История Спасо-Геннадиева монастыря
Спасо-Преображенский Геннадиев
мужской монастырь до 1647 года назывался Новою Корнилиевою пустынью
и до 1787 года находился в Костромской губернии.
Монастырь находится в 26 верстах от города Любима, устроен на восточном
берегу Сурского или Сурбского озера, близ двух рек Обноры и Костромы,
на ровном месте.
Монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного
Корнилия, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году.
До этого времени здесь была только одна келия, в которой некоторое
время жили затворниками преподобные Корнилий и Геннадий, после того,
как они удалились из Комельской пустыни. Причиной ухода подвижников
в дремучие Костромские леса был ропот Комельской братии на преподобного
Корнилия за то, что он, будучи настоятелем, явно предпочитал Геннадия
другим и особенно любил его за постоянные неутомимые труды, великое
смирение и послушание. Вследствие этого преподобный Корнилий, для
успокоения себя и братии, расстался с ними и ушел с Геннадием за
60 верст от Комельской пустыни, поручив обитель 12-ти братьям.
Добровольные изгнанники поселились в дикой пустыне Сурского озера.
Здесь были бортные леса, принадлежащие великокняжеским крестьянам.
Добрые и простые люди, посещая свои леса, заметили святых отшельников,
полюбили их, построили им келии и делились с ними хлебом и медом.
Так жили «подвижники любви» до 1529 года.
В этом году Великий князь Василий Иоаннович с супругою своей Еленой,
путешествуя в монастырь Белоезерский и в окрестные ему, для богомолья
о чадородии, достиг и пустыни Комельской. Не найдя здесь славного
святостью жизни преподобного Корнилия, и узнав о причине его удаления,
Великий князь вознегодовал на строптивую братию и тотчас послал
своих служителей – просить преподобного Корнилия прибыть в Комельскую
пустынь. Корнилий повиновался; с ним вместе явился и преподобный
Геннадий. Великий Князь упросил преподобного Корнилия остаться в
прежней основанной им обители, а Геннадию позволил устроить монастырь
вновь заведенной подвижниками пустыне на берегу Сурского озера.
Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию
монастыря. Своими руками очистив место на берегу, осушив это место
четырьмя прудами Два из них были завалены к середине XIX века (Яр.
Еп. Вед. 1866 г. № 24. С. 75) и колодцем, он при помощи новой братии,
воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому в последствии
пристроен другой – теплый в честь преподобного Сергия Радонежского
чудотворца. Так основалась обитель Спасо-Геннадиевская. Преподобный
Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года.
Житие преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского вместе
со службой ему написал игумен Спасо-Геннадиева монастыря Алексий,
ученик преподобного между 1584-1586 годами. Он в наставлении к братии
по поводу жития преподобного Геннадия, просит отвезти его труд к
царю Феодору и митрополиту Дионисию. Вероятно, что игумен Алексий
был уже в преклонном возрасте раз сам не смог приехать в столицу
и вероятно по этой же причине тогда не состоялось широкое прославление
преподобного Геннадия. В Костроме в 1628 году упомянута церковь
во имя преподобного Геннадия. («Храмы Костромы»? Русский библиографический
словарь. М., 1914. С.395-396.) К житию автор приложил и духовное
завещание и наставление, продиктованное преподобным Геннадием, «бе
бо Геннадий не умеяше грамоте». В них Геннадий оставался верным
завету своего наставника преподобного Корнилия: «приими древних
святых отцов разум, терпение, любовь и смирение, более же молитву
соборную и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных». (В.О.
Ключевский Древнерусские жития святых как исторический источник
М., 1989 репр. С.303.)
В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение
мощей преподобного Геннадия. Тогда же, в середине XVII века, была
составлена повесть об обретении мощей с двумя чудесами, помеченными
номерами 17 и 18. По благословению святейшего патриарха Иосифа 19
августа стали отмечать праздник обретения мощей преподобного Геннадия.
