Вси
святии |
|
Свято-Евфросиниевские Торжества стали одним из ярчайших событий в церковной жизни России предреволюционной эпохи. Они начались в Киеве 19 апреля (2 мая по н. ст.) 1910 года. В этот день мощи угодницы Божией были помещены в новый кипарисовый гроб [6] и изнесены из Дальних пещер Киево-Печерской Лавры в Великую церковь. В нише Благовещенского храма Дальних пещер, «для утешения братии Киево-Печерской Лавры», была оставлена прежняя рака с частицей мощей святой [7]. В Великой церкви мощи преподобной находились почти двое суток. В течение всего этого времени, днем и ночью, киевляне и паломники, в огромном множестве, прикладывались к святыне. Праздничные богослужения в Великой лаврской церкви возглавлял Киевский митрополит Флавиан (Городецкий), которому сослужили викарные архиереи Киевской епархии, Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков), киевское и полоцкое духовенство.
22 апреля, по окончании Божественной Литургии, торжественным крестным ходом, на раменах епископов и архимандритов, мощи преподобной Евфросинии были перенесены на казенную пристань и помещены на пароходе «Головачев», на котором, согласно Высочайше утвержденному церемониалу, они следовали по Днепру до Орши (695 верст). Берег Днепра повсюду, где находились даже самые малые деревушки, был усеян богомольцами. Люди стояли в ожидании святыни в течение многих часов, даже ночью, с зажженными свечами в руках. При приближении парохода все становились на колени и пели величание преподобной. Некоторые богомольцы черпали горстями и пили воду из Днепра, как освященную, прохождением по ней великой угодницы Божией. По пути следования от Киева до Орши «Головачев» совершал остановки только в крупных населенных пунктах: Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве и Орше. От Орши до Полоцка (более 170 верст) верующие благоговейно несли святыню на руках, окружным путем, по всем уездам губернии, чтобы мощам преподобной могло поклониться как можно больше людей. Святыню на всем пути ее шествия от Киева до Полоцка сопровождали благочинный монастырей Полоцкой епархии архимандрит Пантелеимон (Рожновский), игумения Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители Илариона (Черных) с двенадцатью монахинями, начальница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского училища игумения Нина (Боянус), священник Полоцкого монастыря протоиерей Николай Черепнин, представитель Киевского Свято-Владимирского братства протоиерей Михаил Митроцкий, а также специально командированные представители гражданской власти.
20 мая 1910 года крестный ход с мощами святой прибыл в Полоцк, который «никогда не видел в стенах своих такого стечения народа, пришедшего не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других более отдаленных мест» [8]. В Полоцких торжествах 1910 года принимали участие митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский), великий князь Константин Константинович Романов с сыновьями Олегом и Игорем, великая княгиня Елисавета Феодоровна, королева Греции Ольга Константиновна, обер-прокурор Св. Синода С. М. Лукьянов и другие.
22 мая (4 июня по н. ст.) торжественная процессия с мощами преподобной Евфросинии прибыла в Спасскую обитель, и святыня была внесена Августейшими Особами и высшим духовенством в монастырский собор Воздвижения Креста Господня и поставлена на помосте. 23 мая (5 июня по н. ст.) по окончании Божественной Литургии во время пения молебна, под торжественный звон колоколов, мощи преподобной Евфросинии крестным ходом были обнесены вокруг Кресто-Воздвиженского и Спасского храмов обители и помещены в древней Спасской церкви в специально сооруженной для них серебряной раке, изготовленной на доброхотные пожертвования верующих. На всем пути следования мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, по молитвам угодницы Божией, совершались многочисленные чудеса исцелений. Некоторые из них были опубликованы в периодических и других изданиях начала прошлого века. В 1913 году в Витебской губернской типографии вышла в свет брошюра «Чудесныя знамения от св. мощей Преподоб. Евфросинии, княжны Полоцкой», составленная священником Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Николаем Черепниным. В эту книгу были включены, в числе других, рассказы о чудесной помощи преподобной из монастырской летописи. В 1911 году в Синодальной типографии Санкт-Петербурга вышла в свет «Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении Полотския, от града Киева во град Полотск», текст которой, по благословению Преосвященного Серафима (Мещерякова), епископа Полоцкого и Витебского, был составлен витебскими священниками – Димитрием Александровым и епархиальным миссионером Феодором Борнуковым [9]. Вскоре после Свято-Евфросиниевских торжеств Полоцкий Преосвященный Серафим (Мещеряков) обратился в Св. Синод с прошением совершать ежегодное перенесение мощей преподобной Евфросинии из древней Спасской церкви в Кресто-Воздвиженский собор. Эта традиция, по благословению Св. Синода, была введена уже в 1913 году и существовала вплоть до закрытия Полоцкой обители в 1924 (1925?) году [10]. Перенесение мощей преподобной всегда являлось духовным торжеством для Спасского монастыря и совершалось