Святитель Кирилл, епископ
Туровский
Святитель Кирилл, епископ Туровский,
родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у
богатых родителей. С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные
книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских,
но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства
и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много
подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену:
инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет
своего обета и потому не может спастись. Сохранилось три сочинения
святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых - "Сказание
о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового" - может
быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре. Через некоторое
время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил
подвиги и "многа Божественна Писания изложи". Многие обращались
к нему за советом в духовной жизни. Святость жизни и высокая просвещенность
святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали
на Туровскую кафедру.
В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем
епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и
пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил
ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому
(память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных
нестроений в Ростовской земле.
По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182
года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и
полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он составил,
вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но
не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в
сборниках наряду с древними святоотеческими творениями. Наиболее
полное собрание сочинений святителя Кирилла Туровского, изданное
Туровским епископом Евгением в 1880 году, включает:
1) Слово в Неделю Цветоносную, от сказания Евангельского;
2) Слово на Святую Пасху в светоносный день Воскресения Христова,
от пророческих сказаний;
3) Слово в новую Неделю по Пасце, о поновлении Воскресения, и о
артосе, и о Фомине испытании ребр Господних;
4) .Слово о снятии тела Христова и о мироносицех, от сказания Евангельского,
и похвала Иосифа, в Неделю 3-ю по Пасце;
5) Слово о расслабленном от Бытия и от сказания Евангельского, в
Неделю 4-ю по Пасце;
6) Слово о слепце и о зависти жидов, от сказания Евангельского,
в Неделю 5-ю по Пасце;
7) Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й Недели по Пасце;
от пророческих указаний и о воскрешении всеродна Адама из ада;
8) Слово на святых отец 318, от Святых книг, указание о Христе,
Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского Собора, в Неделю
прежде Пентикостии;
9) Притча о слепом и хромом;
10) Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих
заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о
муке;
11) Сказания о черноризьчьстем чину, от Ветхого Завета и Нового,
оного образ носяща, а сего делы свершающа;
12) Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о
монашестве, и о души, и о покаянии;
13) Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту
о схиме;
14) четыре молитвы на день воскресный (после утрени, часов и 2 после
вечерни);
15) четыре молитвы на понедельник;
16) четыре молитв на вторник;
17) пять молитв на среду (после утрени, часов и 3 после вечерни);
18) три молитвы на четверг (после утрени, часов, вечерни);
19) четыре молитвы на пятницу (после утрени, часов и 2 после вечерни);
20) шесть молитв на субботу (2 после утрени, 1 после часов и 3 после
вечерни);
21) канон молебный;
22) исповедание и поминовение. Впоследствии было открыто "Слово
на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа". Известно, что
святитель составил также "Канон великий о покаянии ко Господу
по главам азбуки". Как богослов святитель Кирилл Туровский
свою задачу усматривал в том, чтобы вскрыть истинный, сокровенный
замысл того или иного текста Священного Писания.
Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников
он получил именование русского Златоуста. Сам святитель о себе смиренно
говорил: "- Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных
делах", - всегда, однако, сознавая высоту святительского служения,
на которое поставил его Господь: "Если бы говорил я от себя,
вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово
Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божии, лучшие
золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь
их, не приходя в церковь... но вас, приходящих, хвалю и благословляю".
|