Вси
святии |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синодальная комиссия по канонизации святых под руководством Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия по просьбе Высокопреосвященнейшего Архиепископа Рижского и всея Латвии Александра и синода Латвийской Православной Церкви рассмотрела вопрос о канонизации мученика и исповедника за веру и Церковь Православную архиепископа Иоанна (Поммера) и на своем заседании 10 мая, приняла решение о том, что не существуют препятствия к общецерковной канонизации. 17 июля 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, принявшего следующее решение: «Заслушав соответствующий доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод определил включить в Собор новомучеников и исповедников XX века имена подвижников, материалы о которых были представлены Латвийской Православной Церковью ...» По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Рижского и всея Латвии Александра великое торжество по канонизации великого молитвенника и предстателя Земли Латвийской имеет быть в Риге в 2001 году. По материалам сайта «Латвийская Православная Церковь»
Интервью
Митрополита Рижского и всея Латвии Александра
|
Владыка Александр.
|
– Владыка, на землях нынешней Латвии Православие насчитывает около 900 лет, однако, у наших соотечественников особый интерес вызывает новейшая история Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, о которой в России знают очень мало. Можно ли вкратце перечислить ее основные вехи?
– Хочу подчеркнуть, что Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В Латвии Православная Церковь не является первенствующей, она третья по значимости после Римо-католической и Евангелическо-лютеранской Церквей. В Латвийской Православной Церкви сегодня 117 приходов, расположенных в шести благочиниях: Рижском, Даугавпилсском, Лиепайском, Валмиерском, Резекненском и Мадонском.
До 1992 года она называлась Рижской епархией Русской Православной Церкви. После распада Союза нам пришлось нелегко, потому, что многие нити, десятилетиями связывавшие епархию с каноническим центром были разорваны.
Когда Латвия провозгласила независимость, Священноначалие, принимая во внимание наши просьбы, весьма своевременно сочло целесообразным придать епархии статус самостоятельной самоуправляемой Церкви. Такой же Томос в 1921 году был дарован святителем Патриархом Тихоном архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну (Поммеру) – будущему священномученику Иоанну Рижскому.
Возрожденный храм св. блгв.
Александра Невского в пос. Стамериене.
|
Имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возносится за богослужениями в наших приходах – как в русскоязычных, так и в латышских. Были моменты, когда некоторые политизированные, националистически настроенные люди говорили мне: «Мы не будем молиться за вашего Патриарха». Но постепенно эти настроения менялись, ведь латвийцы видели, что наша Церковь привносит в общество умиротворение, несет всем жителям страны благо, добро и надежду. А впоследствии меня удостоили высшим орденом Латвийского государства – «Трех звезд». Отвечая на эту награду я сказал, что рассматриваю ее как высокую оценку деятельности всех православных жителей Республики.
– Как воспринимают деятельность Латвийской Православной Церкви представители «титульной нации»?
– В последние годы заметен рост интереса латышского населения к православной вере и духовной культуре. Это проявилось особенно явственно в 2004 году, когда в Латвии в течение трех дней пребывала Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Десятки тысяч человек разных национальностей и вероисповеданий день и ночь стояли под проливным дождем, ожидая возможности приложиться к великой святыне. Показательно, что святыню почтила и президент Латвии, что вызвало критику в ее адрес со стороны отдельных радикальных газет: президента обвиняли в том, что она «пошла молиться в русскую церковь».
Митрополит Рижский Александр
у раки с мощами сщмч. Иоанна Рижского.
|
Важным событием для нас стало и принесение в Латвию в январе 2005 года святых мощей преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары. Это было второе посещение Елизаветой Феодоровной Латвии – первое состоялось при ее жизни в 1909 году.
Для укрепления единства Церкви огромную роль сыграла канонизация первого православного святого Латвии, латыша по национальности, архиепископа Иоанна (Поммера). Он являлся сподвижником святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Особенно известна деятельность архиепископа Иоанна в Пензенской епархии, где он вел борьбу с расколом. Затем Владыка Иоанн продолжил свое архипастырское служение в Латвии, где Православие переживало нелегкие времена. После распада Российской Империи в период 1918-1921 годов Православная Церковь в Латвии утратила многое из своей собственности. Рижский Алексеевский монастырь, где находилась резиденция архиерея, был передан католикам, целый ряд зданий заняли различные ведомства Первой Республики. Церковное имущество целиком было описано и считалось государственным. В Рижском Троице-Сергиевом женском монастыре, например, национализировали все, вплоть до обеденных ложек и постельного белья.
