Михаил
Иньков: Я готов сделать памятник Анастасии Слуцкой
Автор памятника святой праведной княгине
Софии Слуцкой рассказал корреспонденту «Кур’ера” историю его создания.
Почему выпускнику Белорусской Академии искусств поставили тройку
за проект памятника святой. Похожа ли отлитая в бронзе София
на его дочь Машу, погибшую во время трагедии на Немиге. И
какие испытания посылаются скульпторам, которые создают церковные
памятники. Об этом Михаил Иньков поведал журналисту за чашкой
кофе в своей мастерской на улице Гая в Минске.
В ГОСТЯХ У СКУЛЬПТОРА. Михаил
Иньков на своём опыте убедился, как злые силы могут мстить художнику.
Единственное спасение он видит в вере.
— Каждый день прохожу мимо памятника,
и когда что-то случается
с близкими людьми, я прошу у Софийки здоровья, и святая помогает.
— Когда там будет церковь построена – если, конечно, это произойдёт
- и перевезут мощи Софии Слуцкой, тогда начнутся чудотворения.
Мы с Владыкой Филаретом говорили об этом.
– Расскажите, как вы получили заказ на создание
памятника святой.
— Когда я заканчивал отделение скульптуры Белорусской Академии
искусств, мой приятель начал проектировать церковь в Турове,
и мы с ним запланировали сделать памятник Кириллу Туровскому.
(Показывает на фото
с открытия памятника).
— Ваш Кирилл Туровский удивительно похож на Филарета…
— Сходство есть, — улыбается собеседник. – Митрополит Филарет —
уникальный человек. Когда-нибудь его причислят к лику святых.
В 1993 году открыли монумент Кириллу Туровскому. Это был первый
православный памятник на территории Беларуси. Считалось раньше,
что у православных таких памятников быть не должно. Скульптуры
святых традиционно делали католики.
Начало было положено, и в 1994 году Владыка благословил
меня на дипломную работу – памятник святой Софии Слуцкой. В Академии
мне сказали, чтобы я защищался монументом Кириллу Туровскому.
Но я настоял на своём, и мне дали понять, что оценка работы
будет соответствующая: среди преподавателей были коммунисты.
Я сделал рабочую модель, светский вариант и голову в натуральную
величину. Это была первая дипломная работа в Академии на религиозную тематику.
Кроме того, возникли споры, должен ли художник идти на поводу
у церкви, или, наоборот, церковь должна прислушиваться к
видению художника. Комиссия сочла, что я в решении этой проблемы
допустил ошибку.
К тому же, рабочая модель была сделана с элементами декора.
После стиля лопатной академии, в котором создавались памятники
в советское время, вдруг какие-то рюшечки, жабо, декоративные детали,
вензеля — для них это было непонятно. Как и обещали,
мне влепили тройку.
Совсем недавно мне мой преподаватель сказал: «Тот, кто тебя долбал
за Софью, сам недавно сделал скульптуру – вся в декоре».
А за тройку я не в обиде. Кафедрой скульптуры в Академии
искусств сейчас заведует человек, у которого тоже в дипломе «трояк».
Эскизов памятника Софии было несколько десятков. С ними я приезжал
к Митрополиту. Помню, у меня была очень красивая композиция. Есть
икона, на которой изображена коронация святой, и сверху спускаются
ангелы. Владыка сказал, что это униатство. Не должно быть
короны и ангелочков. Тот вариант, который был одобрен Филаретом,
выполнен в соответствии с православными традициями.
Но только через пять лет, в 1999 году, была сделана скульптура
в натуральную величину. Её поставили на территории Свято-Михайловской
церкви в Слуцке. Помню, местные власти хотели поставить памятник
в сквере, возле ресторана «Вежа», и даже переименовать ресторан
именем святой. Мы с архитектором выступили против, потому что там не
место церковной работе.
— Скажите, а была ли модель, с которой вы лепили
Софию Слуцкую?
— Я думал о том, чтобы найти девушку, похожую на Софию. Как-то
иду возле Академии искусств и вижу девушку на перекрёстке —
один к одному София Слуцкая. У меня же был её портрет. Думаю,
завтра выловлю. Я потом несколько недель искал её, специально
не приступал к портрету. Безуспешно. Как видение какое-то было.
