![]() |
Вси
святии |
|
Ок. рубежа XV и XVI вв. тексты, посвященные Е., появляются в западнорус. рукописях не полоцкого происхождения. В сборнике нач. XVI в. (ГИМ. Епарх. № 406), содержащем, по наблюдениям Клосса, один из старших списков службы и пространного Жития Е., сохранилась запись, возможно копийная, которая представляет собой отрывок из послания некоего Давида («Давыдища») к неустановленному архиерею («твоей честной святыни») с просьбой помочь книгами, в которых после разорения Киева и его окрестностей в 1482 г. ордой Менгли-Гирея («киевщина») даже в Киево-Печерском мон-ре испытывали недостаток (КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 401). Судя по наличию в сборнике также Жития прп. Авраамия Смоленского, просьба была обращена в Полоцк (епископ к-рого Иона (Глезна) после 1488 стал Киевским митрополитом) или в Смоленск. Краткое Житие Е. находится в составе Пролога сводной редакции (соединяющей стишную и нестишную версии), переписанного в 1530 г. в Луцке для кафедрального собора (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. № 98). Однако в дальнейшем эта практика не получила широкого распространения, и списки проложного Жития Е. встречаются гораздо реже, чем списки пространного Жития. Включение памяти Е. в месяцесловы при печатных Часословах («Полууставах»), изданных в 1640 г. в Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском мон-ре (а также в более поздние издания), следует связывать с деятельностью митр. св. Петра (Могилы) по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Е. (называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается в 8-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского патриарха Мелетием Сиригом (Дива печер лаврьских. С. 148; впервые канон опубликован в киево-печерском издании 1693 г. «Акафисты со стихирами и канонами»). В XVI в. под влиянием почитания Е. и в значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, вероятно, среди полоцких католиков, легенда о «двойнике» Е.- католичке Параскеве-Пракседе, совершившей паломничество в Рим, построившей там храм и в нем погребенной (Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой. Витебск, 1888; Пуцко В. Г. Славянская надпись на кресте-реликварии из Полоцка // Slovo. Zagreb, 1980. Br. 30. S. 101-122). Первые упоминания о ней содержатся в пространных («младших») белорусско-литов. летописях XVI в. (ПСРЛ. М., 1975. Т. 32 (по указ.); М., 1980. Т. 35 (по указ.)). Много неясного остается в истории почитания Е. в Московской Руси. Память святой до сер. XVII в. не была включена в рукописные и печатные месяцесловы (как в самостоятельные издания святцев, так и в помещаемые при богослужебных книгах). Взятие в 1563 г. рус. войсками Полоцка, несмотря на то что в походе армию сопровождал чудотворный крест Е., не оказало заметного воздействия на распространение ее почитания, либо оно было кратковременным. В Московской Руси служба Е. отсутствует в служебных и праздничных Минеях, нет ее в «Минеях новым чудотворцам» сер. XVI-XVII в., включающих преимущественно службы и жития святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. и в более раннее время (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2 (= ЧОИДР. Кн. 4). С. 185, 194-235; № 486-490; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 460-495). А. В. Горский и К. И. Невоструев констатируют отсутствие этой службы как в современной им, так и в старопечатных Минеях. Редкое исключение составляют праздничные Минеи рус. святым: ГИМ. Син. № 677 (сер.? XVI в.); Там же. Увар. № 681-F и РГБ. Егор. № 914 (обе рукописи написаны по заказу Строгановых для их вотчинных церквей ок. 1591/92 и восходят, вероятно, к одному оригиналу); Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715 (1-я пол. XVII в.), отличающиеся исключительной полнотой набора памятей рус. святых и праздников (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 172-194; № 485; Калиганов. Георгий Новый. 2000. С. 467-473; № 4, 5; Naumow, Kaszlej. Rękopisy cerkiewnosłowianskie w Polsce. 