ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО
в связи с канонизацией в лике
местночтимых святых новомучеников и исповедников Белорусских иерея
Киприана Климуца (1897-1942)
4 августа 2011 года г. Лида
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Досточтимые архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Воистину, ни с чем не могут сравниться те испытания, которые суждено
было претерпеть нашей святой Церкви в двадцатом столетии. Сотни
преосвященных архиереев, священников и монахов, тысячи мирян, в
том числе женщин и детей, претерпевали страдания за имя Христово
за колючей проволокой концлагерей, в тюрьмах, на каторгах. Многие
из них восприняли мученическую кончину.
Сонм новомучеников Православия в годы гонений мужественно прославлял
Бога, свидетельствуя кровью святых исповедников об истинности учения
Христа Спасителя. В их числе удостоился за свои подвиги венца славы
в Чертогах Небесного Царя и священномученик Киприан Климуц.
Иерей Киприан Иванович Климуц родился в 1897 году в бедной крестьянской
семье в деревне Ольхово Гудевичской волости Гродненского уезда (ныне
деревня Ольхово Волковысского района Гродненской области).
Его отец, Иван Петрович, до преклонных лет трудился кондуктором
на железной дороге. Мать, Варвара Георгиевна, вела домашнее хозяйство,
воспитывая троих сыновей и столько же дочерей в вере, благочестии
и страхе Божием.
Будущий страдалец за веру Христову Киприан был старшим ребенком
в семье. По достижении возраста, он поступил на учебу в Варшавскую
духовную семинарию, что явилось великим утешением для его родителей,
чающих видеть своего сына предстоящим у Престола Божия. Однако,
по причине начала Первой мировой войны, семья будущего пастыря вынуждена
была эвакуироваться вглубь России и курс духовного образования Киприан
оканчивал уже в Саратовской духовной семинарии.
Вскоре наше Отечество ждали новые испытания: в обществе зародились
и стали распространяться революционные идеи, увлекшие поначалу и
будущего отца Киприана. В июне-октябре 1917 года юноша прошел курс
ускоренного обучения в Московском Александровском пехотном училище,
а затем несколько месяцев прослужил прапорщиком в армии Временного
правительства в г. Саратове.
В марте 1918 года Киприан уехал в город Бологое Петроградской губернии
(ныне город Бологое Тверской области), где проживал его уже овдовевший
к этому времени отец.
Душа Киприана была неспокойна. Она металась, ощущая отсутствие
духовной опоры. Немым укором идеям, захватившим его сознание, становились
разрушенные храмы, сброшенные со звонниц колокола. Киприан желал
освободиться от этого гнетущего чувства и в надежде на избавление
от душевных терзаний даже переселился в Татарстан, где прожил с
июля 1919 по июль 1921 года. Там в городе Бугульме будущий исповедник
Христов работал делопроизводителем, а затем помощником начальника
железнодорожной милиции по канцелярской части. Здесь Киприан встретил
свою будущую супругу Елену Иосифовну, с которой вскоре и сочетался
законным браком. Здесь же у него родились две дочери – Елена и Ирина.
В июле 1921 года в связи с болезнью жены и реэвакуацией беженцев
из Западной Белоруссии, семья Климуц переселяется на Гродненщину,
земли которой входили в те времена в состав Польши. Тогда же происходит
окончательный разрыв Киприана с пленившими его в юности идеями большевизма.
Он вновь всецело обращается к осознанию существования единственной
справедливой истинны в этом мире — Евангельского учения Христа Спасителя.
Вскоре, после произошедших во внешней и внутренней жизни перемен,
Киприан архиепископом Гродненским Владимиром (Тихоницким) был рукоположен
в священный сан, осознанно вступив на путь служения Церкви Христовой
в преддверии тяжелого для нее периода гонений и испытаний.
До 1929 года отец Киприан служил на различных приходах Гродненской
епархии: местечко Россь, село Старое Левково, село Самуйловичи Волковысского
уезда, село Явор Слонимского уезда. С 1 января 1930 года и вплоть
до своего ареста он служил настоятелем прихода храма Рождества Пресвятой
Богородицы села Ятра Почаповской волости Новогрудского уезда (ныне
Новогрудский район).
В то время, когда среди людей активно насаждались и взращивались
идеи безбожия будущий священномученик словами своих исполненных
веры и любви к Богу проповедей, призывал прихожан хранить веру и
держаться Церкви Православной. Личным же примером своей праведной
жизни, богобоязненный пастырь учил вверенных его окормлению прихожан
в годы лихолетий благочестию и жизни по Евангелию.
