
редакции (соединяющей стишную и нестишную версии), переписанного
в 1530 г. в Луцке для кафедрального собора (Вильнюс, БАН Литвы.
Ф. 19. № 98). Однако в дальнейшем эта практика не получила широкого
распространения, и списки проложного Жития Е. встречаются гораздо
реже, чем списки пространного Жития. Включение памяти Е. в месяцесловы
при печатных Часословах («Полууставах»), изданных в 1640 г. в
Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском мон-ре (а также в более поздние
издания), следует связывать с деятельностью митр. св. Петра (Могилы)
по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Е.
(называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается
в 8-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г.
по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом
К-польского патриарха Мелетием Сиригом (Дива печер лаврьских.
С. 148; впервые канон опубликован в киево-печерском издании 1693
г. «Акафисты со стихирами и канонами»).
В XVI в. под влиянием почитания Е. и в
значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, вероятно,
среди полоцких католиков, легенда о «двойнике» Е.- католичке Параскеве-Пракседе,
совершившей паломничество в Рим, построившей там храм и в нем
погребенной (Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне
полоцкой. Витебск, 1888; Пуцко В. Г. Славянская надпись на кресте-реликварии
из Полоцка // Slovo. Zagreb, 1980. Br. 30. S. 101-122). Первые
упоминания о ней содержатся в пространных («младших») белорусско-литов.
летописях XVI в. (ПСРЛ. М., 1975. Т. 32 (по указ.); М., 1980.
Т. 35 (по указ.)).
Много неясного остается в истории почитания
Е. в Московской Руси. Память святой до сер. XVII в. не была включена
в рукописные и печатные месяцесловы (как в самостоятельные издания
святцев, так и в помещаемые при богослужебных книгах). Взятие
в 1563 г. рус. войсками Полоцка, несмотря на то что в походе армию
сопровождал чудотворный крест Е., не оказало заметного воздействия
на распространение ее почитания, либо оно было кратковременным.
В Московской Руси служба Е. отсутствует в служебных и праздничных
Минеях, нет ее в «Минеях новым чудотворцам» сер. XVI-XVII в.,
включающих преимущественно службы и жития святых, канонизированных
на Соборах 1547 и 1549 гг. и в более раннее время (см.: Горский,
Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2 (= ЧОИДР. Кн. 4). С. 185, 194-235;
№ 486-490; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М.,
2000. С. 460-495). А. В. Горский и К. И. Невоструев констатируют
отсутствие этой службы как в современной им, так и в старопечатных
Минеях. Редкое исключение составляют праздничные Минеи рус. святым:
ГИМ. Син. № 677 (сер.? XVI в.); Там же. Увар. № 681-F и РГБ. Егор.
№ 914 (обе рукописи написаны по заказу Строгановых для их вотчинных
церквей ок. 1591/92 и восходят, вероятно, к одному оригиналу);
Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715 (1-я пол. XVII в.), отличающиеся
исключительной полнотой набора памятей рус. святых и праздников
(см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 172-194;
№ 485; Калиганов. Георгий Новый. 2000. С. 467-473; № 4, 5; Naumow,
Kaszlej. Rękopisy cerkiewnosłowianskie w Polsce. 2004.
S. 282-284; N 592). Память Е. приведена в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева
монастыря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. №
201. Л. 318 об.), в нек-рых списках «Описания о российских святых»
(С. 259-260; сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.). В
качестве дней памяти Е. иногда указываются 22 и 24 мая.
В 1847 г. в Спасо-Евфросиниевом мон-ре
во имя Е. был освящен храм. В 1900 г. по просьбе настоятельницы
обители игум. Евгении (Говорович) иером. сщмч. Никодим (Кононов)
написал акафист святой. Совр. служба на преставление Е. утверждена
Синодом в 1893 г., в 1911 г. была составлена и издана служба на
перенесение мощей преподобной из Киева в Полоцк. Канонизация Е.
подтверждена включением ее имени в Собор Белорусских святых (празднование
установлено в 1984 по благословению Патриарха Московского и всея
Руси Пимена (Извекова)). В 2007 г. решением Синода Белорусского
Экзархата 24 мая (6 июня) установлено празднование в честь перенесения
мощей Е. из Киева в Полоцк и введена в церковное употребление
служба, составленная в 1911 г. В 1995 г. Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II освятил храм во имя Е. в Минске. Посвященные
преподобной храмы действуют в Вильнюсе, Карсаве (Латвия), Новосибирске
и др. городах.
В нач. XX в. в Полоцке существовало Евфросиниевское
братство, членами к-рого были служащие кадетского корпуса и полоцкое
городское духовенство, братство содержало приют для беспризорных
детей на 9 чел. В нач. 90-х гг. XX в. в Минске в правосл. приходе
в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начало работу
Свято-Евфросиниевское сестричество, члены которого помогают детям-сиротам,
больным и немощным людям, работают в домах инвалидов. В совр.
Белоруссии существует неск. общественных орг-ций, носящих имя
Е.: с 1993 г. действует Всебелорусский жен. фонд Е., в кон. XX
в. был создан Центр правосл. просвещения им. Е.
Ист.:
Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Т. 4. С. 172-179; Дубровский
М., свящ. Житие прп. Евфросинии, кнж. Полоцкой, с кратким описанием
основанного ею в г. Полоцке жен. манастыря. Полоцк, 1885; Сапунов
А. Житие Евфросинии Полоцкой. Витебск, 1889; [Никодим, иером.].
Акафист преподобней матери нашей Евфросинии, княжне Полоцтей.
