Святитель
Мелетий Харьковский,
предвечного Слова усердный благовестник
Родился святитель 6 ноября
1784 г. в семье купца Ивана Леонтовича в селе Старые Санжары Полтавской
губернии. При крещении получил имя Михаил, в честь Божия Архистратига.
Но путь его был написан ему на роду — дед и дядя Михаила были священнослужителями.
Став одним из лучших выпускников Екатеринославской духовной семинарии,
Михаил был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. В
1814 г., после ее окончания (со степенью магистра богословия), он
остался в ней преподавать греческий язык. Далее в жизни Михаила
начинается период учительствования. В 1817 г. он был переведен в
Киевскую духовную семинарию, а в 1819 г. стал первым инспектором
открывшейся Киевской духовной академии.
Михаил Леонтович был пострижен в монахи 11 февраля 1820 г., накануне
дня памяти святителя Мелетия Антиохийского. 22 февраля состоялось
его рукоположение в иеродиакона, а 25 февраля — в иеромонаха. С
1821 г. архимандрит Мелетий — ректор Могилевской духовной семинарии,
с 1823 г. — Псковской, а с 1824 г. — снова Могилевской семинарии.
Миссию учителя Мелетий нес на протяжении всей жизни в разных ипостасях:
от преподавательской деятельности в семинариях до окормления паствы
в разных уделах Русского мира. А научить, как известно, можно только
собственным примером. И все, кто встречал святителя Мелетия на своем
пути, видели в нем удивительный пример для подражания — образчик
кротости и смирения. Он говорил: «Смирение — охранительный меч,
с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».
Один из его учеников вспоминает: «Владея чистым, мягким и выразительным
голосом, отец ректор, при отличном знании своих предметов и умении
излагать их живо устною речью, вполне овладел вниманием учеников
и скоро заставил воспитанников полюбить свои уроки. Никому не было
скучно сидеть в классе во время уроков отца ректора. В классе воспитанники
держали себя тихо и скромно из полного уважения к отцу ректору и
по вниманию к его прекрасным объяснениям, чем в то время никто из
преподавателей не мог похвалиться. Ученические занятия пошли живее
и гораздо успешнее. Даже посредственные и слабые из воспитанников
высшего отделения начали охотно учиться и хорошо отвечать в классе».
21 октября 1824 г. в жизни святителя начался новый этап: он был
хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии,
и назначен настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря.
С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах академии,
воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. В личных отношениях
с ними он был доступен, чрезвычайно ласков и добр. Один из учеников
святителя по Могилевской семинарии свидетельствует, что уже в ту
пору его считали святым. Особой заботой святителя было попечение
о бедных вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал
богослужение в тюремных церквах.
21 апреля 1828 г. святитель Мелетий был переведен на самостоятельную
Пермскую кафедру. Здесь он написал «Ставленнический катехизис» для
подготовки кандидатов в священство и стал известен своими беседами
с раскольниками. Борясь с расколом, владыка Мелетий вел в своей
епархии миссионерскую деятельность среди впавших в ересь раскольников.
Верующие называли его святым и, когда случалось ему объезжать епархию,
выходили навстречу на дорогу и становились на колени перед благословлявшим
их святителем.
18 июня 1831 г. преосвященный Мелетий был переведен в Иркутск. Четыре
года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Самоотверженная
борьба против полного владычества ламаизма чуть не стоила ему жизни.
Подосланный ламами убийца был схвачен в то самое время, когда он
уже ворвался в келию преосвященного.
Во время правления в Иркутской епархии святителя Мелетия произошли
знаменательные события в истории православия в Сибири. Была основана
алтайская духовная миссия. Не без участия святителя Мелетия получили
самостоятельность Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое
внимание уделял святитель просвещению малых народов. Он часто объезжал
свою обширную епархию, посетил жителей побережий Охотского моря
и Северного Ледовитого океана.
Иеромонах Нестор (Анисимов) в своей книге «Православие в Сибири»
(СПб, 1910) повествует: «Архипастырь Мелетий — миссионер по призванию
и аскет в личной жизни — известен своим знаменитым в свое время
«Ставленническим катехизисом» и не менее знаменитым пастырским воззванием
к бурятским родоначальникам. Благодаря Архиепископу Мелетию Святейший
Синод учредил три миссионерских стана — в Селенгинске, Кулях и Укре»…
Наряду с административной и педагогической заботой святитель Мелетий
находил время и силы для пастырских поездок по обширной Иркутской
епархии. Протоиерей Гнедич рассказывает, что святитель Мелетий «был
в Якутске, у прибрежных жителей Охотского и Ледовитого морей и у
американцев. От Уральских гор изволил путешествовать до Восточного
океана к племенам ламайских поклонников, последователей Магомета.
Преосвященный Мелетий с кротостью наставлял, убеждал и объяснял
Евангельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам и островитянам
— курильским и алеутским жителям, также и обитателям Иркутской епархии,
наконец, и в углубленной Азии».
Безмерные труды подорвали здоровье святителя, и в 1835 г. он был
переведен в Харьков, где, как и в Иркутске, он управлял епархией
четыре года. И в Харькове уделял он большое внимание духовным учебным
заведениям. Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных
училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице
Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный
Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера
он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а
спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель
усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды
его видели стоявшим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только
к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали,
что он даже не ложился отдыхать.
