|
Геннадий
Костромской и Любимоградский
(в миру Григорий; † 23.01.1565), прп. (пам. 23 янв.- в Соборе
Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых,
3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Костромской
и Любимоградский. О Г. повествуют его житие (1584-1586) и Повесть
об обретении мощей (кон. 40-х гг. XVII в.), святой упоминается
в Житии прп. Корнилия Комельского (1589).
|
Прп. Геннадий Костромской.
Икона. Посл. треть XVII в. (ГИМ)
|
Г. родился в Литовском великом княжестве. Повесть об обретении
мощей называет его родиной г. Могилёв. Отцом преподобного был,
согласно житию, «великий пан» Иван, матерью - Елена. В ранней
молодости, желая принять монашество, Григорий оставил родительский
дом и отправился странствовать по мон-рям; побывал в Москве, с
другом и единомышленником Феодором ходил по Новгородской земле,
наконец, пришел в Александров Свирский в честь Св. Троицы муж.
мон-рь. . Однако прп. Александр Свирский не оставил Григория в
обители из-за его молодости и направил в Корнилиев Комельский
в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-рь к прп.
Корнилию, к-рый принял юношу. Прожив «во искусе довольно время»,
Григорий прп. Корнилием был пострижен в монашество с именем Геннадий.
Г. «вельми подвизашеся в молитвах и трудах, паче же во внутренних
службах: в поварне, пекарне и во прочих службах труждашеся».
По сообщению Жития прп. Корнилия, в 1528
г. он, взяв с собой «мало от братии», в т. ч. Г., ушел из Введенского
мон-ря на Сурское (Сурмское, Сурбское) оз. в «костромских пределах»
- вблизи от впадения в р. Кострому р. Обноры (совр. дер. Слобода
Любимского р-на Ярославской обл., см. Геннадиев в честь Преображения
Господня муж. мон-рь). Житие Г. связывает этот уход с «нестроениями»
среди братии, в Житии прп. Корнилия переселение объяснено желанием
прп. Корнилия «наедине безмолвствовати». На новом месте прп. Корнилий
и Г. построили келью и стали жить, «лес сечаше и пашню сотворяя».
К ним приходили др. иноки. Житие Г. рассказывает, что вел. кн.
Василий III Иоаннович, направлявшийся для молитвы о чадородии
в Кириллов Белозерский мон-рь зимой 1528/29 г., останавливался
в Корилиевом Комельском мон-ре и высказал пожелание, чтобы прп.
Корнилий вернулся на игуменство в эту обитель. Тогда прп. Корнилий,
возвращаясь в Комельский мон-рь, благословил Г. остаться в Сурской
пуст. Иначе описывает уход прп. Корнилия из Сурской пуст. его
Житие. Оно рассказывает о том, что в 1530 г., вскоре после рождения
у вел. князя наследника - буд. царя Иоанна IV, прп. Корнилий пришел
в Москву за разрешением построить храм в Сурской пуст. Вел. князь
пригласил его благословить вел. княгиню и наследника, разрешение
на строительство не дал и «понуди» вернуться во Введенский мон-рь.
|
Прп. Геннадий Костромской.
Икона. 1-я треть XVIII в. (частное собрание)
|
Вскоре после ухода прп. Корнилия Г. с братией построили в пустыни
деревянный (летний) храм в честь Преображения Господня. По свидетельству
жития, средства на строительство пожаловал вел. князь. Возможно,
Василий III предоставил мон-рю также налоговые льготы - известна
тарханная и несудимая грамота царя Иоанна IV, данная Г. в 1547/48
г. (РГАДА. Ф. 281. № 5014), в к-рой упоминается аналогичная более
ранняя, утраченная грамота. Вскоре был построен 2-й (зимний) храм
- во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, что при устроении
пустыни Г. получал помощь из костромского Ипатиевского во имя
Св. Троицы муж. мон-ря.
Будучи настоятелем обители, Г. наравне
с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по
кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный,
подвизаясь, носил на теле железные вериги «и кресты железныя,
тяжкие чепи». Согласно житию, Г. всюду ходил пешком. преподобный
имел дар прозорливости. В нач. 40-х гг. XVI в., находясь по делам
обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника
Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке,
что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда
Анастасия Романовна вышла замуж за Иоанна IV. В 1549 г. «старець
Генадий Сарарайскые пустыни» стал крестным отцом царевны Анны,
дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол.