2004. S. 282-284; N 592). Память Е. приведена в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 318 об.), в нек-рых списках «Описания о российских святых» (С. 259-260; сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.). В качестве дней памяти Е. иногда указываются 22 и 24 мая. В 1847 г. в Спасо-Евфросиниевом мон-ре во имя Е. был освящен храм. В 1900 г. по просьбе настоятельницы обители игум. Евгении (Говорович) иером. сщмч. Никодим (Кононов) написал акафист святой. Совр. служба на преставление Е. утверждена Синодом в 1893 г., в 1911 г. была составлена и издана служба на перенесение мощей преподобной из Киева в Полоцк. Канонизация Е. подтверждена включением ее имени в Собор Белорусских святых (празднование установлено в 1984 по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова)). В 2007 г. решением Синода Белорусского Экзархата 24 мая (6 июня) установлено празднование в честь перенесения мощей Е. из Киева в Полоцк и введена в церковное употребление служба, составленная в 1911 г. В 1995 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм во имя Е. в Минске. Посвященные преподобной храмы действуют в Вильнюсе, Карсаве (Латвия), Новосибирске и др. городах. В нач. XX в. в Полоцке существовало Евфросиниевское братство, членами к-рого были служащие кадетского корпуса и полоцкое городское духовенство, братство содержало приют для беспризорных детей на 9 чел. В нач. 90-х гг. XX в. в Минске в правосл. приходе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начало работу Свято-Евфросиниевское сестричество, члены которого помогают детям-сиротам, больным и немощным людям, работают в домах инвалидов. В совр. Белоруссии существует неск. общественных орг-ций, носящих имя Е.: с 1993 г. действует Всебелорусский жен. фонд Е., в кон. XX в. был создан Центр правосл. просвещения им. Е. Ист.: Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Т. 4. С. 172-179; Дубровский М., свящ. Житие прп. Евфросинии, кнж. Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в г. Полоцке жен. манастыря. Полоцк, 1885; Сапунов А. Житие Евфросинии Полоцкой. Витебск, 1889; [Никодим, иером.]. Акафист преподобней матери нашей Евфросинии, княжне Полоцтей. Б. м., [1911]; Служба на перенесение честных мощей преподобной матерее нашея Евфросинии, княжны Полотския от града Киева во град Полотск. СПб., 1911; Кайгородов Н. О. О достопамятных Свято-Ефросиниевских днях в Полоцке 20-23 мая 1910 г.: Восп. паломников // Полоцко-Витебская старина. Витебск, 1912; Житие прп. Евфросинии, игум. Полоцкой. Перенесение мощей. Совр. чудеса. Минск, 1998; Житие Евфросинии Полоцкой / Подгот. текста: Е. Дорохова // Жития и чудеса святых в древнерус. письменности: Тексты. Исслед. Мат-лы / Сост., ст.: М. С. Крутова. М., 2000. С. 153-173; Прп. Евфросиния, игум. Полоцкая: Житие и акафист. Минск, 2000.Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Ключевский. Древнерусские жития. С. 262; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 176-179; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 130-134; Голубинский. История РЦ. Т. 1/2. С. 597-601; он же. Канонизация святых. С. 223-233; Поселянин Е. Прп. Евфросиния, кнж. Полоцкая. СПб., 1910, 1996; Титов Ф. И., прот. Прп. Евфросиния, княжна Полоцкая: Ист. справка к предстоящему перенесению мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. К., 1910; Антоний (Мельников), архиеп. Прп. Евфросиния Полоцкая // БТ. М., 1972. Сб. 9. С. 5-14; Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой // СККДР. Вып. 1. С. 147-148; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 315-316; Орлов В. А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992; Серёгина Н. С. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 122-133, 340-349; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - хранитель всея вселенная: История создания и воссоздания креста прп. Евфросинии, игум. полоцкой. Минск, 1996; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.) / Пер. с нем. СПб., 1996. С. 239-240; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская - Полоцкая - Корсунская - Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236; Мельников А. А. Прп. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 41, 127; Мон-рь у ц. Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский манастырь с древности до наших дней. Минск, 2000; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культ., торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.); Клосс Б. М. Евфросиния Полоцкая (1104-1173): Преподобная, основательница 2 монастырей // Ист. лексикон: История в лицах и событиях V-XIII в. М., 2006. Кн. 1. С. 479-484; Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007; Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский манастырь от древности до наших дней. Минск, 2007. С. 3-34, 56, 75, 76. Г. Н. Шейкин