— Михаил, простите за очень личный вопрос, но не
задать его не могу. Это правда, что в Софии можно угадать черты
вашей дочери Маши?
— Я уже по телевизору это слышал. Пусть будет так. Дело в том,
что в 1999 году, когда я лепил Софию Слуцкую в натуральную
величину, Маша ко мне приходила. А как только я окончил работу,
дочь погибла на Немиге. Ей было пятнадцать с половиной лет.
Когда я ставил памятник на могиле дочери, я не хотел воплощать
в нём Машу, какой она была при жизни. Это обобщённый образ,
памятник всем детям, которые погибли.
После трагедии на Немиге собиралась секция скульпторов Союза
художников, и все единогласно проголосовали за то, чтобы
я делал памятник погибшим. Но Буралкин, председатель Союза, почему-то решил, что это он сделает.
То, что получилось, иначе как халтурой назвать не могу. Такие
вещи за две недели не делаются. Когда я увидел эти розы,
был просто в шоке. После этого я руки автору памятного знака не
подал. Он оправдывался, что надо было срочно делать заказ. Я спросил,
почему он не обратился ко мне. Коллеги предлагали разные идеи.
Одна из них — поставить на месте трагедии капличку… К сожалению,
эта задумка не воплотилась.
…Каждая церковная работа отнимает у её создателя близких
людей. Мне ещё Владыка говорил: «А что ж ты хотел? Ты должен
прекрасно понимать, что злые силы тебе будут мстить».
— А раньше вы когда-нибудь
сталкивались с подобным?
— Когда я сделал рабочую модель Кирилла Туровского, попал в больницу.
Ни с того ни с сего возникли серьёзные проблемы со здоровьем,
и врачи думали, что я больше не жилец… А когда поставили памятник,
у меня умер отец от редкой болезни — холодостойкой аллергии
крови. Сгорел за недели полторы.
И с памятником Софии была история. Когда ребята на комбинате
делали прокладку в натуральную величину, я попросил, чтобы сделали
качественно, иначе будут большие неприятности. Они похихикали.
Сделали плохо – и в скором времени умерли.
Когда ты берешься за церковную вещь, нужно относиться с пониманием,
что ты создаёшь памятник святому человеку, а дьявол не хочет,
чтобы он был. И начинаются всякие козни. Делается всё возможное,
чтобы художник не сделал эту работу, а если он сделал – ему мстят.
Спасение для художника – в вере.
— Михаил, у вас были моменты отчаяния, когда вам
хотелось уйти из профессии?
— Из профессии – нет, но церковные вещи не хотел делать вообще.
У меня, кстати, есть предложение к слуцким властям: создать памятник
княгине Анастасии Слуцкой – белорусской Жанне Д’Арк. Я вижу её
на коне в рыцарском одеянии с мечом. Этот памятник мог бы
стать вторым конным монументом в Беларуси после Всеслава Чародея
в Полоцке.
Идеальное, на мой взгляд, место для Анастасии Слуцкой –
на площади, где сейчас стоит памятник Ленину. Что Владимир Ильич
сделал для Слуцка? Может быть, стоит перенести Ильича, чтобы защитница
города от татар заняла достойное место. Этот памятник мог бы
стать достопримечательностью Слуцка, поскольку объектов архитектуры,
которыми можно было бы показать туристам, практически не сохранилось.
Татьяна Гусева
9/02/11
"Iнфа-кур'ер"
26 марта 2012 года
Послание Cвятаго Синода Белорусской
Православной Церкви в связи с 400-летием преставления святой праведной
Софии, княгини Слуцкой
Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос,
не золотые уборы или нарядность в одежде,
но сокровенный сердца человек в
нетленной красоте кроткого и молчаливого духа,
что драгоценно пред Богом.
(1 Пет. 3: 3-4)
Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, иноки и инокини и вся
боголюбивая белорусская паства!
Святые угодники Божии являют миру красоту Христовой Церкви. Красота
сия многогранна, ибо Бог, как Источник всякого добра, безмерно изливает
благодать на верных чад Своих. Пример жизни святых, их небесное
покровительство не перестают оказывать спасительное воздействие.