С. 460).
Г. является автором «Наказания и поучения»,
адресованного помимо братии Преображенского мон-ря также игум.
Ипатиевского мон-ря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал
поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие).
Исследователи отмечают отразившуюся в «Наказании» заботу Г. о
монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг
«насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес»
на них «игумену или старцем не износити».
|
Прп.
Геннадий Костромской. Икона 1893 г. (ЯИАМЗ)
|
Г. был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители. Вскоре
после кончины началось его почитание. В 1584-1586 гг. игум. Преображенского
мон-ря Алексий, ученик и преемник Г., написал житие преподобного,
содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно
в 80-х гг. XVI в. была составлена служба преподобному. Летом 1644
г. в мон-ре был разобран деревянный Преображенский собор и на
его месте начата постройка каменной церкви. 19 авг. в ходе работ
произошло обретение мощей Г., о чем была составлена Повесть с
описанием 2 чудес. В том же году по благосвению патриарха Иосифа
состоялось прославление Г. к общецерковному почитанию. В 1647
г., после освящения Преображенского собора, гроб с мощами преподобного
внесли в храм и установили в Благовещенском приделе; скорее всего,
в XVIII в. мощи на том же месте были погребены под спуд. По-видимому,
в сер. 40-х гг. XVII в. в Костромском кремле был возведен каменный
храм во имя преподобного (сильно пострадавший во время пожара
в 1773, храм впосл. не был восстановлен). К кон. XVII в. основанный
прп. Корнилием Комельским и Г. мон-рь назывался Спасо-Геннадиевым.
Житие Г. вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова)
(1627-1632) и Иоанна Милютина (1646-1654), составленная на основе
жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания
1661). В XVII-XVIII вв. Житие Г. активно переписывалось (большинство
сохранившихся списков датируется XVIII в.), к этому периоду относится
неск. редакций и переработок текста. Г. вместе с прп. Корнилием
Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным»
соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.; см.: Панченко
О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности.
I. «Похвальное слово русским преподобным» - сочинение Сергия Шелонина
(вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)
// ТОДРЛ. Т. 53. С. 584). Имя Г. включено в Месяцеслов Симона
(Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 310-310 об., 50-е гг. XVII в.).
|
Прп. Геннадий Костромской.
Икона. Посл. треть XVII нач. XVIII в. (ГИМ)
|
В 1777 г. правобережье р. Костромы, с XV в. входившее в состав
Костромского у., вместе со Спасо-Геннадиевым мон-рем отошло Ярославскому
наместничеству, в 1796 г. вошло в состав Любимского у. Ярославской
губ. В XVIII - нач. ХХ в. Г. являлся одним из наиболее почитаемых
святых в вост. уездах Ярославской и зап. уездах Костромской губ.
В 1805 г. в Спасо-Геннадиевом мон-ре во имя Г. был освящен один
из приделов теплого храма, примыкавшего к Спасо-Преображенскому
собору с зап. стороны. В 1-й четв. XIX в. над местом погребения
Г. установили серебряную раку, изготовленную на средства жителей
г. Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном
окладе, к-рый в 1851 г. был позолочен. В 30-х гг. XIX в. игум.
мон-ря Палладий попытался осмотреть мощи Г. Когда начали разбирать
кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен
и рабочие в страхе бежали. Во 2-й пол. XIX в. над местом погребения
Г. установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением
любимского купца (позднее крупного костромского фабриканта) И.
С. Михина. В мон-ре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие
Г.: ковш для сбора денег и топор (в 1934 они поступили в ЯМЗ -
Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000.
Т. 2. С. 188-189). В 1861 г. была опубликована служба с акафистом
Г. (автор акафиста - Г. Карцев), позднее службу редактировал Ярославский
архиеп. Нил Исакович; (1853-1874).