Иконография
Древнейшим изображением Е. долгое время считалась фреска на сев.-зап. столпе Преображенской (Спасской) ц. полоцкого Евфросиниева манастыря, раскрытая в 1950 г. Д. Е. Брягиным (см., напр.: Арлоў. 1992. Вкл.; Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 9; Селицкий А. А. Живопись Полоцкой земли XI-XII вв. Минск, 1992. С. 124-125. Рис. 80). Это прямоличное изображение головы женщины в плотно повязанном монашеском плате, с нимбом. Выразительные черты лица (высоко поднятые полукруглые брови, широко расставленные глаза) придают облику святой яркую индивидуальность. В качестве аргумента для отождествления образа с Е. приводилась цитата из ее Жития: «...бяща бо лепа лицем» (Кацер М. С. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. Минск, 1969. С. 24), а также сведения о том, что к XII в. уже существовала традиция помещать в храме донаторскую композицию (в данном случае речь идет об одном из изображений преподобных жен и мучениц, надписи к к-рым не сохранились). Сравнительно недавно обнаружен подлинный ктиторский «портрет» Е., написанный при входе в ее келью в юго-зап. части на хорах Преображенской ц. (Сарабьянов. 2007. С. 21, 157, 165). Она представлена в рост, в монашеском одеянии и куколе, подносящей храм Иисусу Христу, лик утрачен. Нимб отсутствует, что указывает на создание фрески вместе со всем комплексом росписей кельи предположительно в нач. XIII в., по др. версии, в 50-х гг. XII в. (ок. 1161), когда началось почитание Е.
Иконография Е. получила развитие преимущественно в Новое время в России, на Украине и в Белоруссии. В текстах иконописных подлинников XVIII в. под 23 мая внешний облик святой уподобляется прмц. Евдокии (БАН. Строг. № 66. Л. 109, кон. XVIII в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 101). В рукописи Г. Д. Филимонова содержится более подробное описание: «И преподобныя матере нашея Евфросинии девицы, игумени обители святаго Спаса в Полоцке; подобием бледа лицем от пощения, ризы преподобническия, как у преподобномученицы Евдокии. Тщанием сея преподобныя принесен из Ефеса образ пресвятыя Богородицы Одигитрии, что Евангелист Лука написал, во град Полоцк, и поставлен во обители и в церкви Всемилостиваго Спаса» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 351-352). В руководстве для иконописцев 1910 г. о внешности Е. сказано: «...типа русскаго, преклонных лет, собой красива, но очень худа от поста и бледна, ростом высока; одежды монахинь... Ей можно писать хартию с ея изречением: Никакоже хотяше сочетатися земному смертному мужу, уязвлена бывши желанием Безсмертнаго Н[е]б[ес]наго Жениха Хр[ис]та С[ы]на Б[о]жия, весь бо ум свой преложи на любовь Б[о]жественную» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 291). К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего манастыря. Икона написана в 1685 г. под рук. Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Иисуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения др. преподобных жен («Обитель пресветлая и дивно украшенная...»: К 480-летию основания Новодевичьего манастыря: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 15-17; Гос. ист. музей: Альбом. М., 2006. С. 594. (Гос. музеи России)). Е. изображена также на шитом оплечье фелони с образами Киево-Печерских преподобных 1750 г. (НКПИКЗ), где в 2 ряда представлены святые перед образом Успения Пресв. Богородицы над Успенским собором Киево-Печерской лавры. Е.- в 1-м ряду крайняя справа, рядом с прп. Пименом Многоболезненным, в рост, фронтально, десница прижата к груди, в опущенной левой руке - четки. Оплечье является вкладом серпуховского купца В. Кушкина в Успенский собор лавры (Вклади та вкладники Успенського собору Києво-Печерськоï лаври XVI - поч. XX ст.: (Сакральнi тканини i вироби з металлу у зiбраннi НКПИКЗ): Кат. К., 2005. С. 32. № 59; Духовна спадщина подвижникiв Христа вiдлунням пам'ятi жива. К., 2001. С. 31. Ил.).
