Архиепископ
Рижский Иоанн (Поммер)
Янис (Иоанн) Поммерс родился
6 (19) января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости
в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Его родители
были простые, набожные и благочестивые христиане. Постоянно помогая
родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким,
физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой
к познанию Слова Божия и был мечтательной натурой. Учился он прилежно
и вел себя примерно.
По Промыслу Божию бедному сельскому мальчику предстояла десятилетняя
учеба в далекой Риге. В августе 1887 года Иоанн Поммер зачисляется
в Рижскую Духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает
в Рижскую Духовную семинарию. Уже тогда Иоанн отличался твердостью
в вере. В июне 1897 года он окончил полный курс Рижской Духовной
семинарии с дипломом 1-й степени.
В том же 1897 году Иоанн Поммер назначается народным учителем
в Ляудонскую приходскую школу, а в 1900 году по великой милости
Божией поступает в Киевскую Духовную Академию. В годы обучения в
Академии в нем укреплялась решимость всю свою жизнь посвятить служению
Церкви Христовой.
|
Сщмч. Иоанн, архиепископ Рижский .
|
На стезю иноческой жизни будущего подвижника Латвийской земли благословил
великий молитвенник и чудотворец Русской земли св. праведный Иоанн
Кронштадтский. В 1903 году в 27 лет Иоанн Поммер принимает монашеский
постриг, 23 сентября 1903 года рукополагается в сан иеродиакона,
а 13 июля 1904 года в сан иеромонаха.
В 1904 году оканчивает Духовную Академию с отличием и степенью
кандидата богословия. Учась в Духовной Академии, иеромонах Иоанн
руководит пением академического хора. По окончании Духовной Академии
иеромонах Иоанн направляется священноначалием в Черниговскую Духовную
семинарию преподавателем Священного Писания. Начальство дает высокую
оценку его трудам, и уже в 1906 году иеромонаха Иоанна назначают
инспектором Вологодской Духовной семинарии.
26 сентября 1907 года архиепископом Вологодским иеромонах Иоанн
возводится в сан архимандрита, а уже в следующем году назначается
ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого
монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду
архимандрита Иоанна неузнаваемо изменилась Виленская Духовная семинария.
11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре собором епископов
во главе с митрополитом Московским Владимиром и митрополитом Киевским
Флавианом архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен
епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского Михаила. В 1912
году епископ Иоанн совершает епископское служение в Одессе, а после
кончины архиепископа Херсонского Димитрия в 1913 году назначается
в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913-1917 годы).
В результате революционного переворота 1917 года новые вожди воздвигли
жесточайшее гонение на Церковь. Враг рода человеческого издревле
особое гонение воздвигал на архипастырей и пастырей, надеясь, поразив
пастырей, рассеять овец стада Христова.
Преследуя владыку Иоанна, гонители действовали давно известным
оружием отца лжи клеветой, но все их потуги очернить праведника
не только были безуспешны, но и обратились во славу гонимого и умножили
любовь пасомых к своему архипастырю, а когда епископа заточили в
тюрьму, масса народа крестным ходом подошла к темнице и требовала
освобождения своего святителя.
Не будучи в состоянии противостоять гласу народа Божия, гонители
выпустили владыку Иоанна из темницы и, сопровождаемый верной паствой,
с пением молитв архипастырь отправился в собор служить благодарственный
молебен.
7(20) сентября 1917 года Святейший Патриарх Тихон назначает епископа
Иоанна на служение в Тверскую епархию, где была нарушена мирная
церковная жизнь. Споспешествуемый помощью Божией мудрый архипастырь
быстро налаживает церковную жизнь.
Епископ Иоанн становится ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха
Тихона в борьбе с силами зла, ополчившимися на Церковь Христову.
Враг рода человеческого соблазнил Пензенского епископа Владимира,
которому удалось прельстить немало слабых в вере людей. Соборным
судом епископ Владимир был лишен сана и отлучен от Церкви, но продолжал
распространение ереси, став лжеепископом.