В этих сложнейших условиях вступил на кафедру Владыка Иоанн. Он был выдающимся архипастырем, горевший огнем веры и любви к Церкви, к народу Божию. Именно это помогало пережить трудности, встречавшиеся на пути его служения. Когда он только прибыл в Ригу и встретился с властями в качестве епископа Православной Церкви, ему ответили: «Мы такой Церкви здесь не знаем». Кафедральный собор Рождества Христова находился на грани закрытия, и тогда архипастырь поселился в сырой и полутемной комнатке в подвале собора. Молитвами и трудами Владыки Иоанна храм удалось отстоять. Для поддержки интересов православной общины архиепископ стал депутатом Сейма. Его пламенные речи и неутомимая деятельность помогли Церкви обрести полноправный статус, и она впервые была зарегистрирована в 1920 году, как Латвийская Православная Церковь.
А в 1992 году Латвийская Православная Церковь вновь прошла регистрацию в Министерстве юстиции Латвийской Республики, что подтвердило ее правопреемственность. В конце 2007 года ожидается принятие парламентом Республики Закона о Латвийской Православной Церкви. При Министерстве юстиции образована специальная комиссия, в которую входят и представители Церкви. Комиссия уже несколько месяцев занимается разработкой положений Закона, стараясь, чтобы он отражал интересы православных жителей Латвии. Для нас этот документ жизненно важен, поскольку он на долгие годы определит характер нашего бытия. Но на сегодняшний день Церкви трудно прогнозировать, каким в окончательном чтении Закон примут депутаты латвийского парламента.
Кафедральный собор Рождества
Христова.
|
– В мае по приглашению Президента Латвийской Республики Латвию посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Какова программа Патриаршего визита?
– Хочу подчеркнуть, что этот визит будет первым за всю историю латвийского Православия посещением Первосвятителя Русской Православной Церкви пределов нынешней Латвии. Мы очень ждем этого события, которое является поистине историческим.
Программа визита Его Святейшества рассчитана на три дня. Его пребывание в Латвии предполагает посещение Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Конечно, Его Святейшество посетит возрожденный кафедральный собор Рождества Христова и совершит в нем Божественную литургию. Кафедральный собор строился при императорах Александре II и Александре III, и был освящен в октябре 1884 года епископом Рижским и Митавским Донатом. Возобновление богослужений в этом величественном и удивительно красивом храме, который в советское время служил планетарием, для нас – большая радость. Запланирована также поездка Его Святейшества в Спасо-Преображенскую пустынь под Елгавой.. Исторически пустынь предназначалась для скитского жития насельниц Троице-Сергиева монастыря, однако давно переросла в самостоятельную монашескую обитель.
Спасо-Преображенская пустынь.
|
Убежден, что визит Святейшего Патриарха Алексия, который является не только духовным, но и признанным в мире авторитетным и уважаемым общественным лидером будет способствовать укреплению взаимопонимания между Российской Федерацией и суверенной Латвией, послужит началом добрососедского диалога.
– Вы на кафедре уже семнадцать лет. Как за это время изменился состав Вашей паствы?
Сейчас на Богослужения приходит все больше и больше молодежи, что очень радует. Я могу наблюдать это по состоянию различных приходов страны, в которых совершаю богослужения, и в особенности по Рижскому Кафедральному собора Рождества Христова. Он находится в центре города, где жилых домов немного. Основная часть людей приезжает из других районов Риги. В Прощеное воскресенье Кафедральный собор был переполнен, причем почти половина пришедших – это люди молодые, еще двадцать – среднего возраста.
Закладка храма св. Георгия
в г. Саласпилс.
|
Примечательно, что среди прихожан с каждым годом становится все больше перешедших в Православие бывших лютеран и католиков. Отрадно, что многие переходят целыми семьями. Это ли не показатель авторитета Православия в Латвии? А ведь в этом залог будущего нашей Церкви.