В 1-й трети XIX в. было создано большое полотно с фигурой Е. (находится в трапезной ц. во имя Е. Евфросиниева манастыря в Полоцке), стоящей в келье вполоборота вправо возле стола с крестом, книгами и четками, в левой руке крест работы ювелира Лазаря Богши (1161 г., см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест), правая - ладонью указывает на княжеские регалии (горностаевую мантию, скипетр и венец; этот жест встречается преимущественно на изображениях вел. кн. блгв. Александра Невского). Взор святой, обращенный вверх - характерная особенность произведений академической живописи, восходящая к искусству XVIII в. Е. облачена в монашеское одеяние с наперсным крестом; фон темный с небольшим высветлением возле головы. В 1960-1991 гг., когда обитель была закрыта, приходская община Преображенской ц. совершала с этой иконой крестные ходы вокруг монастырских храмов в дни памяти Е. Судя по надписи, с иконы из Преображенской ц. обители в 30-х гг. XIX в. выполнена литография (ГИМ) необычного извода: преподобная в апостольнике, с нимбом католич. типа смотрит вниз, она стоит в келье возле окна с видом на церковь, рядом с ней стол с крестом на горностаевой мантии и аналой с раскрытой книгой, руки разведены; из окна на ее лицо падает луч света. В 1-й пол. XIX в. написан аналойный поколенный образ Е. с крестом и четками в руках, с частицей св. мощей, к-рый хранится в жировицком Успенском мон-ре. В Киево-Печерской лавре, где до 1910 г. пребывали мощи Е., имеется неск. ее изображений. В Дальних пещерах остались рака и икона с частицей мощей Е. (рядом пространная надпись: «На сем месте 737 лет почивали св. мощи преподобной Евфросинии... 20 апреля 1910 года сии св. мощи по неоднократным, усиленным просьбам полочан... перенесены в благословенный град Полоцк в Спасо-Евфросиниев монастырь... здесь, где покоились мощи, поставлена сия святая икона преподобной с частицею св. мощей ее»). Это изображение, созданное ок. 1910 г. лаврским иконописцем В. Сониным, представляет святую, лежащую во гробе, в схиме, с куколем на голове, со сложенными крестообразно на груди руками, глаза закрыты (см., напр., воспроизв. раки Е. с гравюры кон. XIX в. в кн.: Арлоў. 1992. Вкл.). Над ракой находится икона 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры: Е. представлена возле стола или аналоя, правая рука лежит на раскрытой книге с текстом: «Блажени вси боящиися Г[оспо]да, ходящии в путех его…» (Пс 127. 1), левая возле груди повернута ладонью вовне; надпись: «С. Прп(д)ная Ефросиния Игумения Полоцкая». Эта иконография часто воспроизводилась в традиц. иконописи (икона 10-х гг. XX в., ЦАК МДА), в живописи и печатной графике, как на хромолитографии 1910 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГМИР). Такая икона Е. с частицей мощей имеется в Успенском храме Святогорского манастыря в пос. Пушкинские Горы; хромолитография этого извода находится в Преображенском храме полоцкого Евфросиниева манастыря в изголовье ложа возле кельи Е. (Аляксееў, Лукашэвiч. 2004. С. 86). Подобная икона хранится и в Богоявленском соборе Полоцка (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 5).