особым чином. Ежегодно накануне дня памяти святой – 22 мая (4 июня по н. ст.) – мощи угодницы Божией переносились в Кресто-Воздвиженский собор, где затем находились до осени. В первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери святыню возвращали в древнюю церковь. Частица мощей преподобной Евфросинии (средний перст правой руки), находившаяся с 1871 года в Спасском храме, в 1911 году, по просьбе настоятеля Витебского кафедрального собора протоиерея Алексия Матюшенского, с соизволения Св. Синода, была перенесена в Витебск. По предложению владыки Серафима был разработан особый церемониал и определен маршрут для торжественного шествия, которое и состоялось в мае-июне 1911 года. Маршрут следования святыни проходил чрез различные населенные пункты Полоцкой епархии: Россоны, Язно, Невель, Рудню, Городок. 11 июня ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии, с подобающими почестями, была перенесен «на постоянное пребывание» в Витебский Свято-Николаевский собор. В 1912 году епископ Холмский Евлогий (Георгиевский), участник торжеств 1910 года, ходатайствовал в Св. Синод о даровании Турковицкой православной женской общине частицы мощей святой Евфросинии для нового каменного храма, построенного на Холмщине в ее честь (указом от 19 апреля 1912 года это ходатайство было удовлетворено) [11]. Впоследствии частицы святых мощей были отделены также для Риги, Новочеркасска и Варшавы[12]. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в связи с приближением к Полоцку линии фронта, последовало распоряжение Св. Синода эвакуировать мощи преподобной Евфросинии в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Эвакуация производилась в срочном порядке. Вместе с мощами преподобной в Ростов Великий отправились сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с настоятельницей игуменией Еленой (Волковой). До Витебска святыню сопровождал Преосвященный Елевферий (Богоявленский), епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. 8 сентября вечером святые мощи специальным поездом прибыли в Витебск. С вокзала в кафедральный собор их несли на раменах священнослужители, крестным ходом, при участии множества богомольцев. В Свято-Николаевском соборе гробница с мощами находилась двое суток, перед ней непрерывно совершались молебны при огромном стечении народа. На вокзал для следования в Ростов святыня была изнесена также крестным ходом на раменах священнослужителей, в сопровождении множества верующих [13].
По прибытии в Ростовский Авраамиев монастырь, где нашли приют и полоцкие сестры, мощи преподобной Евфросинии были помещены в Богоявленском монастырском соборе, близ мощей преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца. Из архивных документов известно, что уже в 1916 году предполагалось возвратить мощи преподобной из Ростова в Полоцк. Однако осуществить это намерение не удалось по причине событий, связанных с революцией, Гражданской войной и последующими репрессиями, массовыми арестами верующих. В июле 1917 года Указом Св. Синода Преосвященный Кирион (Садзегелли) был уволен от управления Полоцкой епархией, согласно прошению. Полномочия правящего архиерея временно «впредь до замещения Полоцкой архиерейской кафедры»были переданыепископу Двинскому Пантелеимону (Рожновскому) [14]. Однако уже в июне 1918 года Съезд духовенства и мирян Полоцкой епархии, проходивший в Витебске, избрал на Полоцкую кафедру Преосвященного Иннокентия (Ястребова), проживавшего в то время в Москве, являвшегося постоянно присутствующим членом Св. Синода и настоятелем Московского Донского монастыря [15]. Прежде чем отправиться на место нового служения, Преосвященный Иннокентий, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, посетил Ростов Великий, откуда и привез с собою в Витебск ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии. На обратном пути из Ростова святыня в течение нескольких дней находилась в Московском Донском монастыре. 14 июля 1918 года, по прибытии епископа Иннокентия в Витебск, ковчег с частицей мощей преподобной был помещен в кафедральном Свято-Николаевском соборе. В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции РСФСР издал постановление об организованном вскрытии мощей по всей стране. Уже в апреле 1920 года по распоряжению властей, «на общих основаниях», подверглись вскрытию святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, а также мощи преподобного Авраамия и других Ростовских чудотворцев: «26 апреля [16] 1920 г. были вскрыты мощи св. Евфросинии, Кн. Полоцкой, находящейся в Авраамиевском м<онасты>ре, умершей в двенадцатом столетии… Мощи покоятся в новом монашеском облачении (схима, штофный красный саван)» [17]. Местная пресса оценивала эту богоборческую акцию как «крупную победу» и «удар по старой религии». Однако современник тех событий С. А. Соколов писал: «Вскрытие мощей произвело совершенно обратное впечатление на население, чем предполагалось советской властью. Мощи оставались открытыми целую неделю, и всю эту неделю люди ходили на их поклонение. По окончании поклонения мощи были убраны обратно в раки и снова закрыты покрывалами. Поговаривали было о зарытии их в землю или о передаче в музей Церковных Древностей, да так и отстали» [18].