Б. м., [1911]; Служба на перенесение честных мощей преподобной
матерее нашея Евфросинии, княжны Полотския от града Киева во град
Полотск. СПб., 1911; Кайгородов Н. О. О достопамятных Свято-Ефросиниевских
днях в Полоцке 20-23 мая 1910 г.: Восп. паломников // Полоцко-Витебская
старина. Витебск, 1912; Житие прп. Евфросинии, игум. Полоцкой.
Перенесение мощей. Совр. чудеса. Минск, 1998; Житие Евфросинии
Полоцкой / Подгот. текста: Е. Дорохова // Жития и чудеса святых
в древнерус. письменности: Тексты. Исслед. Мат-лы / Сост., ст.:
М. С. Крутова. М., 2000. С. 153-173; Прп. Евфросиния, игум. Полоцкая:
Житие и акафист. Минск, 2000.
Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни
прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением
креста, принесенного ею в дар полоцкой Спасской обители. СПб.,
1841; Ключевский. Древнерусские жития. С. 262; Барсуков. Источники
агиографии. Стб. 176-179; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май.
С. 130-134; Голубинский. История РЦ. Т. 1/2. С. 597-601; он
же. Канонизация святых. С. 223-233; Поселянин Е. Прп. Евфросиния,
кнж. Полоцкая. СПб., 1910, 1996; Титов Ф. И., прот. Прп. Евфросиния,
княжна Полоцкая: Ист. справка к предстоящему перенесению мощей
прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. К., 1910; Антоний (Мельников),
архиеп. Прп. Евфросиния Полоцкая // БТ. М., 1972. Сб. 9. С.
5-14; Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой // СККДР. Вып.
1. С. 147-148; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 315-316; Орлов
В. А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992; Серёгина Н. С. Песнопения
рус. святым. СПб., 1994. С. 122-133, 340-349; Алексеев Л. В.,
Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - хранитель всея вселенная:
История создания и воссоздания креста прп. Евфросинии, игум.
полоцкой. Минск, 1996; Подскальски Г. Христианство и богословская
лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.) / Пер. с нем. СПб., 1996.
С. 239-240; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская - Полоцкая - Корсунская
- Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная
икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236; Мельников
А. А. Прп. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997; Янин В. Л., Гайдуков
П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 41,
127; Мон-рь у ц. Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский манастырь
с древности до наших дней. Минск, 2000; Назаренко А. В. Древняя
Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культ.,
торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.);
Клосс Б. М. Евфросиния Полоцкая (1104-1173): Преподобная, основательница
2 монастырей // Ист. лексикон: История в лицах и событиях V-XIII
в. М., 2006. Кн. 1. С. 479-484; Евфросиния Полоцкая. Минск,
2007; Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский
манастырь от древности до наших дней. Минск, 2007. С. 3-34, 56,
75, 76.
Г. Н. Шейкин
Иконография
|
Изображение прп. Евфросинии
Полоцкой в росписи ее кельи в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева
манастыря. Нач. XIII в. (?)
|
Древнейшим изображением Е. долгое время считалась
фреска на сев.-зап. столпе Преображенской (Спасской) ц. полоцкого
Евфросиниева манастыря, раскрытая в 1950 г. Д. Е. Брягиным (см., напр.:
Арлоў. 1992. Вкл.; Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 9; Селицкий А. А.
Живопись Полоцкой земли XI-XII вв. Минск, 1992. С. 124-125. Рис.
80). Это прямоличное изображение головы женщины в плотно повязанном
монашеском плате, с нимбом. Выразительные черты лица (высоко поднятые
полукруглые брови, широко расставленные глаза) придают облику святой
яркую индивидуальность. В качестве аргумента для отождествления
образа с Е. приводилась цитата из ее Жития: «...бяща бо лепа лицем»
(Кацер М. С. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского
периода. Минск, 1969. С. 24), а также сведения о том, что к XII
в. уже существовала традиция помещать в храме донаторскую композицию
(в данном случае речь идет об одном из изображений преподобных жен
и мучениц, надписи к к-рым не сохранились).
Сравнительно недавно обнаружен подлинный
ктиторский «портрет» Е., написанный при входе в ее келью в юго-зап.
части на хорах Преображенской ц. (Сарабьянов. 2007. С. 21, 157,
165). Она представлена в рост, в монашеском одеянии и куколе,
подносящей храм Иисусу Христу, лик утрачен. Нимб отсутствует,
что указывает на создание фрески вместе со всем комплексом росписей
кельи предположительно в нач. XIII в., по др. версии, в 50-х гг.
XII в. (ок. 1161), когда началось почитание Е.
|
Прп.
Евфросиния Полоцкая. Икона. 1-я треть
XIX в. (Евфросиниев манастырь, Полоцк)
|
Иконография Е. получила развитие преимущественно
в Новое время в России, на Украине и в Белоруссии. В текстах иконописных
подлинников XVIII в. под 23 мая внешний облик святой уподобляется
прмц. Евдокии (БАН. Строг. № 66. Л. 109, кон. XVIII в.; Большаков.
Подлинник иконописный. С. 101). В рукописи Г. Д. Филимонова содержится
более подробное описание: «И преподобныя матере нашея Евфросинии
девицы, игумени обители святаго Спаса в Полоцке; подобием бледа
лицем от пощения, ризы преподобническия, как у преподобномученицы
Евдокии. Тщанием сея преподобныя принесен из Ефеса образ пресвятыя
Богородицы Одигитрии, что Евангелист Лука написал, во град Полоцк,
и поставлен во обители и в церкви Всемилостиваго Спаса» (Филимонов.