– В преддверии визита в СМИ появляются разного рода материалы, порочащие Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата и ее правящего архиерея. К сожалению, их подхватывают и тиражируют некоторые московские журналисты. Как бы Вы могли прокомментировать это?
– Авторы этих публикаций смотрят на нашу церковную жизнь очень избирательно. В Латвии, несмотря на очевидные трудности, возрождаются старинные православные храмы, в их числе – великолепные соборы в Риге, в Лиепае, в Елгаве и храмы в Стамериене – Святого Великого Благоверного князя Александра Невского, в Айнажи – преподобного Арсения Великого, в Колке – святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Построены новые храмы: в Огре – святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Саласпилсе – Всех Скорбящих Радосте, в Граверах – Архангела Михаила, в Дагде – святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Даугавпилсе – храм Святого Великого Благоверного князя Александра Невского. Скоро будет освящен новый храм в Валке – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а в настоящий момент строится новый храм в Иецаве.
Освещение колоколов для
храма в пос. Гравери.
|
Возносятся в небо православные золотые кресты, звонят новые колокола, самое пристальное внимание уделяется православному просвещению молодежи – открываются воскресные школы, действует семинария, осуществляется нравственное воспитание школьников, которым мы занимаемся в единстве с другими традиционными для Латвии христианскими конфессиями. С ними вместе мы участвуем в разработке законопроектов о преподавании в общеобразовательных школах основ христианского вероучения, вместе выступаем за запрет однополых браков и так далее.
К сожалению, вся эта огромнейшая работа отдельными критически и необъективно настроенными журналистами не замечается, а точнее – игнорируется. Эти люди делают то, что не позволяли себе их предшественники во времена безудержного разгула атеистической пропаганды, и очевидно, что их деятельность направлена на дискредитацию Святого Православия. Иные публикации так и вовсе являют собой поток откровенной лжи и безумной клеветы, и комментировать эти злопыхательские инсинуации было бы делом, недостойным Православной Церкви.
Убежден, что с таким неуважением к Церкви вообще могут писать только атеисты. А какое они в таком случае вообще имеют право судить о церковной жизни? Что ж, по всей вероятности есть силы, крайне не заинтересованные в том, что Православие укрепляется, становится уважаемой и общественно значимой величиной. Цель этих грязных пропагандистских акций одна – нарушить церковное единство, ибо сказано в Священном Писании: «Поражу пастыря и разыдутся овцы».
Возрожденный собор свв.
правв. Симеона и Анны в Елгаве.
|
Вот пустили слух, что Латвийская Православная Церковь переходит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Скажите, как можно, собираясь совершить такой шаг, приглашать в Латвию Святейшего Патриарха? Где элементарная логика? Эти журналистские «откровения» злонамеренно адресованы людям несведущим ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, ни в современной ситуации, к тому же не желающим мыслить трезво, здраво и критично.
Ведь еще в грамоте об установлении Патриаршества на Руси от 1589 года подтверждалось, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси управляет Русской Церковью и всеми землями «стран гиперборейских», то есть, всеми территориями севернее Москвы и землями на нашей широте. А кроме того, давайте, не вдаваясь в длинные исторические экскурсы, просто вспомним, что сейчас представляет собой Константинопольский Патриархат?! Попытки загнать Латвийскую Православную Церковь под Константинополь уже были, но мы сумели избежать раскола и выстоять, а это требовало немалого мужества, поверьте. Но мы хранили, и будем хранить верность нашей Матери – Русской Православной Церкви. В Ней мы крещены, в Ней возросли, в Ней получили благодать священства. Как же можно предавать свою мать?!
– Как обстоят дела с возвращением церковной собственности?
– Тема возвращения церковной собственности в Латвии, к сожалению, также неоправданно становится предметом слухов и инсинуаций. Закон о реституции, принятый в Латвии гласит, что прежним владельцам возвращается имущество, принадлежавшее им до 1940 года. Нам многое вернули, хотя, конечно, проблемы есть. Государство своим законодательством определяет, что собственность подлежит возвращению, но дальнейшее зависит от отношения местных властей. Если оно благожелательное, то все происходит достаточно быстро. Но есть и негативные примеры, как, скажем, с храмом святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который сейчас именуется концертным залом «Ave sol».
