Преподобный
Геннадий Могилёвский
(Костромской и Любимоградский) чудотворец
Статья из Православной
энциклопедии >>>
Геннадий Костромской и Любимоградский
(в миру Григорий Иванович; нач. XVI в., родился в Могилёве 23 января
1565) — основатель Спасо-Геннадиева монастыря,
ныне в Ярославской епархии.
О Геннадие повествуют его житие (1584—1586) и Повесть об обретении
мощей (конец 1640-х годов), также он упоминается в Житии преподобного
Корнилия Комельского (1589).
Григорий родился в начале XVI века в Могилёве (тогда территория
Великого княжества Литовского) в богатой семье боярина Ивана и его
жены Елены. Был задумчив и склонен к уединению. Проявившаяся в нём
сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызвали
недовольство родителей.
Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул родительский
дом и направился в Москву. Посетив её святыни, отправился в Новгородскую
землю вместе с неким Фёдором, также стремившимся к иноческим подвигам.
Друзья хотели поселиться в монастыре Александра Свирского, но тот
прямо объявил, что у него «в пустыни младым отроком невозможно жити»
и благословил их направиться в вологодские леса в Комельскую пустынь
к преподобному Корнилию. Вскоре Феодор вернулся в Москву, после
у него была большая семья, дожил он до глубокой старости; Григорий
же напротив, пробыв там «во искусе довольно время», был пострижен
с именем Геннадия. Вскоре он сделался образцовым иноком и любимым
учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию; среди них возникли
«ропта и непослушание» самому Корнилию.
Согласно житию Геннадия, избегая «бури злоречия, клеветы и шептания»,
или, согласно житию Корнилия, желая «наедине безмолвствовати», Корнилий
вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 км от Любима,
бывшего в старину Костромским пригородом (ныне это город Ярославской
области). При помощи живших там государевых бортников иноки устроили
келью и проводили время в трудах, «лес секуще и землю орюще»; для
осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда. По настоянию
великого князя Василия Ивановича Корнилий в 1529 году возвратился
в свой Комельский монастырь, а «отходною пустынею», то есть новоустроенным
Любимским лесным скитом, он «благословил» Геннадия. Эта пустынь
получила впоследствии известность как Спасо-Геннадиев монастырь,
настоятелем её Геннадий был до конца своих дней.
Для немногочисленного, состоявшего из 6 человек, братства была
построена церковь во имя Преображения Господня. С помощью великого
князя Геннадий украсил церковь «всякою лепотою церковною»; великий
князь пожаловал и хлебную ругу. С увеличением числа монахов Геннадий
построил другую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
Игумен был для братии «образ смирения и терпения»: рубил и разносил
по кельям дрова, трудился в поварне и пекарне, мыл власяницы; для
отдыха он с любовью занимался иконописанием. Для «усмирения плоти»
он носил на себе железные вериги и кресты. В рукописном житии Пахомия
Нерехтского дан словесный портрет Святого Геннадия: «лета средние,
власами рус, брадою черен, брада ако у Космы и Дамиана бессеребренников,
ризы преподобническия схимничьи, руцы молебны».
Прославился Геннадий прозорливостью и исцелениями. Преподобный
ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывали, что в одну из таких
своих побывок он навестил дом боярыни Юлиании Фёдоровны, жены Романа
Юрьевича Захарьева, и, благословляя её детей, предсказал ей, что
её дочь Анастасия будет царицей — та действительно стала женой царя
Ивана Грозного; Захарьины же в благодарность помогли Геннадию возвести
в своей обители второй храм — во имя преподобного Сергия Радонежского.
Исцелил от тяжкой болезни боярина Бориса Палецкого, потом тот пожертвовал
монастырю ценный колокол; и вологодского епископа Киприана. Геннадий
был духовником Ивана Грозного и крестил его дочь Анну.