Спасо-Геннадиев мон-рь был закрыт в 1919
г., собор действовал в качестве приходского храма до 1928 г. 28
сент. 1920 г. в соборе состоялось публичное вскрытие мощей Г.,
после чего они были увезены в Ярославский губ. музей (находились
там до сер. 30-х гг. XX в., дальнейшая их судьба неизв.). В советское
время Г. особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 г. в
Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел
храма был переосвящен во имя Г. Когда в 1981 г. было установлено
празднование Собора Костромских святых, то днем для него стал
день памяти Г.- 23 янв. Имя Г. вошло в Собор Ростово-Ярославских
святых, празднование к-рого было установлено в 1964 г., в 2002
г. было внесено в Собор Белорусских святых. В 1995 г. началось
возрождение Спасо-Геннадиева мон-ря. В 1998-1999 гг. вблизи руинированного
Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, Г. вырыл
колодец, была построена небольшая деревянная ц. во имя Г. 1 сент.
1999 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров) служил в храме водосвятный
молебен, первая литургия состоялась 23 июня 2000 г.
Ист.: Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепнаго
Преображения и прп. Геннадия // Ключевский. Древнерусские жития.
С. 463-464; Житие прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского
чудотворца // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1873. № 23. С. 183-190;
№ 24. С. 191-196; К житию прп. Геннадия, костромского и любимоградского
чудотворца // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1873. № 25. С. 202-203;
Служба и акафист прп. отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому
чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах.
М., 1898; Житие прп. Геннадия Костромского // Тр. IV обл. ист.-археол.
съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 18-42;
Описание о российских святых. С. 196-197; Отчет VIII (ликвидац.)
отдела НКЮ // РиЦ. 1920. № 9/12. С. 81 [дата вскрытия и крат.
описание мощей Г. 28 сент. 1920]; Житие и акафист св. прп. Геннадию,
Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу: (Сост. на основе
жития, написанного учеником прп. игум. Алексием, и др. архивных
док-тов о Спасо-Преображенском Геннадиевом мон-ре) / Спасо-Преображенский
Геннадиев мон-рь. Б. м., 2004; Житие Корнилия Комельского //
Городок на Моск. дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С.
180-184, 188-189.
Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Январь. С. 103-109;
СИСПРЦ. С. 62, 63; Любимский Спасо-Геннадиев муж. мон-рь //
Ярославские ЕВ. 1866. № 10-11. Ч. неофиц.; Ключевский. Древнерусские
жития. С. 303, 336; Св. угодники Божии и подвижники Костромские,
их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 7-19;
Барсуков. Источники агиографии. С. 114-115; Леонид (Кавелин).
Святая Русь. С. 188-189; Голубинский. Канонизация святых. С.
128-129; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян
в ХIV-ХVI вв. М., 1966. С. 291-295; Буланина Т. В. Алексей (XVI
в.) // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 34-35 [Библиогр.]; она же. Геннадий
(в миру Григорий) (ум. 23.I.1565 г.) // Там же. С. 146-148 [Библиогр.];
Борисов Н. С.От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 96-106; Добровольский
Г. Ф. Спасо-Геннадиев муж. мон-рь и прп. Геннадий Костромской
и Любимоградский чудотворец. М., 2004.
Иконография
Иконописный подлинник XVIII в. на 22
янв. предписывает изображать Г. таким образом: «Надсед, в схиме,
брада Василия Кесарийскаго покороче, риза преподобническая»
(Большаков. Подлинник иконописный. С. 67); аналогичный текст
под 23 янв.- в рукописи 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц.
524. Л. 114 об.). В руководстве В. Д. Фартусова содержатся дополнительные
сведения: «Типа литовскаго… не очень стар, со средней величины,
продолговатою бородой, с проседью; лицом очень худ от поста;
во власянице, короткой мантии и епитрахили»; приводятся неск.
вариантов изречений, к-рые можно писать на свитке (Фартусов.
Руководство к писанию икон. С. 164-165).
Сохранившиеся иконы Г. датируются не
ранее 2-й пол. XVII в. Наиболее распространенный извод - изображение
святого в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой,
благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке,
на фоне Спасо-Геннадиева мон-ря, вверху - образ Преображения
Господня (в соответствии с посвящением главного храма). К этому
типу иконографии относится икона посл. трети XVII в. из собрания
С. П. Рябушинского (ГИМ): Г. представлен вполоборота влево,
на свитке текст: «Братие, любите друг друга и имейте чи...»,
образ Преображения - в облачном сегменте; панорама обители дана
с зап. стороны: каменный пятиглавый Преображенский собор (1644-1647)
окружают деревянные строения, колокольня, стены и башни, как
это было до кон. XVII в. Вид мон-ря - слева от фигуры Г., «по
птичьему полету», с парящими в небе ангелами с иконой - имеется
также на прориси с образа кон. XVII в., находившегося в ЦАМ
СПбДА (где святой, в отличие от указаний большинства подлинников,
имел темные волосы - Покровский. С. 128-129); подобные варианты
- на иконах XVIII в. (ГМЗРК, ГИМ), посл. трети XIX в. (ЦМиАР).