Крестный ход со св. мощами
сщмч. Иоанна Рижского.
|
К слову, некоторые горлопаны, очевидная цель которых – использовать любую ситуацию, чтобы опорочить Церковь, кричат, что судебные иски, связанные с возвращением церковной собственности, – это чуть ли не скандал. Меж тем, это нормальная, хотя, конечно, и неприятная практика для такого рода случаев.
Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла – это первый Кафедральный собор Риги. Он был построен по велению императрицы Екатерины II. Посещая город, она увидела в Рижской цитадели ветхую деревянную церковь, посвященную святым, являющимся небесными покровителями некоторых государей династии Романовых, и повелела воздвигнуть в честь святых апостолов Петра и Павла новый храм. Он был отобран у Церкви властями еще в 1919 году, и сегодня фактически принадлежит Рижской городской Думе, хотя у нее нет документов, подтверждающих право собственности на церковное здание. Сейчас мы готовимся к очередному судебному разбирательству и надеемся, что на этот раз нам удастся вернуть храм верующим.
Сделать это пытался в свое время еще священномученик Иоанн Рижский, который неоднократно утверждал, что собор построен «православными и для православных». Но даже ему – депутату Латвийского парламента, коренному латышу было отказано.
– Как вы считаете, сохранились ли между Россией и Латвией связи, могущие способствовать укреплению Святого Православия в наших странах?
Крестный ход с иконой Божией
матери "Достойно есть".
|
– В последнее время по вполне понятным причинам к нам стали реже приезжать паломники из России. Между тем, именно в Латвии сохранилось множество святынь и старинных намоленных храмов, которые никогда не закрывались. К сожалению, многочисленные российские общественные организации, ориентированные на содействие церковным инициативам, почти не обращают внимания на нашу Церковь, а их поддержка могла бы решить многие проблемы, помочь сохранению в Латвии православной культуры и традиций, русского языка. В Даугавпилсе у нас есть прекрасный Русский дом, расположенный в особняке купца Каллистратова. Здесь образован великолепный хор «Русичи», собрана большая библиотека, создан музей русского народного быта, проводятся различные мероприятия. К сожалению, о таком центре в Риге мы можем только мечтать.
Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь, по праву считающийся школой игумений (он дал возрождающимся российским монастырям 17 игумений) нуждается в поддержке. Нуждается в помощи и Спасо-Преображенская пустынь, в которой в прошлом году произошел большой пожар, уничтоживший хозяйственные постройки, гараж и склад с продовольствием. Пустынь для нас – значимый духовный центр, ведь здесь покоятся останки многих наших подвижников, в том в числе одной из основательниц Троице-Сергиевой обители схиигумении Екатерины (Мансуровой).
Часовня на территории бывшего
концлагеря Саласпис.
|
Ежегодно в канун праздника Преображения Господня в пустыньку из Риги Крестным ходом приходят верующие с одной из наших главных святынь – иконой Божией Матери «Достойно есть», принесенной со Святой Горы Афон. Путь из Риги до пустыньки неблизкий – более шестидесяти километров, однако число участников молитвенного шествия год от года возрастает, и насчитывает несколько тысяч.
Чтобы сохранить здесь себя и свою Веру, православные Латвии поистине ежедневно учатся выполнять завет апостола «иметь мир со всеми людьми». И, следуя учению Спасителя, любить всех тех, кто, может быть, не очень-то отличается любовью к нам.... Но Господь призвал нас жить и трудиться здесь, и мы должны с честью исполнять Его святую волю.
Беседовала Елена Москвитина. Фото - Е. Москвитина, Д. Седов 2006 г.
70 лет назад холодной осенней ночью 1934 года в Межапарке был зверски убит глава Латвийской православной церкви архиепископ Иоанн Поммер. Убийц так и не нашли. Депутат Сейма от «русского списка», Поммер был личностью популярной в народе и очень неудобной для своих политических оппонентов. И по сей день его гибель остается загадкой.