Иконописный подлинник. С. 351-352). В руководстве для иконописцев
1910 г. о внешности Е. сказано: «...типа русскаго, преклонных
лет, собой красива, но очень худа от поста и бледна, ростом высока;
одежды монахинь... Ей можно писать хартию с ея изречением: Никакоже
хотяше сочетатися земному смертному мужу, уязвлена бывши желанием
Безсмертнаго Н[е]б[ес]наго Жениха Хр[ис]та С[ы]на Б[о]жия, весь
бо ум свой преложи на любовь Б[о]жественную» (Фартусов. Руководство
к писанию икон. С. 291).
К наиболее ранним сохранившимся изображениям
святой в иконописи принадлежит небольшая (86×33 см) деисусная
ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе
во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего манастыря. Икона
написана в 1685 г. под рук. Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена
в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную»
Иисуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены
изображения др. преподобных жен («Обитель пресветлая и дивно украшенная...»:
К 480-летию основания Новодевичьего манастыря: Путев. по экспозиции.
М., 2004. С. 15-17; Гос. ист. музей: Альбом. М., 2006. С. 594.
(Гос. музеи России)). Е. изображена также на шитом оплечье фелони
с образами Киево-Печерских преподобных 1750 г. (НКПИКЗ), где в
2 ряда представлены святые перед образом Успения Пресв. Богородицы
над Успенским собором Киево-Печерской лавры. Е.- в 1-м ряду крайняя
справа, рядом с прп. Пименом Многоболезненным, в рост, фронтально,
десница прижата к груди, в опущенной левой руке - четки. Оплечье
является вкладом серпуховского купца В. Кушкина в Успенский собор
лавры (Вклади та вкладники Успенського собору Києво-Печерськоï
лаври XVI - поч. XX ст.: (Сакральнi тканини i вироби з металлу
у зiбраннi НКПИКЗ): Кат. К., 2005. С. 32. № 59; Духовна спадщина
подвижникiв Христа вiдлунням пам'ятi жива. К., 2001. С. 31. Ил.).
|
Прп.
Евфросиния Полоцкая. Литография. После
1833 г. (ГИМ)
|
В 1-й трети XIX в. было создано большое
полотно с фигурой Е. (находится в трапезной ц. во имя Е. Евфросиниева
манастыря в Полоцке), стоящей в келье вполоборота вправо возле стола
с крестом, книгами и четками, в левой руке крест работы ювелира
Лазаря Богши (1161 г., см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест),
правая - ладонью указывает на княжеские регалии (горностаевую
мантию, скипетр и венец; этот жест встречается преимущественно
на изображениях вел. кн. блгв. Александра Невского). Взор святой,
обращенный вверх - характерная особенность произведений академической
живописи, восходящая к искусству XVIII в. Е. облачена в монашеское
одеяние с наперсным крестом; фон темный с небольшим высветлением
возле головы. В 1960-1991 гг., когда обитель была закрыта, приходская
община Преображенской ц. совершала с этой иконой крестные ходы
вокруг монастырских храмов в дни памяти Е. Судя по надписи, с
иконы из Преображенской ц. обители в 30-х гг. XIX в. выполнена
литография (ГИМ) необычного извода: преподобная в апостольнике,
с нимбом католич. типа смотрит вниз, она стоит в келье возле окна
с видом на церковь, рядом с ней стол с крестом на горностаевой
мантии и аналой с раскрытой книгой, руки разведены; из окна на
ее лицо падает луч света. В 1-й пол. XIX в. написан аналойный
поколенный образ Е. с крестом и четками в руках, с частицей св.
мощей, к-рый хранится в жировицком Успенском мон-ре.
В Киево-Печерской лавре, где до 1910 г.
пребывали мощи Е., имеется неск. ее изображений. В Дальних пещерах
остались рака и икона с частицей мощей Е. (рядом пространная надпись:
«На сем месте 737 лет почивали св. мощи преподобной Евфросинии...
20 апреля 1910 года сии св. мощи по неоднократным, усиленным просьбам
полочан... перенесены в благословенный град Полоцк в Спасо-Евфросиниев
монастырь... здесь, где покоились мощи, поставлена сия святая
икона преподобной с частицею св. мощей ее»). Это изображение,
созданное ок. 1910 г. лаврским иконописцем В. Сониным, представляет
святую, лежащую во гробе, в схиме, с куколем на голове, со сложенными
крестообразно на груди руками, глаза закрыты (см., напр., воспроизв.
раки Е. с гравюры кон. XIX в. в кн.: Арлоў. 1992. Вкл.).
Над ракой находится икона 40-х гг. XIX
в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской
лавры: Е. представлена возле стола или аналоя, правая рука лежит
на раскрытой книге с текстом: «Блажени вси боящиися Г[оспо]да,
ходящии в путех его…» (Пс 127. 1), левая возле груди повернута
ладонью вовне; надпись: «С. Прп(д)ная Ефросиния Игумения Полоцкая».
Эта иконография часто воспроизводилась в традиц. иконописи (икона
10-х гг. XX в., ЦАК МДА), в живописи и печатной графике, как на
хромолитографии 1910 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГМИР).
Такая икона Е. с частицей мощей имеется в Успенском храме Святогорского
манастыря в пос. Пушкинские Горы; хромолитография этого извода находится
в Преображенском храме полоцкого Евфросиниева манастыря в изголовье
ложа возле кельи Е. (Аляксееў, Лукашэвiч. 2004. С. 86). Подобная
икона хранится и в Богоявленском соборе Полоцка (Мон-рь у ц. Спаса.
2000. С. 5).
|
Прп.