Перевезти мощи преподобной в Полоцк игумении Елене и сестрам удалось, предположительно, лишь в 1921 году. Вскоре, во время проведения советской властью кампании по изъятию церковных ценностей, из Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители была реквизирована драгоценная серебряная рака, изготовленная для святых мощей в 1910 году, а также Крест преподобной Евфросинии, множество святых икон, драгоценные ризы, оклады, евхаристические сосуды. 13 мая 1922 года по постановлению Народного комиссариата юстиции РСФСР во второй раз, теперь уже в Полоцке, совершилось кощунственное вскрытие мощей преподобной [19]. В течение недели они оставались открытыми в Спасо-Преображенском монастырском храме, а утром 21 мая пассажирским поездом святыню отправили в Витебск. В ясеневом гробе мощи преподобной были привезены в Витебский губернский историко-археологический музей, где через несколько дней, уже в третий раз, совершилось их вскрытие [20]. В музее, с целью антирелигиозной пропаганды, святые мощи в открытом виде были выставлены рядом с католическими, униатскими и еврейскими предметами религиозного культа, коллекциями нумизматики, вееров, столовой посуды и другими подобными экспонатами. Через несколько лет, в 1924 году, обновленческий епископ Витебский Гавриил (Свидерский) предпринял попытку вернуть святые мощи преподобной из Витебского музея в распоряжение Витебского епархиального управления. Однако представители властей не сочли нужным исполнить эту просьбу [21].
В том же 1924 году Витебский губернский историко-археологический музей, преобразованный в отделение Белорусского государственного музея, был перенесен в здание бывшей Городской думы [22]. Мощи преподобной Евфросинии находились в этом здании до 1940 года, затем, некоторое время, – в антирелигиозном музее, устроенном в помещении бывшего костела святого Антония [23]. В июле 1941 года мощи преподобной были перенесены верующими в Витебскую Свято-Покровскую церковь [24].
Во время немецкой оккупации, в годы Великой Отечественной войны, когда началось возрождение Спасо-Евфросиниевского монастыря, монашествующим удалось добиться разрешения немецкого командования на возвращение нетленных мощей угодницы Божией в основанную ею обитель. 23 октября 1943 года поезд со святыми мощами прибыл в Полоцк. На железнодорожном вокзале святыню встречало все местное духовенство, сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с игуменией Ананией и духовником обители игуменом Модестом (Павловым), множество верующих. Торжественным крестным ходом гробница с мощами в тот же день была доставлена в Софийский собор и установлена посреди храма. 24 октября, по окончании Божественной Литургии, при огромном стечении народа святыня была принесена в Спасский монастырь и помещена на своем историческом месте – в древней церкви Спаса. В июне 1960 года Полоцкий городской совет депутатов трудящихся обращался с ходатайством в вышестоящие органы об изъятии из Спасо-Евфросиниевской обители мощей преподобной Евфросинии и перенесении их в Полоцкий историко-краеведческий музей. Вместе с тем, Полоцкий горсовет постановил «просить исполком Витебского областного совета депутатов трудящихся войти в ходатайство перед Советом Министров БССР по делам Русской Православной Церкви… о закрытии Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря» [25]. В скором времени власти распорядились о закрытии Полоцкой обители [26], однако святотатственному намерению перенести святые мощи в музей Господь не допустил осуществиться. Мощи преподобной Евфросинии и после того, как Спасская обитель официально перестала существовать, оставались в древней монастырской церкви Спаса, переданной на попечение приходской общины и долгие годы являвшейся единственной действующей в Полоцке и его окрестностях. Все это время святые мощи почивали близ алтаря, в деревянной гробнице. И лишь один раз в году, в день памяти преподобной Евфросинии, по окончании богослужения, при закрытых дверях, гробницу открывали и верующие могли приложиться к святыне. В конце 80-х годов для мощей преподобной была изготовлена новая резная дубовая рака с сенью [27].