В пещерных храмах Киево-Печерской лавры имеются росписи с образом Е., выполненные в реалистической манере в сер. XX в. (поновлены в нач. XXI в.), очевидно, на основе более ранней стенописи, уже существовавшей в сер. XIX в. В ц. во имя прп. Феодосия в Дальних пещерах на своде написан ростовой образ Е., на стене в подземной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы- фронтальная фигура Е. в монашеской одежде, в левой руке - книга, правая прижата к груди. Узнаваемый образ Е., в апостольнике и клобуке, с наперсным крестом, посохом и четками в руках, без подписи, помещен в композиции Собора чудотворцев Дальних пещер в стенописи 1900-1902 гг. перед входом в лавру (иконописец Сонин). Ко времени перенесения мощей Е. относится икона (ок. 1910, ГМИР), где святая изображена поколенно, в близкой к «киево-печерскому» изводу позе, но с др. атрибутами: большим 6-конечным крестом, воспроизводящим крест 1161 г., ветвью и четками, на обороте автограф, свидетельствующий о том, что икона была подарена вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, которая участвовала в торжествах перенесения мощей Е. из Киево-Печерской лавры в полоцкий Евфросиниев манастырь 22 мая 1910 г., вел. кнж. Ольге, старшей дочери имп. мч. Николая II («Дорогой Ольге от тети Элла 1910 Май 22»). Примером паломнической реликвии, изготовленной к этому событию, является небольшой образок на жести (ок. 1910, ГИМ). На эмалевом образке 1915 г. (ГМИР) представлена полуфигура Е. со склоненной к левому плечу головой, с крестом в правой руке и ветвью в левой, в правом верхнем углу - благословляющий Иисус Христос, на обороте - надпись на красном бархате: «Благословение Преподобной Евфросинии Игумении Княж[ны] Полоц[кой] Ее И[мператорскому] В[ысочеству] В[еликой] Княжне Ольге Николаевне. 1915 г.». Подобные произведения ростовской финифти создавались в 1915-1920 гг. (ГМЗРК), когда после начала первой мировой войны мощи Е. были эвакуированы в Ростов и находились в Авраамиевом Богоявленском мон-ре.
Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. были широко распространены списки почитаемого образа Е. из Евфросиниева монастыря, к-рый датируется с XII по XVI в. (см., напр.: Сапунов А. П. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий манастырь. Витебск, 1888. Ил. на форзаце). Икона утрачена после 1917 г., но ее иконография и отчасти стиль повторяются в сохранившихся образцах иконописи, монументальной живописи, графики. На первообразе Е. была представлена в рост, стоящей на облаке, в монашеском одеянии, с наперсным крестом, в деснице - крест 1161 г., четки на локте, в левой руке - белая лилия, на слегка склоненной вправо голове - закрытый венец, 2 слетающих с небес ангела венчают ее зубчатой короной. Под фигурой - пейзаж с видами полоцких храмов и мон-рей. В формировании этого извода использованы мотивы католич. церковного искусства (коронование, зубчатая корона западноевроп. типа, лилия - символ духовной и телесной чистоты, реалистическая трактовка образа). Подобную иконографию воспроизводит, в частности, ряд икон кон. XIX - нач. XX в., в т. ч. в окладах (2 в ГМИР, Полоцкая худож. галерея), образ с благословением и датой 1901 г. на обороте из ц. свт. Николая Чудотворца в Ст. Изборске (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 5), а также ряд эстампов, напр. литография Г. А. Малкина по рис. Гребнева и Швейцера, изданная свящ. М. Дубровским и А. Сапуновым в Витебске в 1887 г. (ГМИР), хромолитография нач. XX в. товарищества И. Д. Сытина в Москве (ГМИР, см. также: Крест в России: Альбом / Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 194. Ил. 206), хромолитография, выполненная Е. И. Фесенко в 1911 г. в Одессе (частное собрание). В нач. XX в., по-видимому во владимирских иконописных селах, была заказана серия небольших золотофонных икон упрощенного извода: фигура Е. с крестом и цветком в