Евфросиния Полоцкая. Икона. Ок. 1910
г. (ГМИР)
|
В пещерных храмах Киево-Печерской лавры
имеются росписи с образом Е., выполненные в реалистической манере
в сер. XX в. (поновлены в нач. XXI в.), очевидно, на основе более
ранней стенописи, уже существовавшей в сер. XIX в. В ц. во имя
прп. Феодосия в Дальних пещерах на своде написан ростовой образ
Е., на стене в подземной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы-
фронтальная фигура Е. в монашеской одежде, в левой руке - книга,
правая прижата к груди. Узнаваемый образ Е., в апостольнике и
клобуке, с наперсным крестом, посохом и четками в руках, без подписи,
помещен в композиции Собора чудотворцев Дальних пещер в стенописи
1900-1902 гг. перед входом в лавру (иконописец Сонин).
Ко времени перенесения мощей Е. относится
икона (ок. 1910, ГМИР), где святая изображена поколенно, в близкой
к «киево-печерскому» изводу позе, но с др. атрибутами: большим
6-конечным крестом, воспроизводящим крест 1161 г., ветвью и четками,
на обороте автограф, свидетельствующий о том, что икона была подарена
вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, которая участвовала в торжествах
перенесения мощей Е. из Киево-Печерской лавры в полоцкий Евфросиниев
манастырь 22 мая 1910 г., вел. кнж. Ольге, старшей дочери имп. мч.
Николая II («Дорогой Ольге от тети Элла 1910 Май 22»). Примером
паломнической реликвии, изготовленной к этому событию, является
небольшой образок на жести (ок. 1910, ГИМ).
На эмалевом образке 1915 г. (ГМИР) представлена
полуфигура Е. со склоненной к левому плечу головой, с крестом
в правой руке и ветвью в левой, в правом верхнем углу - благословляющий
Иисус Христос, на обороте - надпись на красном бархате: «Благословение
Преподобной Евфросинии Игумении Княж[ны] Полоц[кой] Ее И[мператорскому]
В[ысочеству] В[еликой] Княжне Ольге Николаевне. 1915 г.». Подобные
произведения ростовской финифти создавались в 1915-1920 гг. (ГМЗРК),
когда после начала первой мировой войны мощи Е. были эвакуированы
в Ростов и находились в Авраамиевом Богоявленском мон-ре.
|
Прп.
Евфросиния Полоцкая. Икона. Кон. XIX
- нач. ХХ в. (ГМИР)
|
Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. были широко
распространены списки почитаемого образа Е. из Евфросиниева монастыря,
к-рый датируется с XII по XVI в. (см., напр.: Сапунов А. П. Полоцкий
Спасо-Евфросиниевский девичий манастырь. Витебск, 1888. Ил. на форзаце).
Икона утрачена после 1917 г., но ее иконография и отчасти стиль
повторяются в сохранившихся образцах иконописи, монументальной
живописи, графики. На первообразе Е. была представлена в рост,
стоящей на облаке, в монашеском одеянии, с наперсным крестом,
в деснице - крест 1161 г., четки на локте, в левой руке - белая
лилия, на слегка склоненной вправо голове - закрытый венец, 2
слетающих с небес ангела венчают ее зубчатой короной. Под фигурой
- пейзаж с видами полоцких храмов и мон-рей. В формировании этого
извода использованы мотивы католич. церковного искусства (коронование,
зубчатая корона западноевроп. типа, лилия - символ духовной и
телесной чистоты, реалистическая трактовка образа).
Подобную иконографию воспроизводит, в частности,
ряд икон кон. XIX - нач. XX в., в т. ч. в окладах (2 в ГМИР, Полоцкая
худож. галерея), образ с благословением и датой 1901 г. на обороте
из ц. свт. Николая Чудотворца в Ст. Изборске (Мон-рь у ц. Спаса.
2007. С. 5), а также ряд эстампов, напр. литография Г. А. Малкина
по рис. Гребнева и Швейцера, изданная свящ. М. Дубровским и А.
Сапуновым в Витебске в 1887 г. (ГМИР), хромолитография нач. XX
в. товарищества И. Д. Сытина в Москве (ГМИР, см. также: Крест
в России: Альбом / Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 194.
Ил. 206), хромолитография, выполненная Е. И. Фесенко в 1911 г.
в Одессе (частное собрание). В нач. XX в., по-видимому во владимирских
иконописных селах, была заказана серия небольших золотофонных
икон упрощенного извода: фигура Е. с крестом и цветком в руках,
увенчание ее короной, вид обители (Полоцкая худож. галерея, частное
собрание). Существовали поясные иконы Е. с крестом 1161 г. в руках,
созданные на основе гравированных изображений в посвященных Е.
изданиях (см., напр.: «Служба на пренесение честных мощей преподобныя
матере нашея Евфросинии, игумении Полотския, от града Киева во
град Полотск». СПб., 1911).
Важным этапом в развитии иконографии Е.
стал монументальный образ на вост. грани юго-зап. столпа в центральном
нефе Владимирского собора в Киеве, написанный худож. В. М. Васнецовым
в 1885-1896 гг. Святая представлена в рост, в небольшом повороте
вправо в образе молодой женщины в монашеской одежде, которая смотрит
вверх, ладони рук соединены в «замок» возле груди (в кн. «Собор
св. равноап. кн. Владимира в Киеве» (К., 1898) на с. 88-89 ошибочно
названа кнг. Евдокией Московской). Сохранился эскиз этой росписи,
исполненный акварелью и гуашью (ГТГ, см.: ГТГ: Кат. собр. М.,
2007. Т. 2: Рисунок XIX в. Кн. 1: А-В. С. 293-294. Кат. 1716.
