После того, как они посидели некоторое время, слепой сказал хромому:
"Что мо за приятный запах из ворот виноградника?" Хромой
ответил: "Внутри виноградника у нашего господина есть много
хорошего и несказанно приятного на вкус. Но так как наш господин
премудр, то он посадил тебя слепого и меня хромого, так что не можем
мы достичь и насытиться тех хороших плодов". А слепой сказал
в ответ: "Чего же ты раньше не сказал мне этого? Хотя я и слеп,
но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и бремя" (под бременем
необходимо понимать грех - душевное бремя). И сказал слепец: "Бери
корзину и садись на меня: я тебя буду носить, а ты показывай мне
путь, и соберем все блага нашего господина. Если же придет сюда
наш господин, то укроется от него наше дело. Если он меня спросит
о воровстве, то я скажу: ты знаешь, господин, что я слеп. Если же
спросит тебя, ты скажи: я хром и не могу дойти внутрь вертограда".
И вот сел хромой на слепого, и, войдя внутрь виноградника, обокрали
все находившиеся там блага своего господина.
Видев же тот человек, что его виноградник обокраден, счел нужным
разлучить слепого от хромого и повелел сначала привести хромого,
чтобы его допросить. Когда же был приведен слепой, последовал допрос.
"Не поставил ли я тебя, - сказал господин, - как доброго сторожа
моему винограднику; зачем же ты его обокрал?"
"Господин, - отвечал тот, - ты знаешь, что я слеп и без водящего
меня не вижу, куда идти; я не видел никого, и не слыхал, чтобы кто-нибудь
шел мимо меня в ворота, вслед которому я стал бы громко кричать.
Но я думаю, господин, что воровал хромой".
Тогда господин приказал охранять слепого в укромном месте, где
сам знал, пока не придет к винограднику, призовет хромого и будет
судить обоих. Затем, придя к винограднику для собирания плодов и
видя все раскраденным, господин призвал хромого и поставил его на
очную ставку со слепым, и начали они обличать друг друга. Хромой
говорил слепому: "Если бы ты меня не носил, никак бы я не мог
при своей хромоте добраться туда". А слепой говорил: "Если
бы ты не показывал мне путь, то никак бы я не мог добраться туда".
Тогда господин, севши на судейском месте, скачал: "Как вы крали,
так и теперь пусть сядет хромой на слепца". И когда хромой
сел на слепого, то господин приказал всем рабам своим немилостиво
казнить их и мучить в темнице; там будет плач и скрежет зубов.
Разумейте же, братие, толкование этой притчи. Человек домовитый
-Бог Отец, Творец всего; Его Сын - доброго рода - Господь наш Иисус
Христос. А виноградник - это земля и этот мир. Забор виноградинка
- закон Божий и заповеди. А слуги, бывшие с господином, - ангелы.
Хромой - это тело человека, а слепой - его душа. А то, что господин
посадил их у ворот - это значит, что Он отдал во власть человека
всю землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил
заповедь Божию и за это осужден на смерть, то сначала душа его приводится
к Богу и оправдывается: не я, Господи, но тело согрешило. Поэтому
и нет мучения душам до второго пришествия, но они блюдутся Бог знает
где. Но когда Господь придет обновить землю и воскресить всех умерших,
тогда души наши внидут в вечную жизнь, а грешники - в бесконечную
и бессмертную муку.
Перевод на русский язык епископа
Минского и Туровского Евгения (Шерешилова). Текст с незначительным
и изменениями приводится по изданию: Творения поучительные святого
Кирилла, епископа Туровского. Памятник литературы XII столетия.
Переиздание с издания 1880 года. Туров-Минск: РУН "Тупис",
2002.
Журнал "Ступени" №2 (18)
2005, стр. 7.
|