6 июля 1989 года, последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Спустя девять лет, в апреле 1998 года, впервые во вновь открывшейся обители совершилось переоблачение и освидетельствование мощей преподобной Евфросинии. В этом священнодействии принимали участие епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий [28], врач-эксперт игумен Агапит (Юрков), настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Анфиса и несколько монахинь.
В результате медицинского освидетельствования святых мощей был составлен акт, подписанный врачом-экспертом игуменом Агапитом. Заключение этого акта гласит: «Честные останки преподобной Евфросинии, игуменьи и княжны Полоцкой, представляют собой нетленные святые мощи с прекрасно сохранившимся скелетом и мягкими тканями… Отдельные частицы отделены от мощей при изымании их, как святыни; когда-то целые части разъединены при варварском отношении к ним богоборчески настроенных представителей мира.
Факт сохранения освященных останков преподобной игуменьи Евфросинии в их нынешнем виде без всяких средств консервации на протяжении многих веков, при неоднократном перенесении с места на место и пребывании в самых разных климатических условиях, свидетельствует о том, что святые мощи находятся в хорошо сохранившемся состоянии нетления, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства» [29].
В 2003 году по благословению священноначалия Белорусской Православной Церкви брестский художник-ювелир Н. П. Кузьмич приступил к работе над изготовлением новой серебряной раки для мощей преподобной. Рака создавалась по образцу утраченной (в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря было найдено несколько сохранившихся фотографий раки 1910 года, сделанных в начале прошлого века фотографом Н. П. Мироновым). Средства на изготовление раки для святых мощей жертвовали все епархии Белорусского Экзархата, белорусские предприниматели. 120 кг серебра было выделено из Государственного фонда драгоценных металлов.
В 2006 году, уже во второй раз, в порядке подготовительных мероприятий к приближавшемуся торжеству, связанному с окончанием работ по созданию новой серебряной раки, было совершено полное переоблачение и освидетельствование мощей преподобной княжны и игумении Полоцкой. На святые мощи были надеты новые монашеские одеяния, а также возложены серебряные параманд с крестом, переданные наместником Московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Мощи преподобной Евфросинии переложили на особое деревянное основание, специально изготовленное в Киево-Печерской Лавре и присланное настоятелем Киевского Свято-Введенского монастыря архимандритом Дамианом (Давыдовым). Затем святыню снова поместили в прежнем деревянном гробе в резную дубовую раку.
Серебряная рака, изготовленная Н. П. Кузьмичом, была доставлена в Спасскую обитель 29 мая 2007 года. По благословению Высокопреосвященнейшего Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского, 3 июня того же года мощи преподобной Евфросинии были еще раз частично переоблачены, а затем помещены в новый кипарисовый гроб. На следующий день, 4 июня, за несколько часов до начала праздничного всенощного бдения, в монастырском соборе, по традиции, была отслужена малая вечерня с акафистом преподобной, завершившаяся торжественным крестным ходом. Во время пения 13-го кондака акафиста кипарисовый гроб с нетленными мощами святой поместили в новую серебряную раку. 5 июня 2007 года, в присутствии Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, многочисленного духовенства и паломников, прибывших на торжества, Экзарх Белорусской Православной Церкви, митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил освящение серебряной усыпальницы для мощей святой Евфросинии.
В августе 2009 года в Кресто-Воздвиженском соборе над ракой с мощами преподобной была установлена сень, сделанная по образцу 1910 года. Средства на изготовление сени – щедрые пожертвования от усердия многих благоговейных почитателей святой княжны и игумении Полоцкой. Так, к юбилейным Свято-Евфросиниевским торжествам 2010 года были завершены многолетние труды по воссозданию утраченных в годы советской власти святынь Спасской обители. Накануне празднования в честь 100-летия со времени перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, 3 июня 2010 года, в Свято-Евфросиниевском храме установили ковчег-мощевик с сенью, переданный в дар монастырю от прихода церкви Рождества Христова деревни Б. Стиклево Минской епархии и частных благотворителей. В этот ковчег была заложена частица мощей преподобной Евфросинии, а вокруг нее помещены камни, привезенные со святых мест Афона и Иерусалима.