До сих пор они, пребывая в чертогах Царствия Небесного, являются
для нас — их сродников по плоти и духу — светлыми образами подражания,
олицетворением любви к Богу, дел праведности и милосердия, забот
о судьбе Отечества.
Белорусская земля взрастила многих подвижников благочестия, которые
по праву считаются небесными заступниками нашего народа. Ныне мы
сугубо восхваляем святую праведную Софию, княгиню Слуцкую.
«По имени и житие» — в этих словах отражается глубокий опыт Церкви
и народа, опыт распознания предызбранности к христианскому подвигу.
София значит премудрость. Четыреста лет назад Слуцкая княгиня запечатлела
свою верность Православию воистину богодарованной мудростью, унаследованной
от своих благочестивых предков. Она пренебрегла земными благами,
более устремляя духовный взор к горнему, по слову Спасителя: «где
сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21).
Святая праведная София происходила из династии князей Слуцких Олельковичей.
Представители этого древнего рода отличались верностью праотеческой
Православной вере, были образцом гражданской доблести и церковного
благочестия. Благодаря князьям Олельковичам Слуцкое княжество приобрело
статус известного духовного и культурного центра. Боголюбивые Слуцкие
князья способствовали возведению православных храмов и монастырей,
наделяя их щедрыми пожертвованиями и одаривая различными милостями.
Отец праведной Софии, князь Слуцкий и Копыльский Юрий Юрьевич Олелькович,
был почитателем и жертвователем многих православных святынь, в том
числе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Известно, что он пожертвовал
Благовещенской церкви Свято-Троицкого Слуцкого монастыря собственноручно
переписанное напрестольное Евангелие, которое вновь было обретено
уже в наше время.
Святая праведная София рано лишилась родителей и была отдана под
опеку родственников. Она была лишена родительской любви и попечения,
но промыслительным образом унаследовала от своих предков любовь
к христианским добродетелям. Свой путь к славе горнего звания она
совершила в соответствии со словами Священного Писания: «многими
скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).
Ещё в отроческом возрасте, согласно воле опекунов, княжна вступила
в брак с князем Янушем Радзивиллом, пребывавшем вне спасительной
ограды Святого Православия. Дальнейший духовный путь праведной Софии
стал крестным путем жертвенности и самоотречения. «Не желаю хвалиться,
— говорит апостол Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса
Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).
Обращаясь внутренним взором к лику нашей праведной соотечественницы,
мы видим, что не только благочестивая семейная традиция, но и Божественное
вдохновение, зародившееся в сердце Софии, стало источником ее богоугодных
земных дел и подвижнических трудов. Таким образом, чаяние человеческого
сердца преобразилось в ней в богодарованную добродетель. По слову
апостола Павла: «от скорби происходит терпение, от терпения опытность,
от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь
Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:
3-5).
В смутную эпоху, на которую пришлись детство и юность Софии, многое
из того, во что она свято верила, оказалось предано поруганию. В
1596 году в Бресте была заключена уния. Многие видные представители
православной знати отреклись от своей праотеческой веры, движимые
желанием устроиться в новых религиозно-политических обстоятельствах.
Праведная София была последней из угасшего рода князей Олельковичей.
На ней одной лежала ответственность за выполнение завета отца, согласно
которому наследники были «должны всегда оставаться верными Православию».
Следуя отеческому наставлению, праведная София направила всю свою
любовь и попечение на сохранение и утверждение Православия в Слуцком
крае.
Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству
и жителям города Слуцка, Преображенскому братству, в деятельности
которого принимала личное участие. Она жертвовала собственноручно
вышитые золотом церковные ризы и священнические облачения, выделяла
средства для постройки храмов, совершала паломничества в отдельные
церкви во время храмовых празднеств. Пример ее служения убеждает,
что и в условиях смуты можно сохранять чистоту жизни, верность Евангельским
идеалам и преданность родительской вере.
Недолго, однако, судил Господь жить на земле праведной княгине.
Слабое здоровье, многообразные заботы и скорби, которые пришлось
ей испытать, стали причиной ее кончины при рождении дочери. Но это,
по слову апостола Павла, были те скорби, которыми «надлежит нам
войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).