(Рисунок XVIII-XX вв.)), справа внизу авторская подпись карандашом:
«В. В.». Известны живописные списки этой иконографии на пейзажном
фоне, напр. в Успенском соборе г. Речица Гомельской обл. (Белоруссия),
где останавливался пароход со св. мощами Е. при их перенесении
в Полоцк.
По пути следования св. мощей Е. из Киева
в Полоцк в храмах всех населенных пунктов процессию встречали
с изображениями святой. Специально к этому событию были написаны
большие ростовые иконы Е. В нек-рых городах они сохранились до
наст. времени: в соборе Покрова Пресв. Богородицы в Речице, в
кафедральном соборе Трех святителей в Могилёве, в оршанском Успенском
жен. мон-ре и в Евфросиниевой обители в Полоцке. В г. Карсава
на российско-латв. границе, в храме во имя Е., имеется 5 ее ростовых
икон кон. XIX - нач. ХХ в. (2 с частицами мощей).
|
Прп.
Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ
в. (манастырь прп. Феодосия Великого в
Палестине)
|
В монументальной живописи изображение Е.
встречается среди рус. святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож.
М. Н. Васильева в приделе блгв. Александра Невского в храме Христа
Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ.
части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78). Ок. 1869 г. московский живописец
Е. Зотов выполнил росписи в соборе во имя апостолов Петра и Павла
в Минске, в перечне рекомендованных настоятелем для изображения
святых указана Е. (не сохр., см.: Ярашэвiч. 2006). Образ Е. 2-й
пол. XIX в. (в рост, в схиме, со склоненной к плечу головой) имеется
в верхнем регистре на юго-зап. стене Успенского собора Почаевской
лавры. В стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского
в Почаевской Успенской лавре, в академическом стиле представлено
шествие рус. святых (работа кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских
иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В
композиции с фигурами подвижников XII в. Е. изображена в профиль,
в княжеской одежде, с короной на голове между прп. Еразмом Киево-Печерским
и вел. кн. блгв. Ростиславом Мстиславичем; вверху надпись: «св.
Евфросиния кн. Полоцкая 1173». Скульптурный образ Е. в ряду рус.
святых находится на юж. внутренних дверях (автор И. П. Витали,
1846-1850) в Исаакиевском соборе в С.-Петербурге.
Иконы Е. почитались и за рубежом. В лавре
прп. Феодосия Великого близ Иерусалима, где первоначально была
погребена Е., хранится ее ростовая икона - работа рус. иконописца
нач. XX в. Святая изображена прямолично, в куколе, со скрещенными
на груди руками, на золотом фоне, за ее спиной,- изображение обнесенного
белой крепостной стеной манастыря с златоглавым белокаменным храмом.
В описи Валаамского манастыря 1942 г. (АФВМ. Bd: 15. Л. 37) упоминается
образ «Св. Евфросиния, кн. Полоцкая» на темном фоне (26×22
см), на оборотной стороне написано пожелание, чтобы «эта икона
всегда находилась в дому Игумена, от монахини Минадоры» (предположительно
образ хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии). Изображение
святой, выполненное в XX в., помещено в нише над входом в ц. во
имя Е. в г. Саут-Ривер (США). Оно воспроизводит почитаемый образ
из Евфросиниева манастыря в Полоцке (Арлоў. 1992. Вкл.).
|
Преподобные
Евфросиния Полоцкая и Анна Кашинская.
Икона. 10-е гг. ХХ в. (кафедральный
собор в честь Сошествия Св. Духа,
Минск)
|
Известны изображения преподобной в составе
избранных святых. Вместе с кнг. блгв. Евпраксией Псковской Е.
в необычном одеянии (коричневая мантия, синий параман с Голгофскими
крестами и белый плат), в правой руке - светлые четки возле груди,
представлена на одном из клейм иконы «Собор всех святых Российских
великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в.
(собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). На иконе
10-х гг. XX в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа
в Минске) Е. в «васнецовском» типе изображена вместе с прп. Анной
Кашинской, почитание к-рой было восстановлено в 1909 г., незадолго
до перенесения мощей Е. из Киево-Печерской лавры в Евфросиниев
манастырь (Ярашэвiч. 2006. Ил. 36).
На иконе «Преподобные Исаакий Далматский
и Анна Кашинская, с вмц. Екатериной, блгв. вел. кн. Александром
Невским, вмч. Феодором Стратилатом и прп. Евфросинией Полоцкой»
(ГМИР), являющейся вкладом некоего Федора в кафедральный Исаакиевский
собор С.-Петербурга - в 1911 г., Е. представлена на левом поле
на верхнем клейме - в монашеском одеянии и короне, с крестом и
лилией. В верхней части - Тихвинская икона Божией Матери, которая
считалась покровительницей сев.-зап. земель, в Исаакиевском соборе
находился чтимый список этого образа. Надпись на иконе объясняет
ее создание «в память светлых торжеств»: празднования в 1908 г.
50-летия освящения собора, возобновления почитания прп. Анны Кашинской
и перенесения мощей Е. («...их же молитвами спаси, Господи, и
раба Твоего Феодора. СПб. 8-го февраля 1911 г.»). Кроме того,
здесь помещены фигуры небесных покровителей заказчика и, вероятно,
членов его семьи.
Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография
«Собор святых жен, просиявших в Русской земле». На хромолитографии
из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского манастыря
в С.-Петербурге представлено шествие св. жен (справа налево),
во главе к-рого кнг. равноап. Ольга, за ней в числе других Е.
Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на
Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно
происходит из Леушинского манастыря (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение
уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2).
|
Прп.
Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в.
(частное собрание)
|
Образ Е. неизменно вводился в композицию
«Собор Киево-Печерских святых», которая со 2-й пол. XVIII в. получила
большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном
искусстве (15 гравюр с этим сюжетом указаны Д. А. Ровинским -
Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Т.
4. С. 761-763. № 1505а, 1517). Обычно фигура Е. в клобуке, со
сложенными на груди руками, с четками помещена крайней справа
в 1-м ряду, в группе преподобных, мощи к-рых почивают в Дальних
пещерах, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской
Киево-Печерской лавры (ЦМиАР); в иконописном среднике 2-й пол.
XIX в. 3-створчатого складня (ЦМиАР); на ростовской финифти в
форме овала сер. XIX в. (ЦМиАР, см.: Рус. эмаль XVII - нач. XIX
в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 127-129, 227-228.
Ил. 160-162); на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский
манастырь в Финляндии); на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ);
на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова в
Москве (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. [СПб.],
1997. С. 169); на тоновой литографии 1893 г. и хромолитографии
1894 г. издания Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) и др. На хромолитографии
1890 г. В. Васильева (Москва) (РГБ) Е. представлена во 2-м ряду
правой группы святых; аналогичная иконография на хромолитографии
1882 г. (мастерская Кона и Одерфельда в Ченстохове) (РГБ). На
иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко («И по плодам
узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко:
Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) оплечный образ Е.
в схиме находится в верхнем ряду правой группы 1-й от центра.
На живописной иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих
в пещере прп. Феодосия» (1890), выполненной в лаврской мастерской
(находится при нижнем входе в Дальние пещеры), фигура Е. со сложенными
на груди крестообразно руками помещена в 1-м ряду слева.
В составе Соборов русских святых Е. изображена
на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г.
иконописца П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись
- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в.
из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ -
Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny
(Suisse), Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) - в правой группе
св. князей в верхнем ряду 3-я справа, вполоборота влево, в молении,
за прп. Софией Суздальской. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ
- Ibid. P. 144-147. Cat. 53) она написана в правом верхнем ряду
среди преподобных жен.
|
Серебряная
рака с мощами прп. Евфросинии Полоцкой
в Крестовоздвиженском соборе Евфросиниева
манастыря. Фотография. 2007 г.
|
Е. изображена на иконах «Все святые, в
земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг.
XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина
Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); на совр. списках
этого извода, напр. в московских храмах свт. Николая в Клённиках
(1997, Н. Е. Алдошина), Воскресения Христова в Сокольниках (2002,
М. В. Пыжов), кн. равноап. Владимира (2001, М. Проскурова), в
ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде (2004-2005, Н.
В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л.
Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111) и др. На нек-рых рус.
иконах Миней (см., напр., кон. XX в.: ПЦК, 2003 г. М., 2002. Вкл.)
под 23 мая помещена фигура Е.
В Евфросиниевом мон-ре мощи Е. были помещены
в кипарисовую раку, обложенную серебром с позолоченными рельефами,
эмалевыми изображениями и орнаментами. Рака была выполнена на
пожертвования в 1910 г. по проекту П. А. Зыкова «в византийском
стиле XII века». На лицевой стороне помещался рельеф с изображением
перенесения мощей Е. из Иерусалима в Киево-Печерскую лавру (копия
барельефа на раке святой в Киево-Печерской лавре), на др. стороне
- закладка ц. Преображения Господня в Полоцке. На торце раки в
изголовье был изображен крест 1161 г. в сиянии, напротив - древний
вид Полоцка. Икона Е. на крышке раки была написана на кипарисе
в реалистической манере иконописцем Ф. Е. Егоровым в С.-Петербурге:
преподобная в схиме, с куколем на голове и крестом в руках представлена
фронтально, глаза закрыты, чеканный оклад оставлял открытым только
личное (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 38-39; Арлоў. 1992. Вкл.;
Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 70-72). В Евфросиниевом мон-ре хранится
поясной живописный фрагмент нач. XX в. (вырезан по контуру фигуры),
иконографически близкий к изображению Е. на раке. С него в 2006
г. был сделан список для восстановленной раки (брестский худож.
И. Романчук). В кон. XIX в. в Преображенской ц. Евфросиниева манастыря
стоял ковчег с частицей мощей Е. (со средним перстом десницы),
икона на его крышке аналогична изводу на раке Е. (Мон-рь у ц.
Спаса. 2007. С. 43). В 1921-1922 гг. рака Е. была изъята из манастыря
и пропала. Работы по ее воссозданию проводились брестским худож.-ювелиром
Кузьмичом и были закончены в 2007 г. До этого мощи святой находились
в Преображенском храме Евфросиниева манастыря в деревянной раке посл.
четв. XX в. с декоративной резьбой. Крышка раки с внутренней стороны
украшена шитым покровом совр. работы мон. Феофании (Вепровой)
из С.-Петербурга с образом Е. в зеленой рясе, коричневой мантии,
синем парамане и голубом куколе, с крестом в правой руке и со
свитком в левой (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 49).
Хотя Е. особенно почитается в Белоруссии,
на территории России также существовали храмы, приделы, часовни,
освященные во имя этой святой. Их появление в кон. XIX в. связано,
вероятно, с тем, что день ее памяти близок к дате коронации имп.
мч. Николая II, состоявшейся 14 мая 1896 г. Так, часовня во имя
Е. и свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге строилась «в память
о короновании Государя» (Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга:
Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 318-319. № 450). В 10-х
гг. XX в., после торжественного перенесения мощей Е., белорус.