Прославленные цельбоносной силой мощи долго почивали в Преображенском
храме открыто, но потом по неизвестным причинам и неизвестно когда
сокрыты под спуд. (Яр. Еп. Вед. 1873г. №25 С. 202-203, ч. неоф.).
В те годы состоялось прославление преподобного Геннадия. Служба
с акафистом напечатана в 1861 году сочиненная Г. Карцевым и «пересочиненная»
архиепископом Ярославским Нилом. В 1830-х годах игумен Палладий
попытался осмотреть святые мощи. Когда начали разбирать кладку на
месте раки, то случился сильный треск и трясение собора. Игумен
и рабочие в страхе бежали из храма.
Вне монастыря были два дома в Ярославле, один в Любиме, гостиница,
сзади два деревянных флигеля. По сведениям местных жителей в городе
Любиме было Предтеченское подворье, где был храм св. прор. и Предтечи
Иоанна. (Ныне занят частной пилорамой и столярным цехом).
После революции в начале 1920 годов обитель была силой разогнана,
а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем. Со слов
местных очевидцев, когда везли раку преп. Геннадия (серебряная 8
пудов), то лошади встали на дыбы перед слободским мостом. Солдаты
отказались провозить повозку, и взялся провезти один местный житель.
Когда он начал стегать лошадей, то увидел стоящего на дороге перед
ними преп. Геннадия. Этот человек сошел с ума, им овладело буйное
беснование, и он умер в цепях.
Также местные слободские старожилы помнят очень старого архимандрита
Афанасия, который был укрываем ими и похоронен в монастыре, но место
его погребения неизвестно. С их слов, последний инок Спасо-Преображенского
Геннадиева монастыря игумен Сергий несколько раз был в лагерях и
тюрьмах общим сроком 40 лет. Последние три года служил в Введенском
храме с Павловка. Умер в 50-х годах и похоронен в Любиме. В самом
монастыре братское кладбище разорено.
Здания обители неоднократно взрывались. В настоящее время ограды
не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 годов (в Ярославском
музее имеются фотографии 1988 года). Братский корпус был использован
под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском
соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако
стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами
в 1988 г.
Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый
этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов.
С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма,
с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи.
Фруктовый сад вырублен в 1960-х годах, а колодец преподобного был
завален.
В современных местных преданиях рассказывается о трех местах Любимского
района, связанных с преподобным Геннадием. Одно из них Соколёна
(пос. Соколиный), вблизи города Любима. Это место считается проклятым
преподобным Геннадием, за то, что местные жители не дали основать
ему на нем обитель и погнали преподобного.
В другом предании говорится, что однажды преподобный Геннадий попросил
перевезти его через реку, а так как ему нечем было заплатить, местные
Любимские жители сняли с него за это рукавицы. За такое жестокосердие
преподобный Геннадий сказал так: «И не быть тебе Любиму и ни сытому
и ни голодному». Город Любим с тех пор так и остался маленьким,
не развивающимся городком.
Местные жители говорят, что у деревни Тимино есть источник, вода
которого обладает целительными свойствами. В Тимино и окрестных
селах этот источник называют – «Геннадиев». Считается, что он ископан
преподобным. Старожилы помнят на этом месте часовню. Вода в этом
святом источнике бьет с маленькой глубины множеством ключиков и
не замерзает даже при сорокоградусных морозах.
Также в обители имеется надгробный камень, которому с давних пор
поклонялись местные жители, и это надгробие имеет силу исцелять
болезни. К сожалению, не известно кто похоронен под этим камнем.
В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря.
Ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории
и культуры Ярославской области в 1997 году. В описании числятся,
в полуразрушенном состоянии – собор Спасо-Преображенский 1647г.,
церковь Алексея 1751г., колокольня 1715г.
В самом монастыре восстановлен колодец преп. Геннадия глубиной
12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя св. преп.
Геннадия. Под храмом находится вышеупомянутый целебный камень.
Спасо-Преображенский
Геннадьевский монастырь
|