Тело ее нашло упокоение в главном храме Свято-Троицкого Слуцкого
монастыря, в особо изготовленной раке, под фамильной иконой Покрова
Пресвятой Богородицы. В память о благочестивой супруге князь Януш
продолжал поддерживать в Слуцких владениях Православие, подтверждая
своими грамотами завещанные княгиней Софией церковные традиции.
В одной из грамот, в частности, говорилось: «чтобы церкви, архимандриты,
игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих
владениях на вечные времена неприкосновенно, безо всякой перемены
были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния
в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным
способом».
Не случайно, что при наступлении благоприятных времен именно Слуцк
стал кафедрой первых Минских архиереев. В этом же граде берут свое
начало и Минские духовные школы.
Глубокое почитание праведной Софии как святой заступницы веры Православной
началось сразу же после ее блаженной кончины. Видящий втайне и воздающий
въяве Господь прославил святую княгиню Софию нетлением ее тела и
чудотворениями у ее гроба. Её почитание в народе Божием не ослабевало
в течение веков и продолжается сегодня. В памяти церковной хранятся
многочисленные случаи чудотворений, исцелений и различных благодеяний
по молитвам святой.
Образ праведной Софии Слуцкой, женщины-мирянки, в тишине сердца
вынесшей любовь к Церкви в тяжелейших исторических обстоятельствах,
подаёт и нам силу утешать — несмотря на собственные скорби; нести
духовную радость — невзирая на нестроения земной жизни; любить —
несмотря на ожесточение сердец.
В древней Церкви святыми называли своих братьев и сестер все христиане,
и возможность жить свято была очевидна каждому. С тех пор и доныне
призывает нас апостол Петр: «Будьте святы во всех поступках» (1
Пет. 1: 15). Мы призваны к святости, потому что в ней — единственный
смысл существования бессмертной души человека. Будем помнить во
всякий час своей жизни, что «милость… Господня от века и до века
на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его
и помнящих заповеди Его» (Пс. 102: 17-18, 22), и воздадим благодарение
Творцу и Богу нашему.
Молитвами святой праведной Софии Слуцкой, Господи, насади в сердцах
наших живую веру, твердую надежду, нелицемерную любовь! Аминь!
1 апреля 2012 года
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси +ФИЛАРЕТ
Архиепископ Витебский и Оршанский +ДИМИТРИЙ
Архиепископ Пинский и Лунинецкий +СТЕФАН
Архиепископ Гомельский и Жлобинский +АРИСТАРХ
Архиепископ Новогрудский и Лидский +ГУРИЙ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский +ФЕОДОСИЙ
Епископ Гродненский и Волковысский +АРТЕМИЙ
Епископ Могилёвский и Мстиславский + СОФРОНИЙ
Епископ Брестский и Кобринский +ИОАНН
Епископ Туровский и Мозырский +СТЕФАН
Епископ Бобруйский и Быховский +СЕРАФИМ
Church.by
Орден Белорусской Православной
Церкви
имени святой праведной Софии, княгини Слуцкой
|
|
Орден святой праведной Софии,
княгини Слуцкой
|
Орден учрежден определением Высокопреосвященного Филарета, Митрополита
Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси и Святого
Синода Белорусской Православной Церкви в 2012 году в ознаменование
400-летия преставления святой праведной Софии, княгини Слуцкой.
С именем святой княгини Софии неразрывно связаны подвижнические
труды по защите и сохранению Православной веры на Белой Руси.
Статут ордена святой праведной Софии, княгини Слуцкой
1. Орденом святой праведной Софии, княгини Слуцкой награждаются
Предстоятели, иерархи и клирики Поместных Православных Церквей,
архиереи и клирики Белорусской Православной Церкви за многолетнее
служение в священном сане или за заслуги перед Белорусской Православной
Церковью.
2. Орденом святой праведной Софии, княгини Слуцкой могут быть награждены
церковные и общественные деятели за труды на благо Православия.
3. Орденом святой праведной Софии, княгини Слуцкой могут быть награждены
епархии, монастыри, духовные учебные заведения и иные церковные
организации.
4. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена,
лента и грамота.
5. Орден носится на правой стороне груди и при наличии других орденов
Белорусской Православной Церкви располагается вслед за орденом Креста
преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.