В среднике редкого образа Г. с 20 клеймами жития, нач. XVIII
в. (частное собрание), предположительно происходящего из Спасо-Геннадиева
мон-ря, святой тоже изображен на фоне устроенной им обители,
куда включены нек-рые житийные сюжеты.
|
Прп. Геннадий
Костромской. Икона. 1900 г. Мастер В. П. Гурьянов (ГИМ)
|
В 1-й трети XVIII в. создан храмовый образ этого извода для
придела во имя Г. ц. Успения Богородицы с. Секша Любимского
р-на Ярославской обл. (частное собрание): в левой руке святого
развернутый вверх свиток с редкой надписью: «Господи Боже Царю
веков истинный безначалный соприсносущный Свете услыши молитву
рабов Твоих и призывающих имя Твое пресвятое призри на рабы
Твоя». Слева от деревянной ограды изображены пруды, выкопанные
при устройстве обители для осушения земли, о чем упомянуто в
Житии Г.: «…лес секуще, и землю орюще, еще же ископаста четыре
пруды, иже до ныне суть видимы» (Преподобный Геннадий, Костромской
и Любимоградский чудотворец. Ярославль, 1873. С. 5). В нач.
XX в. 2 пруда еще сохранялись в монастырском саду (Романов Е.
Р. Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский, уроженец г. Могилёва.
Вильна, 1909. С. 17). Живопись иконы выполнена костромскими
мастерами, вероятно, работали 2 иконописца (образ Преображения
отличается по манере письма). В XIX в. на икону сделан металлический
чеканный оклад с надписью: «1856 г. Трудов Геннадия Александрова
сына Дьячкова».
На прориси 1-й пол. XIX в. с припиской
«От Архипова из Палеха» (ГРМ) композиция иная: фигура Г. помещена
в левой части (обратный оттиск оригинала?), панорама мон-ря
с более поздними каменными постройками открывается с юго-вост.
стороны, святой изображен в возрасте средовека с небольшой бородой,
правой рукой указывает на обитель, левая с четками прижата к
груди. Др. икона такой иконографии 1893 г. (ЯИАМЗ) являлась
вкладом частного лица, согласно надписи внизу в рамке («Икона
написана на иждивение крестьяньи деревни Настасьина Агафьи Васильевой
Гарячевой 1893 года»). К писавшимся в Ростове по костромским
заказам паломническим реликвиям принадлежит эмалевый образок
2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), к-рый, несмотря на маленький размер,
тоже включает вид мон-ря (подобные образцы - в собр. ЯИАМЗ).
В коленопреклоненном молении в небе над мон-рем Г. изображен
на литографии сер.- 2-й пол. XIX в. (частное собрание).
Др. иконографический вариант представлен единоличными иконами
святого в рост, в монашеском облачении, как на небольшой иконе
нач. XIX в. из собрания Успенских (ГЭ), где фигура развернута
вполоборота влево, на правой руке четки, левая поднята в молении
(фрагмент небольшого деисуса). Здесь, как и в более поздних
произведениях, у Г. длинная, узкая на конце борода, на голове
- островерхий схимнический куколь. На прямоличном изображении
1900 г. кисти иконописца В. П. Гурьянова (ГИМ) преподобный тоже
в схиме, десницей благословляет, а в левой держит свиток, одеяния
украшены «золотопробельным» письмом, на верхнем поле - поясной
образ Спаса Еммануила. Возможно, в мастерской О. С. Чирикова
исполнена икона кон. XIX - нач. XX в. (ГЭ) с немного иным типом
изображения: руки святого разведены в стороны, свиток развернут,
фон - пейзажный, с горками, рекой и условными элементами архитектуры,
вверху - образ Спаса Нерукотворного.
|
Прп. Геннадий
Костромской с житием. Икона. Нач. XVII в. (частное собрание)
|
Отдельную группу составляют изображения Г. вместе с др. святыми.