Геннадий, по свидетельству его ученика, «не умеяше грамоте» (то
есть, не умел писать), но оставил два литературных труда аскетическо-назидательного
характера, «Наставление новоначальному иноку» и предсмертное «Поучение
ко братии и ко всем людем». В них Геннадий оставался верным завету
своего наставника преподобного Корнилия: «приими древних святых
отец разум, терпение, любовь и смирение, паче же молитву соборную
и келейную и потрудися в подвизех нелицемерных». По мнению Геннадия,
монах должен знать только церковь, трапезу да свою келью, «монастырские
дела исправляти неропотливо, нелениво и безмятежно», беречь монастырское
имущество, не быть «враждотворцем и неподобнословцем». Геннадий
увещевал своих преемников и «крестьян насилием не обидети». Церковь
для инока должна быть «земным небом». «Собора церковного не отлучайтеся,
— увещевал Геннадий своих учеников, — первая бо мерзость монахом
еже в церкви не приходити… Аще ли монах шесть недель святыни не
причастится, несть монах». Неграмотный Геннадий советовал монахам
приобретать книги. «Подобает бо вам, чада моя, — писал он, — в них
вницати и ум прилагати к сведению разума».
23 января 1565 года преподобный мирно преставился и был погребён
в созданном им монастыре.
Почитание
Житие преподобного Геннадия,
содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес, и канон
ему написал его ученик и второй преемник игумен Алексий между 1584—1587
годами, поместив него духовное завещание, продиктованное самим Геннадием.
Предположительно в этих же годах была составлена и служба преподобному.
Алексий возбуждал тогда дело об его канонизации, не получившее хода.
Однако местное почитание началось сразу же после преставления: в
монастыре и в Костроме были освящены церкви во имя преподобного
Геннадия.
Мощи обретены 19 августа 1644 года при закладке
каменного Преображенского собора на месте построенной Геннадием
деревянной церкви: когда открыли гроб Геннадия, не только тело его,
но и одежды оказались «целы и нерушимы и никакоже тлению предавшиеся».
Мощи, поставленные на время в монастырской церкви Алексия Человека
Божия, 23 ноября 1646 года были торжественно перенесены в новоосвящённую
Преображенскую церковь и поставлены на вскрытии у правого клироса
Блоговещенского придела. Тогда же по благословению патриарха Иосифа
было установлено церковное празднование преподобному Геннадию. В
1861 году была напечатана служба с акафистом преподобному Геннадию,
сочинённая Г. Карцевым и «пересочинённая» архиепископом Ярославским
Нилом.
Мощи хранились вначале открыто, а затем «по неизвестным причинам
и неизвестно когда были сокрыты под спуд». В начале 1920-х годов
монастырь был закрыт, а мощи 28 сентября 1920 года вскрыты и вместе
с принадлежавшими, как считается, Геннадию ковшом для сбора денег
и топором вывезены в Ярославский губернский музей, где находились
до середины 1930-х годов, дальнейшая судьба мощей неизвестна.
С 1995 года возрождается Спасо-Геннадиев монастырь (В 1996 году
была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева
монастыря. Ансамбль монастыря был передан общине комитетом по
охране памятников истории и культуры Ярославской области в 1997
году. ).
К празднованию 350-летия со дня обретения мощей и 435-летию преставления
Святого Геннадия учреждена награда Костромской епархии — нагрудный
знак «Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский» I и II
степеней, к которому предоставляются священнослужители и миряне
за проявленную ревность и особый вклад в дело духовного возрождения
Костромского края [Памятные и наградные медали, посвященные Костромским
святым. Церковный историко-археологический музей Костромской епархии].
Статья из православной
энциклопедии >>>
Источники
Зонтиков Н. А., Полушкина Л. Л. Геннадий, прп. Костромской
и Любимоградский // Православная энциклопедия
Геннадий Костромской и Любимоградский, преподобный . Русские
святые
Геннадий преподобный Костромской и Любимоградский // Русский
биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова.
1896 -1918.
|