Две смерти и один поджог
После расправы с Поммером убийцы, заметая следы, подожгли архиерейскую дачу в Межапарке, но пожар удалось потушить. Перед пожарными и прибывшей полицией предстала жуткая картина. Тело архиепископа со следами страшных пыток и обуглившимися ногами было привязано проволокой к верстаку. Восстановили картину произошедшего. Убийц было несколько. Когда Поммер, человек бесстрашный и физически сильный, открыл дверь, бандиты ворвались в переднюю, связали архиепископа и поволокли в кабинет. Всюду в беспорядке валялись документы, счета, газетные вырезки. На них осталась кровь погибшего. Затем жертву отнесли на второй этаж, где пытки продолжились в глухом коридоре между столярной мастерской и комнатами. Нашли ли убийцы то, что искали, так и осталось неизвестным.
Следствие об убийстве архиепископа Поммера вскоре зашло в тупик, дело было закрыто по личному распоряжению Карлиса Улманиса и легло на архивные полки.
Гибель архиепископа Иоанна Поммера, защитника всех униженных и оскорбленных, всколыхнула всю Латвию. Почти одновременно разыгралась другая трагедия: в номере рижской гостиницы обнаружили тело приятеля архиепископа, знаменитого русского тенора Леонида Собинова. Советское посольство не дало разрешения на вскрытие тела. Официальной причиной смерти был объявлен сердечный приступ, но поползли слухи об отравлении великого артиста агентами НКВД.
Братья по вере
Поммер как человек бескомпромиссно честный и принципиальный имел врагов среди своих же братьев по вере. Архиепископ не побоялся вынести сор из избы и вскрыл неприглядные факты присвоения крупных сумм среди деятелей Латвийской православной церкви. И даже подал в суд на одного из них – Кирилла Зайца.
Незадолго до смерти у владыки возникли принципиальные разногласия и с Русским православным студенческим объединением. Поммер мешал построению некой финансовой пирамиды. И расправиться с пастырем вполне могли и свои – члены студенческого православного объединения, руководимые «старшими товарищами».
Нельзя отбрасывать и еще одну версию гибели Иоанна Поммера – убийство с целью грабежа. Грабители могли пытать владыку, чтобы завладеть мифическими сокровищами, которых у него не было.
Рука Москвы
Версия о расправе НКВД над Иоанном Поммером поддерживалась латвийскими властями. В ней была своя логика. Службу архиепископ начинал в России и на себе испытал «любовь» Советов к священникам. На Пасху 1918 года в Преображенский монастырь явились двое вооруженных людей, взломали дверь в келью Поммера и несколько раз выстрелили. Одного из нападавших священник обезоружил. Вскоре Поммер был арестован и месяц провел в каземате губчека. Ночью чекисты стали выводить арестованных на расстрел. Последним в списке значился архиепископ. Это была акция устрашения: когда очередь дошла до Поммера, его неожиданно освободили.
Вернувшийся в 1921 году в Латвию архиепископ стал известен как непримиримый противник коммунистической идеологии и латышских социал-демократов, «открывший обществу свидетельства зверств красных латышских стрелков в годы Гражданской войны», пишет в книге воспоминаний о Поммере его брат. Возможно, в распоряжении архиепископа оказались документы о связях латвийских левых с СССР. И пытали убийцы Поммера для того, чтобы он отдал им эти документы.
Независимая Латвия действительно была одним из объектов советской разведки. Даже любимая женщина Владимира Маяковского Лиля Брик и ее официальный муж Осип Брик занимались в Риге шпионажем. Однако против версии о «руке Москвы» есть серьезные аргументы. Когда в 1940 году Латвия снова стала советской, гэбэшники взяли дело Поммера, однако не тронули в нем ни одной страницы – значит, скрывать было нечего. «Руку Москвы» в деле об убийстве главы Латвийской православной церкви искали и сотрудники немецких спецслужб в 1941 году. Два дня они не выходили из архива, а потом оставили Поммера в покое, так и не найдя советского следа.
Агенты УЛМАНИСА
В 1920 году Иоанн Поммер был избран главой Латвийской православной церкви (ЛПЦ). Латвийской государство, только что обретшее независимость, воспринимало православную церковь как орудие русификации, заинтересованное в связях с метрополией. И только бесстрашие Поммера, сумевшего объединить православных латышей и русских, спасало ЛПЦ от разгрома.
