Вси святии
Земли Белорусской,
молите Бога
о нас!

   Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.   
Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Евфросиния игумения Полоцкая,
преподобная

память 23 мая / 5 июня
Тропарь, глас 8
Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилищи Божию слову, последовала еси, Евфросиние. Славу временную и земнаго обручника оставльши и вся мирская презревши, краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси, крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи и многия к Нему наставляющи, во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси, идеже моли, Егоже возлюбила еси, о чтущих благочестно память твою.
Кондак, глас 6
Избранную Христову невесту песньми восхвалим днесь, вернии, Евфросинию; сия бо княжна, дом отчий оставльши и во иночестве поживши добре, многая управила есть ко спасению; во Иерусалиме плотию преставльшися, во Иерусалим горний духом преселися и тамо присно за ны молится. Ейже тако возопиим: Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.
 
  Собор Белорусских святых
Главная страница
  Кем были белорусские святые
  Иконы Святых
  Служба Белорусским святым
  Молитвы святым
  Дополнительные материалы
  Последние обновления сайта
     
    Преподобная Евфросиния
  Житие
  Биография
Мощи
Почитание
  Иконография
  Акафист
  Молитвы
Иконы
  Фото
Евфросиньевский Крест
Чудесная помощь святой
Дополнительные материалы
   
   
   
   
   
     
     
     

Краткое популярное житие преподобной Евфросинии Полоцкой

Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде. Родилась угодница Божия в начале XII века[1] в семье Полоцкого князя Георгия[2] и княгини Софии. Из жития преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых, и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали ее руки. Однако, достигнув совершеннолетия[3], она не захотела вступать в брак. Чувствуя в своей душе горячее желание всецело посвятить себя служению Господу, Предслава тайно от родителей ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменией была ее родная тетя, вдова князя Романа[4]. Намерение юной княжны оставить мир поначалу привели игумению в трепет и смущение. Она стала уговаривать племянницу отказаться от задуманного. Но после беседы с Предславой удивилась блаженная княгиня «разуму отроковицы и ее любви к Богу и повелела исполнить волю ее. И огласил ее иерей, и постриг ее; и нарекли ей имя Евфросиния…»[5].

В скором времени святая Евфросиния по благословению епископа Илии перешла на жительство в келию при Полоцком Софийском соборе. Избрав для духовных подвигов это святое место, инокиня-княжна день и ночь славословила Бога, а в свободные от молитвы и богомыслия часы занималась переписыванием священных книг. «Вселившись же начала преподобная Евфросиния… книги писать своими руками и, плату взимая, отдавать нуждающимся».

Однажды в сонном видении преподобной явился Ангел и возвестил о том, что надлежит ей идти на место, называемое Сельцо. В ту же самую ночь Ангел явился и епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного». Следуя зову Божию, получив благословение епископа, преподобная с одной из черноризиц вскоре отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба. Придя в загородное Сельцо, она водворилась там и стала еще усерднее подвизаться в молитвах к Богу.

По прошествии некоторого времени начали приходить к преподобной девицы, искавшие спасения души. Образовалась иноческая обитель. Желая приобщить к иноческой жизни свою младшую сестру Градиславу, преподобная Евфросиния взяла ее в монастырь для научения грамоте. Впоследствии Градислава не захотела возвратиться в мир и была пострижена с именем Евдокия. Вскоре и дочь князя Бориса[6] Звенислава, двоюродная сестра преподобной, также пришла в обитель, желая избежать супружества и уневеститься Христу. С любовью приняла ее игумения Евфросиния и «повелела иерею постричь ее, – и нарекли ей имя Евпраксия».

Древнее житие повествует, что преподобная пожелала возвести в монастыре на месте ветхого деревянного храма каменный. На это благое дело Господь призвал талантливого мастера, зодчего Иоанна, под руководством которого храм в честь Всемилостивого Спаса был воздвигнут всего за тридцать недель. Незадолго до окончания строительства церкви рабочие обнаружили, что количество приготовленной плинфы[7] недостаточно. «…И поискав, не нашли ничего. И печалилась об этом Евфросиния и, вздохнувши, сказала: “Слава Тебе, Владыко, Вседержителю и Человеколюбче, даровавший нам большее, – подай же нам и меньшее, чем совершится церковь Твоя”. И так она помолилась, и поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы», благодаря чему и удалось завершить строительство в назначенный срок.