Видя в епископе Иоанне доброго и мудрого пастыря, Патриарх возводит
его в сан архиепископа, назначает архиепископом Пензенским и Саранским
и направляет на уврачевание раскола и ереси. Епархия была в тяжелейшем
положении. Местное духовенство, как стадо, не имущее пастыря, растерялось,
а часть священников даже уклонилась в расколы. Еретичествующие раскольники
захватили кафедральный собор Пензы и основные храмы. Управляющий
епархией епископ Феодор, не вынеся скорбей, причиняемых еретиками,
умер от разрыва сердца.
К новому месту служения в Пензу архиепископ Иоанн прибыл во вторник
на Страстной седмице 1918 года. Верующие встретили его с любовью
и окружили знаками самого трогательного внимания. Во избежание внезапного
нападения Владыка поселился в загородном мужском монастыре и сразу
по прибытии собрал духовенство, чтобы поддержать священников в борьбе
с опасной ересью.
Живоцерковники собирались в Великий Четверг захватить Петропавловскую
церковь. Многие священники боялись безумной злобы преследователей,
но были среди них верные и бесстрашные пастыри, готовые положить
душу свою за овцы, готовые идти за архиепископом Иоанном даже до
смерти от рук гонителей, защищая стадо Христово.
Владыка Иоанн должен был читать двенадцать Евангелий в Петропавловской
церкви. Неистовствующая толпа собралась у ворот Петропавловской
церкви, горя желанием учинить расправу над новоназначенным архипастырем.
Но Господь не только разрушил злой умысел Своих врагов, но и обратил
все во славу Церкви и Своего подвижника.
Когда Владыка по воле Божией беспрепятственно вошел в храм, толпа
обратила всю свою ярость на архиерейского келейника и не дала внести
в храм архиерейское облачение. Но смиренный Архиепископ вышел на
чтение Евангелий в одной епитрахили.
Прочитав первое Евангелие, владыка Иоанн начал проповедь только
что прочитанными словами Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да
любите друг друга». И слово вдохновенной проповеди святителя не
только дошло до разделения души и духа овец стада Христова, обратив
колеблющихся следовать за Христом и Его избранником архиепископом
Иоанном, но и укрепило духовенство в надежде отстоять Церковь. После
службы прихожане окружили своего архиерея плотным кругом, дабы защитить
его от неистовствующих гонителей.
Уже первые архиерейские службы привлекли к Владыке сердца народа
Божия. Большевистская власть отнеслась к новому архипастырю крайне
враждебно. У Владыки произвели тщательный обыск, учинили допрос,
но не нашли даже повода для преследований.
Раскольнический лжеепископ и поддерживающие его чекисты, видя
свое полное поражение, решили убить архиепископа Иоанна. Вечером
в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста,
подошли к келье Владыки и постучали, но им не открыли, и наемники
стали ломать двери. В это время сбежались монахи и ударили в набат.
Дверь была взломана, один из нападавших выстрелил в упор в стоящего
посреди кельи архиепископа Иоанна. Но Господь сохранил Своего избранника:
брат, спрятавшийся сбоку двери, ударил стрелявшего по руке. Пуля
попала Владыке в ногу, нанеся небольшую рану. В этот момент в келью
собрались сбежавшиеся на набат рабочие. Неудавшихся убийц выволокли
из кельи и стали бить. Но владыка Иоанн защитил их.
Большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем.
В мае 1918 г. они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому
монастырю, где пребывал Архиепископ, и несколько снарядов попали
в кельи, смежные с кельей владыки Иоанна, не причинив ему вреда.
В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и
канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а
сам Владыка был увезен в губчека на очную ставку. Был вечер. В храмах
начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что святитель
увезен в "дом, откуда не возвращаются", люди решили, что Архиепископ
расстрелян вместе с другими заключенными. По неизреченной милости
Божией вернувшись в храм, Владыка услышал совершаемую панихиду по
"новопреставленному" архиепископу Иоанну.
Уходило одно испытание, а на смену ему уже спешило другое. В праздник
Усекновения главы Иоанна Предтечи предпринимается попытка захвата
Петропавловской церкви.
Нечестивцы, дабы скрыть свои намерения, двинулись крестным ходом
к храму Петра и Павла. Доселе не было на Руси таких "крестных ходов":
не хватало только оружия.
Но святой Архиепископ был спокоен и боговдохновенными словами
проповеди не только ободрил смутившихся страхом перед лицом еретического
нападения, но и подвиг молящихся защитить храм. На этом испытания
не кончились. Архиепископа Иоанна арестовала ЧК и заключила в темницу.
