Краткое популярное житие
преподобной Евфросинии Полоцкой
Преподобная Евфросиния, носившая
в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки
которого восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде.
Родилась угодница Божия в начале XII века[1]
в семье Полоцкого князя Георгия[2]
и княгини Софии. Из жития преподобной известно, что годы своего
отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых,
и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец.
Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за
пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали ее руки. Однако,
достигнув совершеннолетия[3],
она не захотела вступать в брак. Чувствуя в своей душе горячее желание
всецело посвятить себя служению Господу, Предслава тайно от родителей
ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменией была ее
родная тетя, вдова князя Романа[4].
Намерение юной княжны оставить мир поначалу привели игумению в трепет
и смущение. Она стала уговаривать племянницу отказаться от задуманного.
Но после беседы с Предславой удивилась блаженная княгиня «разуму
отроковицы и ее любви к Богу и повелела исполнить волю ее. И огласил
ее иерей, и постриг ее; и нарекли ей имя Евфросиния…»[5].
В скором времени святая Евфросиния по благословению епископа Илии
перешла на жительство в келию при Полоцком Софийском соборе. Избрав
для духовных подвигов это святое место, инокиня-княжна день и ночь
славословила Бога, а в свободные от молитвы и богомыслия часы занималась
переписыванием священных книг. «Вселившись же начала преподобная
Евфросиния… книги писать своими руками и, плату взимая, отдавать
нуждающимся».
Однажды в сонном видении преподобной явился Ангел и возвестил о
том, что надлежит ей идти на место, называемое Сельцо. В ту же самую
ночь Ангел явился и епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию
Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то
святое, а она достойна Царства Небесного». Следуя зову Божию,
получив благословение епископа, преподобная с одной из черноризиц
вскоре отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба.
Придя в загородное Сельцо, она водворилась там и стала еще усерднее
подвизаться в молитвах к Богу.
По прошествии некоторого времени начали приходить к преподобной
девицы, искавшие спасения души. Образовалась иноческая обитель.
Желая приобщить к иноческой жизни свою младшую сестру Градиславу,
преподобная Евфросиния взяла ее в монастырь для научения грамоте.
Впоследствии Градислава не захотела возвратиться в мир и была пострижена
с именем Евдокия. Вскоре и дочь князя Бориса[6]
Звенислава, двоюродная сестра преподобной, также пришла в обитель,
желая избежать супружества и уневеститься Христу. С любовью приняла
ее игумения Евфросиния и «повелела иерею постричь ее, – и нарекли
ей имя Евпраксия».
Древнее житие повествует, что преподобная пожелала возвести в монастыре
на месте ветхого деревянного храма каменный. На это благое дело
Господь призвал талантливого мастера, зодчего Иоанна, под руководством
которого храм в честь Всемилостивого Спаса был воздвигнут всего
за тридцать недель. Незадолго до окончания строительства церкви
рабочие обнаружили, что количество приготовленной плинфы[7]
недостаточно. «…И поискав, не нашли ничего. И печалилась об этом
Евфросиния и, вздохнувши, сказала: “Слава Тебе, Владыко, Вседержителю
и Человеколюбче, даровавший нам большее, – подай же нам и меньшее,
чем совершится церковь Твоя”. И так она помолилась, и поутру, по
устроению Божию, в печи были найдены плинфы», благодаря чему
и удалось завершить строительство в назначенный срок.
По благословению преподобной Евфросинии, в 1161 году для Спасского
храма мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил напрестольный крест-ковчег,
который содержал в себе великие святыни: частицу Животворящего Древа
с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба
Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана,
великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика
Димитрия Солунского.
Неподалеку от Спасской обители преподобная Евфросиния воздвигла
другую каменную церковь – в честь Пресвятой Богородицы. «И ее
создав, украсила иконами и, освятив, передала монахам, – и был монастырь
большой». Именно для Богородицкой обители святая испросила в
Византии древнюю Эфесскую икону Пречистой Девы, написанную, по преданию,
самим апостолом и евангелистом Лукой. С этой целью отправила она
в Царьград к императору Мануилу Комнину[8]
и Патриарху Луке Хрисовергу[9]
«слугу» своего Михаила со многими дарами. Как только Эфесский
образ был доставлен в Полоцк, преподобная «внесла его в церковь
Пресвятой Богородицы, поставила и, воздев руки, молвила: “Слава
Тебе, Господи, слава Тебе!..”. И то сказав, украсила она
икону золотом и камнями драгоценными и установила каждый вторник
носить ее по святым церквам».
Еще при жизни блаженной Евфросинии Господь прославил основанные
ею обители. Они стали центрами книжности и просвещения Полоцкой
земли. Из них, как из источников благодати, многие почерпали обильно
духовные знание и мудрость. Святая же игумения, видя множество инокинь
и иноков, собранных во имя Господне, «радовалась им, как своему
спасению» и прилагала неустанное попечение о вверенных ей душах.
Достигнув преклонных лет и высоты духовного совершенства, преподобная
пожелала совершить паломничество во Святую Землю. Там угодница Божия
молила Христа, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на месте
Его страданий и воскресения, и молитва ее была услышана. Во время
своего пребывания в Иерусалиме трижды приходила святая поклониться
Живоносному Гробу Господню. Однако затем она «Божиим посещением
впала в недуг и начала болеть». 23 мая (5 июня) 1173 года, причастившись
Святых Христовых Таин, блаженная Евфросиния почила о Господе. Честное
тело ее было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого,
при паперти церкви Пресвятой Богородицы. Спустя четырнадцать лет,
в 1187 году, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин,
христиане, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи Полоцкой
княжны. Так как на Руси из-за частых княжеских междоусобиц было
в те времена неспокойно, святыню не удалось доставить в Полоцк.
Нетленные мощи преподобной Евфросинии были принесены в Киево-Печерскую
Лавру. В Дальних пещерах этой древней обители они почивали более
семи столетий.
В царствование благочестивого императора Николая II, в 1910 году,
святые мощи преподобной были торжественно перенесены из Киева в
Полоцк, в основанный ею Спасский монастырь. Здесь они покоятся и
в настоящее время, нетлением и чудесами свидетельствуя нашим современникам
об истинности православной веры, о любви к Богу, которая сильнее
смерти, о великом дерзновении святых, ходатайствующих за нас пред
Господом.
Текст публикуется с сокращением по изданию «Дивен Бог во
Святых Своих. Преподобная Евфросиния Полоцкая: житие, современные
чудеса». – Полоцк, 2010.
[1] Точная дата рождения прп.
Евфросинии неизвестна. Большинство исследователей относят ее рождение
к 1101–1108 гг.
[2] Речь идет о князе Георгии
Всеславиче (†1129), младшем сыне Полоцкого князя Всеслава Брячиславича
(1044–1101).
[3] Совершеннолетием в Древней
Руси считался возраст 12 лет.
[4] Князь Роман Всеславич (†1116),
родной брат отца прп. Евфросинии.
[5] Здесь и далее цитаты из
жития XVI в. приводятся по изданию: Преподобная Евфросиния, княжна
и игумения Полотская: житие, чудеса, служба с акафистом. – Мн.,
2006.
[6] Речь идет о Полоцком князе
Борисе Всеславиче (†1128), родном брате отца прп. Евфросинии.
[7] Плинфа – тонкий, хорошо
обожженный кирпич, использовавшийся при строительстве византийских
и древнерусских храмов.
[8] Мануил I Комнин, византийский
император с 1143 по 1180 г.
|