[1] Место погребения прп. Евфросинии Полоцкой в обители прп. Феодосия Великого почитается православными паломниками и в настоящее время. В 1955 г. в Лавре прп. Феодосия на месте захоронений преподобных отцов и жен был выстроен храм. Место погребения прп. Евфросинии отмечено в этом храме памятной дощечкой с надписью на греческом языке: «Гробница святой Евфросинии». [2] Тыртов, А. Некоторые пояснения к описанию жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. – Витебск, 1893. С. 17. [3] См.: Титов, Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 517–519. [4] В 1877 г. для частицы мощей преподобной Евфросинии на средства действительного статского советника Матюнина был изготовлен новый серебряный ковчег. [5] Довгялло, Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 2–4. [6] Речь идет о новом кипарисовом гробе, изготовленном братией Киево-Печерской Лавры для перенесения мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. [7] В настоящее время на этом месте почивают мощи сщмч. Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Рака и икона с частицей мощей прп. Евфросинии (изображение, созданное ок. 1910 г. лаврским иконописцем Сониным) находятся сейчас в одном из коридоров Дальних пещер. Над ракой – также икона св. Евфросинии (40–е гг. XIX в.) и надпись следующего содержания: «На сем месте 737 лет почивали св. мощи преподобной Евфросинии… 20 апреля 1910 г. сии св. мощи по неоднократным, усиленным просьбам полочан… перенесены в благословенный град Полоцк в Спасо-Евфросиниев монастырь… здесь, где покоились мощи, поставлена сия св. икона преподобной с частицею св. мощей ее». [8] Шавельский, Г., прот. На торжестве перенесения мощей преп. Евфросинии в гор. Полоцке // Полоцкие епархиальные ведомости. – 1910. – № 33. С. 738. [9] В 2007 г. Синод Белорусского Экзархата постановил 24 мая (6 июня по н. ст.) совершать ежегодное празднование в честь перенесения мощей прп. Евфросинии. Тогда же была введена в церковное употребление служба, составленная в 1911 г. [10] Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь был закрыт по распоряжению советской власти в 1924 г. (по другим источникам – в 1925 г.). Все здания, принадлежавшие обители, тогда же были переданы военному ведомству и другим государственным структурам. [11] Указ Св. Синода № 5708 от 19 апреля 1912 г. // Полоцкие епархиальные ведомости. – 1912. – № 20. [12] Местонахождение четырех вышеупомянутых частиц в настоящее время неизвестно. [13] Вероятно, тогда же из Витебского Свято-Николаевского собора в Ростов Великий был эвакуирован и ковчег с частицей мощей прп. Евфросинии (средним перстом правой руки). [14] Полоцкие епархиальные ведомости. – 1917. – № 39. [15] Преосвященный Иннокентий (Ястребов) принимал деятельное участие в перенесении мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. 20 апреля 1910 г. он совершал Божественную Литургию в пещерном храме Благовещения Пресвятой Богородицы, и именно им мощи преподобной были переложены из ветхой старой гробницы в новый кипарисовый гроб. Впоследствии Преосвященый Иннокентий (Ястребов) возглавлял Полоцко-Витебскую кафедру в 1914–1915 гг. [16] Здесь и далее все даты приведены по новому стилю. [17] ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 425, л. 280. [18] Богоявленский Авраамиев монастырь. — Ростов Великий, 2008. — С. 34. [19] Учреждение «Зональный государственный архив в г. Полоцке» (далее – ЗГАП), ф. 51, оп. 1, д. 91, т. 1, лл. 66–66 об. [20] ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 43, л. 288. [21] НИАБ, ф. 2786, оп. 1, д. 13, л. 14 об. [22] В настоящее время – это Витебский областной краеведческий музей [23] ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 103, л. 46. [24] ЗГАП, ф. 225, оп. 1, д. 2, л. 311. [25] ЗГАП, ф. 658, оп. 1, д. 244, лл. 100–102. [26] Архивные документы сообщают, что власти под разными предлогами пытались закрыть монастырь и ранее. И только благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия I, который покровительствовал Спасской обители и игумении Елевферии, монастырь «продержался» до 1960 г. [27] В этой раке в Спасском храме близ алтаря мощи преподобной Евфросинии почивали до 2007 г.; затем, в связи с началом в древней церкви комплексных реставрационных работ, святыня была перенесена в Кресто-Воздвиженский собор. [28] 24 февраля 2006 г. Преосвященный Феодосий был возведен в сан архиепископа. [29] Акт медицинского освидетельствования честных
останков преподобной Евфросинии, игуменьи и княжны Полоцкой, от
9 апреля 1998 г. // Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«...Еще на малое время
свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Лк.
12, 35).
|
Приход во имя святителя Лаврентия, епископа
Туровского, чудотворца. |
|
223049 Республика Беларусь. Минский район,
а/г Щомыслица, ул. Жуковского, 50. Храм свт. Лаврентия Туровского. |
При использовании материалов
сайта гиперссылка на сайт Собор Белорусских святых обязательна
>>>
|
обновлено
12 марта 2012 года.
|