Любопытный документ показал «Субботе» архивист Михаил Богустов – обращение к православным Латгалии. В нем говорится, что православная церковь терпит унижения и несет потери, потому что не представлена в латвийском Сейме. Далее следует призыв голосовать за список номер шесть, который возглавляет Янис Поммер. В 1925 году Поммер был избран депутатом Сейма и добился для православной церкви равных прав с другими конфессиями. Он открыто и последовательно защищал русское образование и права нацменьшинств.
Когда в Сейме выступал архиепископ Поммер, имевший славу одного из лучших ораторов, заседания не пропускали даже самые ленивые депутаты. Однажды латышские националисты набросились на архиепископа с кулаками, но обладавший необычайной силой Поммер разбросал их в разные стороны. Между прочим, архиепископ был убит в тот самый год, когда диктатор Карлис Улманис совершил государственный переворот, стал завинчивать гайки национальной политики и закрывать русские школы.
От редакции. В декабре выйдет в свет книга игумена Феофана (Пожидаева) «Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский». Спонсор-издатель – страховое общество Balva.
Канонизация
В 1981 году Иоанн Поммер был канонизирован Русской православной церковью за рубежом, а в 2001 году он был причислен к лику святых Латвийской православной церковью благодаря стараниям нынешнего ее главы архиепископа Рижского и Всея Латвии Александра. Торжества прошли в Риге: крестный ход через весь город, богослужение, которое посетили президент ЛР Вайра Вике-Фрейберга и представители латвийского Сейма. Год назад при большом стечении народа останки Иоанна Поммера были перенесены с Покровского кладбища и захоронены в стенах кафедрального Христорождественского собора.
Евгения Подберезина. 18.11.2004 – № 47 интернет-газеты «Суббота»
Архіепіскап Іаан у 1912 годзе быў епіскапам Слуцкім, вікарыем Мінскай епархіі. Ён валодаў рэдкім дарам сумоўя з простымі людзьмі, адрозніваўся незвычайнай прастатой і спачуваннем да іх патрэбаў.
Нарадзіўся свяціцель 6 студзеня 1876 года на латвийским хутары ў праваслаўнай сялянскай сям'і. Яго прадзед-латыш свядома прыняў праваслаўе, нягледзячы на пераследы з боку памешчыкаў-лютэранаў. 3 дзяцінства Іаан быў знаёмы з цяжкай сялянскай працай, што, аднак, не перашкаджала яму расці ўдумлівым юнаком, імкнуцца да пазнання Слова Божага.
У 1897 годзе Іаан скончыў Рыжскую духоўную семінарыю, затым працягваў адукацыю ў Кіеўскай духоўнай акадэміі. У 1903 годзе па благаславенні святога праведнага Іаана Кранштацкага прыняў манашаства і неўзабаве быў рукапаложаны ў іерадыякана. У 1904 годзе Іаан Помер пасвячоны ў сан іераманаха. У гэтым сане выкладаў у Чарнігаўскай і Валагодскай семінарыях, дзе яму ўдалося знайці агульную мову з навучэнцамі і патушыць дух рэвалюцыйнай узбуранасці, які распаўсюдзіўся ў 1904-1905-я гады і на духоўныя навучальныя ўстановы.
У сан архімандрыта іераманах Іаан быў узведзены 26 верасня 1907 года, а ў наступным годзе прызначаны рэктарам Віленскай духоўнай семінарыі. Да моманту новага прызначэння архімандрыт Іаан быў сфармаванай асобай высокага духоўнага ўзроўню, з вялікім інтэлектуальным патэнцыялам і моцнай воляй. Ён праявіў сябе як таленавіты адміністратар, за кароткі час падняў даручаную яму семінарыю на самы высокі ўзровень. Вялікую ўвагу ён надаваў семінарскаму хору, якасці чытання ў час богаслужэння, а таксама мастацтву пропаведзі. За бедных выхаванцаў семінарыі ён нярэдка ўносіў плату, даючы ім магчымасць працягваць навучанне.