Описание ордена святой праведной Софии, княгини
Слуцкой
Знак ордена: Знак ордена представляет собой выпуклую восьмиконечную
золотую звезду. В центре расположен белый эмалевый четырехконечный
крест с золотой обводкой. Середина звезды представляет собой золотой
круг с изображением святой праведной Софии, княгини Слуцкой, в княжеских
одеждах с шестиконечным крестом в правой руке, левая рука моленная,
нимб золотой, фон бежевый, эмалевый. Внешнее кольцо красное, эмалевое
с надписью: «Св. Прав. Кн. София Слуцкая», окаймленное лавровым
венком.
Материалы: медь, гальваническое золочение, эмаль.
Крепление: носится на ленте.
Размер знака ордена между противолежащими вершинами 68 мм. Диаметр
круга с изображением Святой 21,5 мм. Общий вес ордена 20,5 г. Толщина
золотого покрытия 0,5 мкм. На оборотной стороне ордена булавка для
крепления длинной 33 мм.
Лента ордена муаровая, белого цвета, шириной 95 мм, обрамлена золотой
каймой. Обрез ленты прямой. Концы ленты скреплены бантом белого
цвета шириной 165 мм.
29 марта 2012 года
В Минске прошла пресс-конференция,
посвященная 400-летию преставления святой праведной Софии Слуцкой
29 марта 2012 года в Минском Епархиальном управлении состоялась
пресс-конференция, посвященная 400-летию преставления святой праведной
Софии, княгини Слуцкой.
На вопросы отечественных журналистов отвечали викарий Минской епархии
епископ Борисовский Вениамин, пресс-секретарь Минского Епархиального
управления протоиерей Сергий Лепин, ответственный по связям Белорусского
Экзархата со СМИ протоиерей Евгений Свидерский, клирик храма праведной
Софии Слуцкой в Минске диакон Димитрий Шило, референт Минского Епархиального
управления по историческим вопросам Г.Н. Шейкин, доцент Минской
духовной академии Г.Э. Щеглов.
Открывая пресс-конференцию, владыка Вениамин сказал:
«Братья и сестры! Дамы и господа!
Сердечно приветствую вас и благодарю за тот интерес, который средства
массовой информации уделяют Белорусской Православной Церкви — её
жизни, её учению, её истории. Образ святой праведной Софии, княгини
Слуцкой, этой удивительной святой, особенно близок белорусскому
народу: в нём вся боль, вся горечь нелёгкой его судьбы, преодолевая
которую, наши предки сохраняли свою любовь к Богу и верность святоотеческим
традициям, любовь к своей Родине и к своему народу.
Родилась праведная София 1 мая 1585 года в знатной семье князей
Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда. Рано осиротев,
она находилась под опекой своих родственников.
Будучи не только знатной и богатой наследницей, но и весьма красивой
девушкой, София не могла не привлекать внимания знатных молодых
людей, которые старались добиться внимания молодой княжны и расположения
её опекунов. Впрочем, тема замужества мало интересовала ещё очень
юную девушку и даже вызывала у неё негативные эмоции. Вероятно,
это и вынуждало опекунов все брачные переговоры о возможных кандидатах
вести втайне от Софии.
Вскоре «подходящий» кандидат был найден. Им оказался Януш Радзивилл,
отпрыск могущественного рода князей Радзивиллов, которым попечители
Софии задолжали немалые средства.
Княжна София была против этого брака. Она не верила в искренность
чувств Януша, видя в его намерениях не более чем расчёт. Но особую
роль в её нежелании выходить замуж за этого человека играло то,
что Януш был протестантом-кальвинистом — и поэтому не разделял её
духовных устремлений и не имел попечения об интересах православной
части общества. А ведь именно покровительство Православию является
прямой обязанностью православных князей и магнатов: в этом заключается
их ответственность перед Богом и долг перед Отчизной.
Описываемые времена были нелёгкими для Православия, и забота юной
княжны о единоверцах, её обеспокоенность, с которой она ратовала
о делах Церкви, не может не удивлять. Рассудите сами: тогда Софии
едва исполнилось 15 лет! Сравним её со сверстниками нашего времени,
которые много знают о своих правах, но зачастую ничего не хотят
слышать о долге и ответственности. Но что говорить о подростках!