По инициативе отца Киприана и по благословению епископа Гродненского
и Новогрудского Антония (Марценко) в сентябре 1934 года на Ятранском
приходе было учреждено Православное народное братство, ставящее
своей целью дело внутренней и внешней защиты Православной Церкви
от врагов веры Христовой. Возглавив сие братство, будущий исповедник
всю свою деятельность направил на воспитание молодежи, жившей в
местах его служения, в духе Православия. Такого рода деятельность
молодого пастыря весьма докучала местным активистам подпольной ячейки
коммунистической партии Западной Белоруссии, не могущих, благодаря
пастырским трудам отца Киприана, отвратить односельчан от веры и
посещения храма.
В сентябре 1939 года, с приходом в Западную Белоруссию Красной
Армии, здесь начала устанавливаться та власть, идеи которой отец
Киприан старался искоренить среди своих пасомых на протяжении своего
священнического служения. И мужественный священник, не взирая на
угрожавшую ему опасность, как добрый пастырь, не покинул овец стада
Христова. Он не бежал, подобно некоторым нерадивым священнослужителям,
со своего прихода, но продолжил проживать в селе Ятра, совершая
богослужения и просвещая людей светом веры Христовой. Это не могло
остаться не замеченным богоборцами, и вскоре иерей Киприан был обвинен
новой властью в антикоммунистической деятельности и сотрудничестве
с польскими властями, в организации польского фашизма и множестве
иных надуманных преступлений. Однако люди не приняли этой откровенной
клеветы: протокол с обвинениями в адрес священника Киприана подписали
всего пятеро жителей села Ятра.
10 октября 1939 года иерей Киприан Климуц был арестован органами
НКВД БССР. Ему вменялось в вину «проведение антисоветской агитации,
клевета на жизнь в СССР, сотрудничество с партией польских фашистов
и с полицией в целях борьбы против коммунистического движения».
Виновным себя священник не признал. На допросах отец Киприан держался
мужественно и с достоинством, от своих религиозных убеждений не
отказывался, никого из приближенных не оговорил и не оклеветал.
4 сентября 1940 года отец Киприан «как социально опасный элемент»
был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Для отбывания
наказания он был отправлен в Каргопольский исправительно-трудовой
лагерь Архангельской области. Труд здесь, как и во многих лагерях
ГУЛАГа, был воистину каторжным. Голод и холод доводили людей до
полного изнеможения.
Претерпев жестокие страдания, священномученик Киприан Климуц отошел
ко Господу в Каргопольлаге 9 сентября 1942 года, скончавшись от
полного истощения.
Мужественно и терпеливо завершил свой жизненный путь достойный
пастырь Церкви Христовой Киприан. Он погиб за веру и свидетельство
истины, и мы убеждены, что отец Киприан удостоился от Господа венца
мученического, ибо святой апостол и тайновидец Иоанн Богослов, повествуя
о виденном им откровении славы Царствия Небесного, говорит: «И увидел
я престолы и сидящих на них … за свидетельство Иисуса и за слово
Божие» (Откр. 20: 4).
Спустя почти полстолетия человеческая справедливость в отношении
страдальца за веру и исповедника Христова иерея Киприана была восстановлена:
по заключению прокуратуры Гродненской области от 29 сентября 1989
года иерей Киприан Климуц был реабилитирован.
Возлюбленные отцы, братья и сестры! Милостью Божией в сей святой
день совершилось великое событие: прославление священномученика
Киприана, пресвитера Ятранского. Собор Белорусских святых отныне
пополнился еще одним ходатаем за нашу Церковь, за страну, за народ
Белорусский. И мы, взирая на жизнь, дела и веру священномученика
Киприана, постараемся изо дня в день возрастать и укрепляться духовно
по мере наших сил. Будем помнить, какой ценой нам дарована возможность
свободно ходить в храмы, открыто исповедовать нашу Православную
веру.
Прославляя подвиг святого иерея Кипрана, будем уповать на его предстательство
и молиться, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем
нам время на покаяние. Испросим у всемилостивого Спасителя нашего,
да зажжет Он в наших сердцах огонь веры и ревность о возрождении
нашего земного Отечества. И, как сказал Святейший Патриарх Кирилл,
«пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских поможет всем
нам, каждому на своем месте – и Патриарху, и митрополитам, и архиепископам,
и епископам, и священникам, и диаконам, и прислужникам, монахам
и мирским, – нести свой крест и свое служение так, чтобы не посрамилось
имя Божие». Аминь.
Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий.
|