6 (19) декабря 1839 г., в день памяти святителя Николая, несмотря
на тяжелую болезнь, святитель Мелетий совершил последнюю в этой
жизни литургию. В тот день была сильная метель, мороз, и многие
дома были занесены снегом до самых крыш. Экипаж не мог проехать,
и святитель, ведомый под руки, пешком добирался до храма. Страдавший
и до этого простудой он теперь совершенно занемог. Но, несмотря
на тяжкие страдания, святитель и на смертном одре занимался епархиальными
делами. По-прежнему лицо и взгляд его излучали благость и приветливость.
В ночь на 29 февраля 1840 г., после принятия Святых Таин и слов
«Ныне отпущаеши...», святитель осенил себя крестным знамением и
со словами «Простите меня» отошел ко Господу.
Сохранилось его назидание новопостриженному иноку: «Иноческая жизнь
— второе рождение. Будь младенец не умом, но незлобием и кротостью,
а подвижник Христов — весь во Христе. Ум, чувства, правила — все
Христово. Безмолвие — его услаждение, молитва — духовное созерцание,
слово Божие — пища его души. Сладчайшая беседа — с Богом. Храм —
единственное прибежище. Ограда обители — предел, далее которого
для крестоносца более ничего не существует. Его мир — вечность.
Там его сокровище, там и его сердце. С живущими на земле единственная
связь — теплая и усердная о них молитва».
Вручая тому же иноку свои четки, святитель сказал ему: «Вот тебе
еще другой духовный меч. На сих четках видишь зерна белые и черные.
Так и в твоей жизни будут дни белые и черные — радостные и горестные.
В радости — не возносись, в горести — не унывай. Как подвижник Христов
— на все будь готов. За все благодари Бога».
21 февраля 1978 г. святитель Мелетий был причислен к лику святых,
«в земле Российстей просиявших».
В Свято-Благовещенском соборе Харькова по средам вечера (исключая
канун двунадесятых и великих праздников) у гробницы с мощами Святителя
Мелетия постоянно совершается чтение акафиста Святителю всем соборным
духовенством, часто с участием правящего архиерея, для участия в
котором верующие харьковчане спешат с большим благоговением и любовью.
Святитель Мелетий, архиепископ
Харьковский
Уроженец Полтавской земли,
получивший духовное образование в Екатеринославе (ныне (Днепропетровске)
и Санкт-Петербурге, учительствовавший в Северной столице и Киеве,
Пскове и Могилеве, просвещавший Сибирь и Дальний Восток, святитель
Мелетий стал одним из трех возлюбленных православным народом «харьковских»
святых, наряду со святым Афанасием (Сидящим), Патриархом Цареградским,
Лубенским Чудотворцем, а также священномучеником Александром, архиепископом
Харьковским.
В Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, где покоятся
мощи святителя Мелетия, в день его памяти проходит Божественная
литургия, которую обычно возглавляет сам митрополит Харьковский
и Богодуховский Никодим. В это день Свято-Благовещенский собор всегда
наполнен верующими, которые, повинуясь духовному призыву, приходят
засвидетельствовать свою любовь к святому Мелетию и в молитвенном
обращении испросить мира и благоденствия Харьковскому краю. После
Божественной литургии у раки с мощами святителя Мелетия служится
праздничный молебен.
Из рассказов о святителе
Много рассказов живет в Харькове
о кротости и бескорыстии, нестяжательности и сострадательности,
милостивости и смирении святителя Мелетия, о его даре прозорливости,
исцелений и чудотворений, проявлявшихся у него при жизни и ныне
изливаемых от него из горнего мира.
Рассказывают, что однажды к святителю Мелетию, когда он давал крест
для целования после богослужения, приступила женщина, страдавшая
тяжелой формой падучей болезни. Схватив его за правую руку, она
стала неистово кричать и биться. Все испугались и отпрянули в сторону.
Но святитель был спокоен. Он благословил ее и велел отвести в сторону
и посадить. Женщина сразу уснула. Проснулась она уже совсем здоровой
и навсегда освободилась от болезни. Во время поездки по епархии
святитель в селе Алешне зашел к благочинному и спросил его, как
он поживает. Благочинный ответил: «Все хорошо, только не имею сына,
дочери все родятся». Святитель сказал на это: «Молитесь Богу, будет
и сын». Через год действительно у благочинного родился сын и был
назван Мелетием в честь святителя. Впоследствии он стал священником.
Основатель Харьковского Императорского университета Василий Назарович
Каразин писал: «Он был точным подобием архиереев первобытной Церкви.
Усердие к высокому своему званию, необыкновенное трудолюбие, смирение,
воздержание, добровольная нищета, приветливость, правота, соединенная
с доброжелательством каждому, а в особенности его подчиненным, отличали
Преосвященного Мелетия. … Образованный ум без всякого тщеславия
и излишней утонченности, которая иногда свойственна проповедникам
нашего века, украшали его. Словом, это был пастыреначальник, описываемый
святым апостолом. Он оставил по себе неутешную сестру (супругу одного
ослепшего иерея), несколько книг и около десяти рублей наличности»…
|