Сам архімандрыт Іаан быў вядомы як выдатны прапаведнік, клапатлівы пастыр, руплівец аб упарадкаванні храмаў і манастыроў. У Літоўскай епархіі ён арганізаваў і ўзначаліў шматлюдныя паломніцкія ходы ў сельскія храмы з цудатворнай іконай Божай Маці "Адзігітрыя Віленская". Ён валодаў рэдкім дарам сумоўя з простымі людзьмі, адрозніваўся незвычайнай прастатой і спачуваннем да іх патрэбаў.
У 1912 годзе ў Пецярбургу адбылася хіратонія архімандрыта Іаана ў епіскапа Слуцкага, вікарыя Мінскай епархіі. Уладыка Іаан стаў вікарыем архіепіскапа Мінскага Міхаіла (Цемнарусава), а пасля спачыну правячага архіерэя распараджэннем Сінода прызначаны часова кіруючым Мінскай епархіяй.
Яго прабыванне ў Мінску запомнілася духавенству і веруючым узнёслымі царкоўнымі службамі, якія ён здзяйсняў у кафедральным Петра-Паўлаўскім саборы на Саборной плошчы, а таксама ў цэрквах Святога Духа (цяпер кафедральны сабор), прывакзальнай Свята-Казанскай і ў гонар іконы "Усіх тужлівых радасць" у турэмным замку. Епіскап Іаан глыбока ўшаноўваў святыні Мінскай епархіі - цудатворныя іконы Божай Маці Мінскую і Крупецкую.
Духавенства і міране адзінагалосна прасілі вышэйшыя царкоўныя ўлады аб прызначэнні епіскапа Іаана на Мінскую кафедру. Аднак ужо ў 1913 годзе ўладыка пераведзены ў Таганрогскую епархію. Там яго застаў лютаўскі пераварот 1917 года.
Часовы ўрад імкнуўся знайсці кампрамат на ўладыку, які сярод народа меў нашмат болыны ўплыў, чым рэвалюцыйныя правадыры, але рэпутацыя архіпастыра была настолкі беззаганнай, што ўсе спробы былі дарэмныя. За ім пачалі сачыць, але народ добраахвотна наладзіў ахову ўладыкі. У 1917 годзе для памяншэння ўплыву яго перамяшчаюць у Старыцу Цвярскога вікарыяцтва, а праз год - у Пензу. Там ён атрымаў тытул архіепіскапа.
Пенза ўжо была ў руках чырвоных, але ўладыка паехаў туды і змагаўся з жывацаркоўнікамі, збіраючы рассеяную паству. У 1918 годзе на жыццё свяціцеля быў здзейснены замах. Чэкіст адкрыў па ім агонь, але архіепіскап Іаан, будучы фізічна моцным чалавекам, змог абяззброіць нападаючага (пазней гэты чалавк звярнуўся да Бога).
У час баёў з Белай арміяй гарматы "чырвоных" былі павернуты на манастыр, дзе жыў свяціцель. Не раз пад прыцэльным агнём была яго келля. Неўзабаве свяціцель быў арыштаваны, яго жорстка катавалі, прыгаварылі да рассгрэлу, але нечакана памілавалі. Хутка ўладыка быў зноў арыштаваны, адпраўлены ў Маскву і пасаджаны ў турму разам з крымінальнікамі. Толькі цудам яму ўдалося иазбегнуць расправы і выйсці на волю.
У
1921 годзе па просьбе праваслаўных Латвіі свяцейшы Патрыярх Ціхан
прызначыў Іаана архіепіскапам Рыжскім і ўсяе Латвіі. У 1925 годзе
ўладыку выбралі ў Латвійскі сейм, што спрыяла ўмацаванню аўтарытэту
Праваслаўнай Царквы ў Латвіі. На паседжаннях сейма ён бясстрашна
выкрываў зладзействы бальшавізму ў Расіі, праз тое займеўшы шмат
ворагаў сярод тых, хто спачуваў бальшавізму ў Латвіі.