руках, увенчание ее короной, вид обители (Полоцкая худож. галерея, частное собрание). Существовали поясные иконы Е. с крестом 1161 г. в руках, созданные на основе гравированных изображений в посвященных Е. изданиях (см., напр.: «Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении Полотския, от града Киева во град Полотск». СПб., 1911). Важным этапом в развитии иконографии Е. стал монументальный образ на вост. грани юго-зап. столпа в центральном нефе Владимирского собора в Киеве, написанный худож. В. М. Васнецовым в 1885-1896 гг. Святая представлена в рост, в небольшом повороте вправо в образе молодой женщины в монашеской одежде, которая смотрит вверх, ладони рук соединены в «замок» возле груди (в кн. «Собор св. равноап. кн. Владимира в Киеве» (К., 1898) на с. 88-89 ошибочно названа кнг. Евдокией Московской). Сохранился эскиз этой росписи, исполненный акварелью и гуашью (ГТГ, см.: ГТГ: Кат. собр. М., 2007. Т. 2: Рисунок XIX в. Кн. 1: А-В. С. 293-294. Кат. 1716. (Рисунок XVIII-XX вв.)), справа внизу авторская подпись карандашом: «В. В.». Известны живописные списки этой иконографии на пейзажном фоне, напр. в Успенском соборе г. Речица Гомельской обл. (Белоруссия), где останавливался пароход со св. мощами Е. при их перенесении в Полоцк. По пути следования св. мощей Е. из Киева в Полоцк в храмах всех населенных пунктов процессию встречали с изображениями святой. Специально к этому событию были написаны большие ростовые иконы Е. В нек-рых городах они сохранились до наст. времени: в соборе Покрова Пресв. Богородицы в Речице, в кафедральном соборе Трех святителей в Могилёве, в оршанском Успенском жен. мон-ре и в Евфросиниевой обители в Полоцке. В г. Карсава на российско-латв. границе, в храме во имя Е., имеется 5 ее ростовых икон кон. XIX - нач. ХХ в. (2 с частицами мощей).
В монументальной живописи изображение Е. встречается среди рус. святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе блгв. Александра Невского в храме Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78). Ок. 1869 г. московский живописец Е. Зотов выполнил росписи в соборе во имя апостолов Петра и Павла в Минске, в перечне рекомендованных настоятелем для изображения святых указана Е. (не сохр., см.: Ярашэвiч. 2006). Образ Е. 2-й пол. XIX в. (в рост, в схиме, со склоненной к плечу головой) имеется в верхнем регистре на юго-зап. стене Успенского собора Почаевской лавры. В стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, в академическом стиле представлено шествие рус. святых (работа кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В композиции с фигурами подвижников XII в. Е. изображена в профиль, в княжеской одежде, с короной на голове между прп. Еразмом Киево-Печерским и вел. кн. блгв. Ростиславом Мстиславичем; вверху надпись: «св. Евфросиния кн. Полоцкая 1173». Скульптурный образ Е. в ряду рус. святых находится на юж. внутренних дверях (автор И. П. Витали, 1846-1850) в Исаакиевском соборе в С.-Петербурге. Иконы Е. почитались и за рубежом. В лавре прп. Феодосия Великого близ Иерусалима, где первоначально была погребена Е., хранится ее ростовая икона - работа рус. иконописца нач. XX в. Святая изображена прямолично, в куколе, со скрещенными на груди руками, на золотом фоне, за ее спиной,- изображение обнесенного белой крепостной стеной манастыря с златоглавым белокаменным храмом. В описи Валаамского манастыря 1942 г. (АФВМ. Bd: 15. Л. 37) упоминается образ «Св. Евфросиния, кн. Полоцкая» на темном фоне (26×22 см), на оборотной стороне написано пожелание, чтобы «эта икона всегда находилась в дому Игумена, от монахини Минадоры» (предположительно образ хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии). Изображение святой, выполненное в XX в., помещено в нише над входом в ц. во имя Е. в г. Саут-Ривер (США). Оно воспроизводит почитаемый образ из Евфросиниева манастыря в Полоцке (Арлоў. 1992. Вкл.).