По благословению преподобной Евфросинии, в 1161 году для Спасского храма мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил напрестольный крест-ковчег, который содержал в себе великие святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского.

Неподалеку от Спасской обители преподобная Евфросиния воздвигла другую каменную церковь – в честь Пресвятой Богородицы. «И ее создав, украсила иконами и, освятив, передала монахам, – и был монастырь большой». Именно для Богородицкой обители святая испросила в Византии древнюю Эфесскую икону Пречистой Девы, написанную, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой. С этой целью отправила она в Царьград к императору Мануилу Комнину[8] и Патриарху Луке Хрисовергу[9] «слугу» своего Михаила со многими дарами. Как только Эфесский образ был доставлен в Полоцк, преподобная «внесла его в церковь Пресвятой Богородицы, поставила и, воздев руки, молвила: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе!..”. И то сказав, украсила она икону золотом и камнями драгоценными и установила каждый вторник носить ее по святым церквам».

Еще при жизни блаженной Евфросинии Господь прославил основанные ею обители. Они стали центрами книжности и просвещения Полоцкой земли. Из них, как из источников благодати, многие почерпали обильно духовные знание и мудрость. Святая же игумения, видя множество инокинь и иноков, собранных во имя Господне, «радовалась им, как своему спасению» и прилагала неустанное попечение о вверенных ей душах.

Достигнув преклонных лет и высоты духовного совершенства, преподобная пожелала совершить паломничество во Святую Землю. Там угодница Божия молила Христа, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на месте Его страданий и воскресения, и молитва ее была услышана. Во время своего пребывания в Иерусалиме трижды приходила святая поклониться Живоносному Гробу Господню. Однако затем она «Божиим посещением впала в недуг и начала болеть». 23 мая (5 июня) 1173 года, причастившись Святых Христовых Таин, блаженная Евфросиния почила о Господе. Честное тело ее было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти церкви Пресвятой Богородицы. Спустя четырнадцать лет, в 1187 году, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, христиане, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи Полоцкой княжны. Так как на Руси из-за частых княжеских междоусобиц было в те времена неспокойно, святыню не удалось доставить в Полоцк. Нетленные мощи преподобной Евфросинии были принесены в Киево-Печерскую Лавру. В Дальних пещерах этой древней обители они почивали более семи столетий.

В царствование благочестивого императора Николая II, в 1910 году, святые мощи преподобной были торжественно перенесены из Киева в Полоцк, в основанный ею Спасский монастырь. Здесь они покоятся и в настоящее время, нетлением и чудесами свидетельствуя нашим современникам об истинности православной веры, о любви к Богу, которая сильнее смерти, о великом дерзновении святых, ходатайствующих за нас пред Господом.

Текст публикуется с сокращением по изданию «Дивен Бог во Святых Своих. Преподобная Евфросиния Полоцкая: житие, современные чудеса». – Полоцк, 2010.


[1] Точная дата рождения прп. Евфросинии неизвестна. Большинство исследователей относят ее рождение к 1101–1108 гг.

[2] Речь идет о князе Георгии Всеславиче (†1129), младшем сыне Полоцкого князя Всеслава Брячиславича (1044–1101).

[3] Совершеннолетием в Древней Руси считался возраст 12 лет.

[4] Князь Роман Всеславич (†1116), родной брат отца прп. Евфросинии.

[5] Здесь и далее цитаты из жития XVI в. приводятся по изданию: Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полотская: житие, чудеса, служба с акафистом. – Мн., 2006.

[6] Речь идет о Полоцком князе Борисе Всеславиче (†1128), родном брате отца прп. Евфросинии.

[7] Плинфа – тонкий, хорошо обожженный кирпич, использовавшийся при строительстве византийских и древнерусских храмов.

[8] Мануил I Комнин, византийский император с 1143 по 1180 г.

[9] Лука Хрисоверг, Патриарх Константинопольский с 1156 по 1169 г.

<<<  Вернуться назад

 

 

«...Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Лк. 12, 35).

Приход во имя святителя Лаврентия, епископа Туровского, чудотворца.
Минской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. http://hramlavrenty.narod.ru/


2011
-
2012
год

223049 Республика Беларусь. Минский район, а/г Щомыслица, ул. Жуковского, 50. Храм свт. Лаврентия Туровского.
Настоятель храма протоиерей Александр Викторович Головин.

При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт Собор Белорусских святых обязательна >>>
 обновлено 23 июля 2011 года.
Сайт создан в системе uCoz