У ноч з 29 на 30 верасня (ст.ст.) 1934 года ўладыка Іаан быў жывым спалены на архіерэйскай дачы. Следства паказала, што ўладыку катавалі паяльнай лямпай, на целе мучаніка было некалькі агнястрэлыіых ранаў. Затым яго прывязалі крыжападобна і падпалілі. Калі прыехала паліцыя, цела свяціцеля ўжо абгарэла. Праваслаўныя вернікі апранулі астанкі ў архіерэйскае аблачэнне і паклалі ў храме. Тысячы людзей гірыйшлі развітацца са сваім архіпастырам. Пахаваны быў свяціцель на Пакроўскіх могілках Рыгі.
У 1981 годзе Рускай Праваслаўнай Царквой у замежжы свяціцель быў праслаўлены сярод святых навамучанікаў і вызнаўцаў Расійскіх. А пасля аднойдзення ў Рызе яго нятленных мошчаў на Саборы Латвійскай Пранаслаўнай Царквы 24 верасня 2001 года прынята рашэнне аб кананізацыі свлілчэннамучаніка Іаана - першага латвійскага праваслаўнага свягога. 3-4 кастрычніка 2003 года адбылося ўрачыстае перанясенне мошчаў святога з могілак у Рыжскі кафедральны сабор.
У 2002 годзе пастановай Святога Сінода БПЦ свяшчэннамучанік Іаан, надзвіжніцкая дзейнасць якога звязана з беларускай зямлёй, уключаны ў сінодзік Сабора Беларускіх святых.
Газета "Царкоўнае слова"
№41, 2009 год. 7 стр. в рубрике "25 гадоў Сабору Беларускiх
святых".
11 октября 2006 года, накануне дня памяти мученической кончины архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в нижнем храме Рижского собора Рождества Христова состоялась презентация учрежденных Латвийской Православной Церковью ордена и медали священномученика Иоанна Рижского, а также молитвослова на латышском языке и книги о жизни и деятельности почившей 10 лет назад игумении Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря Магдалины (Жегаловой).
В презентации приняли участие митрополит Рижский и всея Латвии Александр, епископ Даугавпилсский Александр, викарий Рижской епархии, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр.
Орден и медаль священномученика Иоанна Рижского учреждены указами митрополита Рижского Александра от 27 мая 2006 года. Их учреждение приурочено к 130-летию со дня рождения священномученика.
Право на создание своего ордена Латвийская Православная Церковь получила в нынешнем году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Орден сщмч. Иоанна Рижского имеет 3 степени, медаль — 2 степени.
Молитвослов на латышском языке являет собой коллективный труд специально созданной комиссии, которую возглавлял владыка Александр, имеющий огромный опыт в издании духовной литературы как на русском, так и на латышском языках. В 80-ые годы владыка, будучи еще священником, издал молитвослов на латышском языке, а также регулярно издавал ежегодный двуязычный календарь.
Также на презентации была представлена книга о жизни и деятельности игумении Магдалины (Жегаловой). Книга подготовлена к печати Рижским Свято-Троице-Сергиевом женским монастырем и приурочена к 10-летию кончины игумении Магдалины.
Латвийская Православная Церковь / Патриархия.ru
• Канонизация архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера) в Латвии |
• Интервью Митрополита Рижского и всея Латвии Александра в День памяти сщмч. Иоанна Рижского |
• Кому мешал Иоанн Поммер? |
• 12 кастрычніка. Памяць свяшчэннамучаніка Іаана (Помера), архіепіскапа Рыжскага і Латвійскага |
• В Латвийской Православной Церкви прошла презентация ордена и медали сщмч. Иоанна Рижского |
• Ордена и медали имени сщмч. Иоанна Рижского |
• Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ
Рижский и Латвийский По материалам жития священномученика Иоанна составила инокиня Евфросиния (Седова) |
• Архиепископ Рижский Иоанн (Поммер) |
«...Еще на малое время
свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Лк.
12, 35).
|
Приход во имя святителя Лаврентия, епископа
Туровского, чудотворца. |
|
223049 Республика Беларусь. Минский район,
а/г Щомыслица, ул. Жуковского, 50. Храм свт. Лаврентия Туровского. |
При использовании материалов
сайта гиперссылка на сайт Собор Белорусских святых обязательна.
>>>
|
обновлено
17 марта 2012 года.
|