правосл. общины в России нередко посвящали храмы покровительнице
Белоруссии, для них писались ее иконы.
|
Прп.
Евфросиния Полоцкая. Икона. 1989 г.
Иконописец П. А. Жаров. (Евфросиниев
манастырь, Полоцк)
|
В Саратове в приделе прп. Сергия Радонежского
храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» находится
поясная икона Е. (с крестом и четками в руках) кон. XX в. с частицей
мощей, переданная епархии по благословению еп. Полоцкого и Глубокского
Феодосия (Бильченко). В храме во имя Е. в Новосибирске почитается
поясная икона святой (с крестом и храмом) с частицей мощей - дар
митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Оглавный образ
Е. введен в группу рус. святых на левой створке живописных входных
врат нач. XXI в. в Валдайском Иверском мон-ре. На алтарном образе
в технике витража (ок. 2000) в приделе вмч. Пантелеимона ц. Введения
Пресв. Богородицы во храм в г. Висагинасе (Литва) Е. представлена
за спиной Богоматери в Деисусе.
Большое внимание иконографии Е. уделяют
совр. белорус. иконописцы, работающие в традиц. канонической стилистике.
Е., как правило, облачена в схиму, крест в руке точно воспроизводит
особенности креста 1161 г. На большой иконе, выполненной в иконописной
мастерской Гродно, Е. изображена прямолично, в рост, с крестом
в правой руке и моделью церкви в левой, к доске прикреплен ковчег
с частицей мощей. Поясной вариант этого извода (на груди Е.- наперсный
крест) представлен иконой 1996 г. работы Э. Н. Громыко (Мельников.
1997. С. 102). Небольшой оплечный образ Е. принадлежит кисти А.
В. Антонова (Орша). Поясная икона-пядница Е. находится в ц. во
имя Е. прихода храма-памятника иконы Божией Матери «Всех скорбящих
Радость» в Минске. Ростовой образ Е. с поднятой десницей и моделью
храма на левой руке, в звездчатом сегменте неба - крест 1161 г.,
создан Ф. Каркатадзе для кафедрального собора во имя прп. Симеона
Столпника в Бресте, содержит частицу св. мощей (Мон-рь у ц. Спаса.
2007. С. 113). На некоторых иконах преподобная написана в светлом
плате, по-видимому на основе приписанного ей изображения на фреске
в Преображенской ц. (иконописец А. В. Косиков). Для кафедрального
Феодоровского собора в Пинске Косиков написал икону Е., прав.
Софии Слуцкой и кнж. прп. Иулиании Ольшанской.
В полоцком Евфросиниевом мон-ре имеется
много икон Е. кон. XX - нач. XXI в. Одним из первых иконографических
изводов стал поясной прямоличный образ святой на охристом фоне
с крестом и моделью храма в руках (иконописец П. А. Жаров). В
наст. время этот образ находится при веригах Е. в Крестовоздвиженском
соборе обители (Там же. С. 55). На иконе 1992 г. (собор Воздвижения
Креста) Е. представлена в рост, вполоборота влево, с развернутым
свитком в руке (надпись: «Блажени вси боящиися Г[оспод]а…» (Пс
127. 1)) - обращена к благословляющему Иисусу Христу в сегменте
неба; на ростовой иконе 2000 г. иконописца А. Дмитриева из Крестовоздвиженского
собора Е. с крестом в руке предстоит благословляющей деснице Бога
в правом верхнем углу средника (Там же. С. 13, 102). Житийная
иконография была разработана витебским иконописцем А. Цынкаловым
на иконе с 16 клеймами - согласно надписи на обороте, «смиренное
приношение» автора мон-рю к 900-летию со дня рождения Е. (2005;
трапезная ц. во имя Е.), а также в иконописной школе при МДАиС
- икона с 14 клеймами письма Т. Жук (2006; находится над ракой
Е. в Крестовоздвиженском соборе). В обоих произведениях отражены
все основные события жизни и почитания Е.- от рождения преподобной
до перенесения св. мощей из Киева в Евфросиниев манастырь.
|
Прп.
Евфросиния Полоцкая. Икона. 1992 г.
(Евфросиниев манастырь, Полоцк)
|
После реставрации в 1985 г. в храме блгв.
кн. Александра Невского на военном кладбище в Минске на своде
были написаны образы Белорусских святых - Е., свт. Кирилла Туровского,
прмч. Афанасия Брестского. В росписи 1987-1988 гг. ц. Покрова
Пресв. Богородицы в МДА образ Е. со склоненной головой и сложенными
крестообразно руками помещен в числе первых рус. святых на зап.
стене, рядом с прп. Анной Новгородской. В стенописи кафедрального
Никольского собора в Калининграде, в приделе Всех русских святых,
среди фигур благоверных князей, святителей, мучеников, преподобных
и блаженных - изображение Е. 1988 г. работы московского иконописца
В. Александрова (Совр. правосл. икона. М., 1994. С. 215, 219).
На зап. стене над входом в собор Никольского жен. манастыря в Могилёве
Е.- с крестом и со свитком (нач. XXI в., рядом представлены Царственные
мученики, св. Тихон, патриарх Московский и всея России, см.: Аляксееў,
Лукашэвiч. Спадчына Беларусi. 2004. С. 225). Совр. монументальный
образ Е. находится на стене у иконостаса придела свт. Николая
Чудотворца в кафедральном Вознесенском соборе Новосибирска.
В связи с установлением в 1984 г. по инициативе
митр. Минского Филарета празднования Собору Белорусских святых
возник соответствующий иконографический извод, созданный Б. Кошелевым
и Т. Мадировой. На одной из икон кон. XX в. представлены Белорусские
святые на фоне белокаменного храма - минского кафедрального собора
в честь Сошествия Св. Духа, в верхнем ряду слева, рядом с кн.