Дай Бог, чтобы и люди старшего поколения, а особенно седовласые
«князья», имели ту любовь к Богу и людям, которыми обладала святая
праведная София в годы своей юности!
Но вернёмся в те далёкие времена. Конфликт между Радзивиллами и
родственниками-опекунами княжны Софии нарастал и грозил обернуться
вооружённым противостоянием. Никто не верил, что дело обойдётся
без кровопролития, так как посредничество третьих лиц не помогало,
а 20 тысяч человек уже готовы были сойтись в смертельной битве.
И вдруг происходит неожиданное. Княжна София даёт согласие на брак,
Януш уговаривает отца не допустить сражения, воцаряется мир между
семьями, а вместе с тем — во всём государстве. Как пишут в житиях
святой: «Во имя мира приняла святая подвиг крестоношения в браке»!
Ей пришлось отказаться от своих планов на жизнь и подчиниться обстоятельствам
ради блага Отечества.
Однако, вступив в брак, святая не только не изменяет Православию,
но ещё больше уделяет внимания как личному духовному подвигу, так
и интересам Церкви.
Княгиня, пользуясь новыми возможностями, встаёт на защиту православного
народа от насилия униатов. Она убеждает своего супруга выхлопотать
у короля грамоту, согласно которой запрещалось принуждать подданных
Слуцкого княжества к унии и отбирать церковное имущество православных
храмов и монастырей.
По-видимому, Януш искренне полюбил свою жену и был очень внимателен
к самой сокровенной части ее жизни — к ее вере. Православные храмы
получали от супругов большие денежные пожертвования и иные виды
помощи. Известно также, что святая своими руками вышивала золотом
священнические облачения в дар церквам, благотворила нищим и обездоленным,
много паломничала. В семье Радзивиллов царили мир и согласие.
К сожалению, внешнее благополучие этой истории развивается на фоне
тяжёлых семейных переживаний четы Радзивиллов: один за другим умирают
маленькие сын и дочь молодых супругов. Известно также, что и сама
княгиня София умирает при родах мертворождённой дочери в 1612 году
в возрасте 26 лет.
С момента блаженной кончины святой прошло уже 400 лет! Именно этой
дате и посвящены наши нынешние торжества. Хочется надеяться, что
в образе святой праведной княгини многие наши братья и сестры найдут
яркий пример веры и доброделания. В первую очередь — это родители,
потерявшие своих деток, или не могущие их заиметь; это и супруги,
живущие в смешанном браке, или же те, чей брак переживает трудное
время; это молодёжь, которая обеспокоена поиском своей «второй половины».
Воистину, святую Софию можно назвать покровительницей белорусской
семьи! Не в последнюю очередь образ святой должен быть назидателен
и государственным мужам, от которых зависит мир и согласие в обществе,
его благоденствие, а также предпринимателям, которые в житии святой
могут обрести вдохновение на дела милосердия.
Немаловажный факт: попечение святой о своём народе и Отчизне не
остались в прошлом. Небесному заступничеству святой приписывают
ограждение жителей Слуцка от бедствий во время наполеоновского нашествия.
В конце июня 1812 года, ожидая приближения к городу неприятельских
войск, за Свято-Троицким монастырем развернулись готовившиеся к
сражению с французами части армии Багратиона. Военные советовали
монахам для безопасности уйти из монастыря. Узнав об этом, жители
города стали усиленно просить, чтобы монахи не трогали при этом
с места тело блаженной княгини Софии. Они говорили, что святая перед
кончиной изрекла, что если тело её во время появления какого-либо
бедствия обнесут возле Слуцка, то бедствие отступит и никто из жителей
не погибнет. И вот едва успели горожане совершить крестный ход с
мощами святой Софии, как Слуцк наводнила французская армия, но не
причинила при этом ни малейшего вреда ни городу, ни горожанам.
В 1848 году в Слуцке начала свирепствовать холера, унося жизни
горожан. Тогда жители вновь решили искать помощи у своей неизменной
покровительницы-княгини. Вскоре после крестного хода эпидемия холеры
в Слуцке и его окрестностях прекратилась.