Народ Божий требовал освобождения архипастыря.
В день исполнения смертных приговоров в тюрьме заключенных вызывали
одного за другим по списку, в котором архиепископ Иоанн значился
последним. Заключенные выходили из камер и больше не возвращались.
Приговоры приводились в исполнение немедленно. Архиепископ пережил
всё, что переживают осужденные на смертную казнь, и только около
часу ночи было объявлено, что он свободен. По воле Господней совершилось
чудо: Владыку освободили.
За время заточения святого исповедника безбожные власти упразднили
все органы епархиального управления. Все дела по управлению огромной
епархией Владыке пришлось взять на себя, но Господь споспешествовал
Своему избраннику, и вскоре удалось добиться восстановления епархиального
совета и прочих органов епархиального управления.
Служение на Пензенской кафедре было непрерывным подвигом исповедничества.
28 июля 1919 года архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат,
где его подвергли рекрутскому осмотру и признали годным к военной
службе, зачислив в тыловое ополчение!
По ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время
отсрочена. Даже посещение приходов епархии было невозможно без особого
разрешения гонителей. Гражданская война была в разгаре, к Пензе
приближалась Белая армия. Гонения на Церковь ужесточились. Были
арестованы виднейшие церковные служители.
В это время по приглашению приходов Архиепископ отправился в длительную
поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря.
Богослужения проходили с большим духовным подъемом и при стечении
огромных масс народа.
По возвращении в Пензу Владыку вновь арестовали, оклеветав в участии
в придуманной чекистами контрреволюционной организации. В то время
арестованных подвергали жесточайшим пыткам, некоторые не выдерживали
мучений и клеветали не только на себя, но и на других невинных.
Так был оклеветан и расстрелян иподиакон Владыки. Эта же участь
была уготована и святому. Владыка требует пересмотра дела в Москве.
Переведенный в московскую тюрьму Архиепископ был помещен в одной
камере с уголовными преступниками. Один из свидетелей его заключения
рассказывает, что однажды ночью в тюремную камеру был доставлен
обмороженный в опьянении преступник. Увидев Архиепископа, он начал
цинично издеваться, но был остановлен сотоварищами, которые сказали
ему, что это архиепископ Пензенский. Владыка, полный христианского
милосердия к новому обитателю камеры, отогревает его, кормит, ухаживает
за ним. Христианское отношение пробудило в падшем человеке добрые
чувства, и он стал помощником святого. Вместе они переносили на
носилках тифозных больных, ухаживали за лежащими в беспамятстве,
с риском для собственной жизни совершая подвиг христианского милосердия.
В Москве делом Архиепископа занялся сам председатель секретно-оперативного
отдела ВЧК.
Неправедные и жестокие гонители собрали всю клевету, когда-либо
воздвигавшуюся на Владыку, но ни в чем не преуспели, и в марте 1920
года архиепископ Иоанн был оправдан.
Владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и Патриарх
назначил его Рижским архиепископом и благословил на отъезд в Латвию,
но пензенские клирики и миряне не хотели отпускать глубоко любимого
Владыку. И только ввиду неотступности просьб латвийской паствы,
Святейший Патриарх Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа
Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженный
и плодотворный труд на различных местах служения в России.
08 (21) июня 1921 года Святейший Патриарх Тихон дарует права широкой
автономии Православной Церкви в Латвии и своим указом назначает
архиепископа Пензенского Иоанна (Поммера) Архиепископом Рижским
и Латвийским.
По воле Божией Владыка возвращается в Латвию с богатым духовным
и административным опытом, приобретенным на предшествовавших кафедрах.
На всех этапах своего служения он руководствовался прежде всего
идеей духовного возрождения церковной жизни, служения Богу и людям.
Архиепископ мужественно противостоял всем обрушившимся на него невзгодам.
Однако здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжелыми
условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать
на архиерейскую дачу у Кишозера место своей мученической кончины.
О мученической кончине святого возвестил пожар на архиерейской
даче в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934 года.
Никто не знает, кто и каким мучениям подверг Владыку. Но мучения
эти были жестокими. Архиепископа привязали к снятой с петель двери
и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о
том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера
и живого предали огню.
Православная Энциклопедия
|