блгв. Ростиславом, изображена Е. (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 359; Ярашэвiч.
2006. Ил. 43). На аналойной иконе кон. XX - нач. XXI в. письма
витебского мастера Е. Триханкиной образ святой включен в левую
группу, на правой руке она держит модель одноглавого белокаменного
храма, в левой - крест; на иконе нач. XXI в. из гродненского кафедрального
собора Покрова Пресв. Богородицы ее полуфигура с моделью церкви
в руке помещена в 3-м ряду 3-й справа.
Образ Е. разрабатывается не только в церковном
искусстве, но и в творчестве совр. белорус. и рус. художников.
На полотне М. А. Савицкого «Погребение прп. Евфросинии Полоцкой»
(1992) на фоне пейзажа изображена похоронная процессия, 3 священника
несут на плечах одр. Известны картины «Прп. Евфросиния Полоцкая»
А. Марочкина (1986), П. Свентоховского (1991), Н. Счастной (1997
- Счастная Н. Искры моей жизни. Минск, 2001. С. 97. Ил.), С. А.
Лагуновича-Черепко и А. Липского (1993) (Мельников. 1997. С. 92,
94, 96, 102), свящ. Сергия Симакова (1989), к-рый является также
автором образа «Призвание прп. Евфросинии Полоцкой» - коленопреклоненная
Е. в молитвенном обращении к ангелу, осеняющему жен. фигуры в
монашеской одежде, в центре - одноглавый храм на фоне зимнего
пейзажа, вверху - Эфесская икона Божией Матери.
|
Памятник
прп. Евфросинии в Полоцке. Скульптор
В. Голубев. 2000 г.
|
Худож.-график А. М. Кашкуревич создал цикл
рисунков, посвященных Житию Е. (прощание Е. с отцом, встреча с
сестрой Городиславой и др.); на его литографии «Прп. Евфросиния
Полоцкая - просветительница» (1987) молодая женщина в монашеском
одеянии, стоящая на фоне Преображенской ц., в руках держит раскрытую
книгу, на кисти висят четки, на груди - большой 6-конечный крест
(Там же. С. 22-26, 31, 45; Магилеўскi абласны мастацкi музей iмя
П. В. Масленiкава. Мiнск, 2003. Ил. 150). В. Васюк и Л. Гомонов
являются авторами плакатов с образом Е. (1990, 1991), Я. Кулик
- триптиха с фигурами Е., зодчего Иоанна и ювелира Лазаря Богши
(1996), Ю. В. Пискун - гобелена «Полоцкие колокола» (1990; см.:
Мельников. 1997. С. 95, 97, 100).
На территории Белорусского гос. ун-та установлен
памятник Е. (1999, скульптор И. Голубев). Святая представлена
с наперсным крестом, пером и книгой в руках, рядом стоит небольшой
столик с бумагой и чернильницей. В 2000 г. в Полоцке был открыт
бронзовый памятник Е. (скульптор В. Голубев) на гранитном постаменте:
святая в монашеском одеянии, в правой руке держит крест, в левой
опущенной - четки. На памятнике в Минске (2002, скульптор А. Артимович)
Е. держит крест, на плечах - 2 голубка. Оплечный скульптурный
образ Е. выполнен Т. Васюк (1996; см.: Там же. С. 97). Памятник-часовня
во имя Е. возведен на берегу Днепра близ Речицы на историческом
месте - там, где в 1910 г. останавливался крестный ход со св.
мощами Е. (1995, архит. Э. Агунович).
В 2001 г. Национальный банк Белоруссии
выпустил посвященные 900-летию Е. серебряную и медно-никелевую
монеты (худож. С. П. Заскевич). На лицевой стороне монет - герб
Белоруссии, на обороте в центре - рельефное изображение креста
1161 г. и входа в келью Е. (выполнено золотом), справа - профильное
ростовое изображение святой в схиме, с благословляющей десницей
и четками в левой руке. В 2002 г. был учрежден приз Президента
Белоруссии «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве»,
к-рый представляет собой образ часовни (увенчанная куполом арка
с колоколом), внутри которой помещена фигура Е. В 2004 г. Белорусским
Экзархатом учреждены и в 2007 г. изготовлены орден и медаль Е.
с ее поясным изображением на лицевой стороне. В 2007 г. отчеканена
памятная серебряная монета «Крест Евфросинии Полоцкой».
Лит.: Арлоў У. Еўфрасiння Полацкая. Мiнск, 1992.
Вкл. (Святыя землi Беларускай); Мельников А. А. Прп. Евфросиния
Полоцкая. Минск, 1997. (Наши духовные ценности; 3); Маркелов.
Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 105; Мон-рь у ц. Спаса:
Полоцкий Спасо-Евфросиниевский манастырь с древности до наших дней:
Фотоальбом. Минск, 2000; То же с доп. Минск, 2007; Аляксееў А.,
Лукашэвiч А. Спадчына Беларусi. Мiнск, 2004; Киево-Печерский патерик:
У истоков рус. монашества: Кат. / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М.,
2006. С. 33, 48, 53, 63-64, 80-84. Кат. 61, 79, 88, 121, 128,
132, 135; Ярашэвiч А. А. Мiнскi Свята-Духаў кафедральны сабор.
Мiнск, 2006; Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007; Житие прп. Евфросинии,
игуменьи Полотской (1173). Витебск, 2007; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская
ц. Евфросиньева манастыря и ее фрески. М., 2007.
М. В. Басова
|