Так, напр., в молении с прп. Макарием (Калязинским?) он представлен
на прориси 2-й пол. XIX в. с иконы XVII в. (ГРМ; на обороте
надпись: «Иван Яйцов С. С.») - наиболее ранний образец иконографии
Г. с куколем на голове. В числе предстоящих Св. Троице Новозаветной,
напротив ангела хранителя, фигура Г. встречается в навершии
Феодоровской иконы Божией Матери со сказанием в 12 клеймах,
нач. XIX в., костромского мастера (из собрания П. Д. Корина
(ГТГ)).
В 1886 г. выполнена икона «Избранные
костромские святые» (филиал КГОИАМЗ в г. Нерехта), происходящая
из ц. свт. Николая Чудотворца с. Верховье Солигаличского р-на
Костромской обл. На иконе представлены в 2 ряда основатели крупнейших
мон-рей Костромского края, среди них - Г. в 1-м ряду крайний
слева, со свитком в левой руке, у него острая раздвоенная борода
средней величины и волосы на прямой пробор, кудрявые на плечах,
с проседью. Икона Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей
и княгинь всероссийских, изготовленная ок. 1913 г. в московской
фирме Оловянишникова (ГЭ) для поднесения имп. семье к 300-летию
Дома Романовых, хранилась в Александровском дворце Царского
Села. В верхнем и нижнем ряду на ней представлены в рост рус.
блгв. князья, тезоименитые святые и «небесные предстатели» членов
царской династии, в числе к-рых - Г. со сложенными на груди
крестообразно руками, 6-й справа вверху.
В составе Соборов русских святых погрудный
образ Г. введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814
г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в ЦАМ СПбДА),
где Г. облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом
с ним прп. Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских
чудотворцев XIX в. (ГТГ) - в 5-м ряду 3-й справа, с непокрытой
головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским.
Примером подобной иконографии Г. в монументальном искусстве
является роспись галереи рус. святых в почаевской Успенской
лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX
в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия - преподобный в одной
из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме.
Вместе с др. рус. святыми Г. был написан в 70-х гг. XIX в. на
стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма
Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напр., в 1833 г.
(поновлена в 1876) на зап. стене ц. Воскресения Христова на
Дебре в Костроме (Костромские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. Прил. С.
10).
В композиции «Все святые, в земле Русской
просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон.
20-х - нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), на авторских повторениях
кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и творческих
списках кон. XX - нач. XXI в. др. иконописцев Г. помещен в группе
костромских святых в начале 1-го ряда, крайним слева, обернувшись
к прп. Макарию Унженскому. На рисунке кон. 70-х - нач. 80-х
гг. XX в. работы прот. Вячеслава Савиных (Минея (МП). Т. 5.
Ч. 2: Янв. С. 301) преподобный обращен в молении к небесному
сегменту, на свитке традиц. надпись. Пример совр. местной иконографии
Г.- образ «Собор Костромских святых» 90-х гг. XX в. (Костромской
Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь).
Лит.: Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА,
1879-1909. СПб., 1909. С. 128-129, 131-144. № 50, 58-59; 1000-летие
рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Рус.
эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева.
М., 1994. С. 137, 230. Кат. 177; Мостовский М. С. Храм Христа
Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С.
86; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач.
XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст.
/ ГЭ. СПб., 1996. С. 54-55, 130-131. Кат. 47, 48; Маркелов.
Святые Др. Руси. Т. 1. С. 200-205, 454-455, 611, 629. Т. 2.
С. 80-81; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до
нач. XX в. Кат. выст. / Мон-рь cв. Екатерины на Синае, ГЭ.
[СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237; Россия. Православие.
Культура: Кат. выст. Нояб. 2000- февр. 2001. [М., 2000]. С.
128, 181. Кат. 384, 495; Изображения Божией Матери и святых
Правосл. Церкви. М., 2001. С. 141; Костромская икона XIII-XIX
вв.: Свод рус. иконописи / Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С.
Каткова. М., 2004. С. 615, 621. Кат. 269, 283. Ил. 427, 442.
Л. Л. Полушкина
|
|