Вот ещё дошедший до нас случай помощи Божией по молитвам к святой
Софии. Однажды 11-летний крестьянский мальчик деревни Михеек Самуил
Шилович был поражён ударом молнии и в течение четырёх лет находился
в совершенном «расслаблении». Никакая врачебная помощь не помогала.
К отчаявшейся матери во сне явилась святая София и повелела привезти
больного мальчика в Троицкий монастырь к её гробнице. Так родители
и поступили. Когда они подошли к мощам, Самуил получил полное исцеление
и, к удивлению всех, совершенно здоровый пошёл домой пешком.
И в наше время святая оказывает помощь всем, кто с верой и горячей
молитвой обращается к ней. Так, например, одна женщина из г. Слуцка
не могла родить ребенка и в своей беде обратилась за помощью к святой,
молилась перед ракой с ее мощами в Минском Свято-Духовом кафедральном
соборе. Прошло время — и сейчас ее ребенку уже два годика. Другая
женщина, больная онкологией, молилась святой праведной Софии, носила
при этом на теле освященный на мощах платок и по вере получила исцеление.
Как видим, святая и сейчас, как и прежде, незримо и своими святыми
мощами рядом с нами и скоро готова прийти на помощь всем, с верой
и усердной молитвой ее призывающим.
Будет очень хорошо, если 400-летие кончины святой праведной Софии
привлечёт внимание всех наших соотечественников к истории Православия
на нашей земле, а вместе с этим — и к истории всего нашего народа.
Память о наших святых, о трудах, которые они понесли, о молитвах,
в которых они пребывали, о скорбях и лишениях, которые они претерпели,
о крови, которую они излили в борьбе за право оставаться православными
— всё это красноречиво говорит нам о необходимости знать нашу историю.
Она многому научит и поможет нам избежать многих ошибок. Она — наше
богатство, пренебрегать которым мы не имеем права!
Историю Церкви невозможно рассматривать вне гражданской истории.
Она также тесным образом сопряжена с вопросами истории права, политологии,
социологии, культурологии и многих других отраслей знания. Поэтому
мы будем очень рады, если не только учёная братия, но и пресса поддержит
нас своим вниманием в этом вопросе. История религиозных свобод
во многом является и историей свободы слова — и в таком ракурсе
теряет свое узкое конфессиональное значение и, несомненно, представляет
для вас особенный интерес.
О судьбах Православия мы будем размышлять в текущем году с неослабным
вниманием, поскольку — напомню! — в этом году исполняется ещё и
1020 лет Православия на белорусской земле. В честь этой даты будут
проведены особенные торжества. Кроме этого, в 2012 году мы отмечаем
400-летие основания Свято-Петро-Павловского собора в Минске и 400-летие
обретения чудотворной Крупецкой иконы Божией Матери.
А в данный момент позвольте познакомить Вас с праздничной программой,
посвященной 400-летию преставления святой праведной Софии, после
чего мы с радостью постараемся ответить на ваши вопросы.
30 марта состоится заседание Синода Белорусской Православной Церкви.
31 марта в 12:00 будет отслужен молебен в храме святой праведной
Софии, княгини Слуцкой, что на площади Казинца. После молебна состоится
освящение памятника святой праведной Софии. Кстати, стоит отметить,
что это практически единственный храм в мире, который освящён в
честь этой удивительной святой.
Вечером того же дня в 18:00, а 1 апреля в 10:00 во всех храмах
Минска будут совершаться богослужения по случаю памятной даты. В
Минском Свято-Духовом кафедральном соборе у раки с мощами святой,
а также на её родине, в Слуцке, состоятся соборные богослужения.
Милости просим!
Обращаем ваше внимание на то, что к нынешним торжествам в свет
вышла небольшая книга с кратким жизнеописанием святой, акафист.
Готовится к изданию служба праведной Софии.
Это те события, которые касаются самого ближайшего времени. Однако
этим наши планы не исчерпываются. В течение года мы будем анонсировать
новые и новые события. Это и научно-практические конференции, духовно-просветительские
мероприятия, выставки, благотворительные, культурные мероприятия,
лекции, теле- и радиопередачи, печатные издания. Поэтому, уважаемые
участники пресс-конференции, следите за новостями на нашем официальном
сайте.
Благодарю за внимание».
Затем журналисты получили возможность задать вопросы церковной
стороне.
|