Известны изображения преподобной в составе избранных святых. Вместе с кнг. блгв. Евпраксией Псковской Е. в необычном одеянии (коричневая мантия, синий параман с Голгофскими крестами и белый плат), в правой руке - светлые четки возле груди, представлена на одном из клейм иконы «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). На иконе 10-х гг. XX в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа в Минске) Е. в «васнецовском» типе изображена вместе с прп. Анной Кашинской, почитание к-рой было восстановлено в 1909 г., незадолго до перенесения мощей Е. из Киево-Печерской лавры в Евфросиниев манастырь (Ярашэвiч. 2006. Ил. 36). На иконе «Преподобные Исаакий Далматский и Анна Кашинская, с вмц. Екатериной, блгв. вел. кн. Александром Невским, вмч. Феодором Стратилатом и прп. Евфросинией Полоцкой» (ГМИР), являющейся вкладом некоего Федора в кафедральный Исаакиевский собор С.-Петербурга - в 1911 г., Е. представлена на левом поле на верхнем клейме - в монашеском одеянии и короне, с крестом и лилией. В верхней части - Тихвинская икона Божией Матери, которая считалась покровительницей сев.-зап. земель, в Исаакиевском соборе находился чтимый список этого образа. Надпись на иконе объясняет ее создание «в память светлых торжеств»: празднования в 1908 г. 50-летия освящения собора, возобновления почитания прп. Анны Кашинской и перенесения мощей Е. («...их же молитвами спаси, Господи, и раба Твоего Феодора. СПб. 8-го февраля 1911 г.»). Кроме того, здесь помещены фигуры небесных покровителей заказчика и, вероятно, членов его семьи. Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография «Собор святых жен, просиявших в Русской земле». На хромолитографии из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского манастыря в С.-Петербурге представлено шествие св. жен (справа налево), во главе к-рого кнг. равноап. Ольга, за ней в числе других Е. Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно происходит из Леушинского манастыря (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2).
Образ Е. неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», которая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (15 гравюр с этим сюжетом указаны Д. А. Ровинским - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517). Обычно фигура Е. в клобуке, со сложенными на груди руками, с четками помещена крайней справа в 1-м ряду, в группе преподобных, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР); в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. 3-створчатого складня (ЦМиАР); на ростовской финифти в форме овала сер. XIX в. (ЦМиАР, см.: Рус. эмаль XVII - нач. XIX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 127-129, 227-228. Ил. 160-162); на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский манастырь в Финляндии); на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ); на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова в Москве (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169); на тоновой литографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. издания Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) и др. На хромолитографии 1890 г. В. Васильева (Москва) (РГБ) Е. представлена во 2-м ряду правой группы святых; аналогичная иконография на хромолитографии 1882 г. (мастерская Кона и Одерфельда в Ченстохове) (РГБ). На иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) оплечный образ Е. в схиме находится в верхнем ряду правой группы 1-й от центра. На живописной иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), выполненной в лаврской мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), фигура Е. со сложенными на груди крестообразно руками помещена в 1-м ряду слева. В составе Соборов русских святых Е. изображена на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. иконописца П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) - в правой группе св. князей в верхнем ряду 3-я справа, вполоборота влево, в молении, за прп. Софией Суздальской. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ - Ibid. P. 144-147. Cat. 53) она написана в правом верхнем ряду среди преподобных жен.
Е. изображена на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); на совр. списках этого извода, напр. в московских храмах свт. Николая в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина), Воскресения Христова в Сокольниках (2002, М. В. Пыжов), кн. равноап. Владимира (2001, М. Проскурова), в ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111) и др. На нек-рых рус. иконах Миней (см., напр., кон. XX в.: ПЦК, 2003 г. М., 2002. Вкл.) под 23 мая помещена фигура Е. В Евфросиниевом мон-ре мощи Е. были помещены в кипарисовую раку, обложенную серебром с позолоченными рельефами, эмалевыми изображениями и орнаментами. Рака была выполнена на пожертвования в 1910 г. по проекту П. А. Зыкова «в византийском стиле XII века». На лицевой стороне помещался рельеф с изображением перенесения мощей Е. из Иерусалима в Киево-Печерскую лавру (копия барельефа на раке святой в Киево-Печерской лавре), на др. стороне - закладка ц. Преображения Господня в Полоцке. На торце раки в изголовье был изображен крест 1161 г. в сиянии, напротив - древний вид Полоцка. Икона Е. на крышке раки была написана на кипарисе в реалистической манере иконописцем Ф. Е. Егоровым в С.-Петербурге: преподобная в схиме, с куколем на голове и крестом в руках представлена фронтально, глаза закрыты, чеканный оклад оставлял открытым только личное (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 38-39; Арлоў. 1992. Вкл.; Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 70-72). В Евфросиниевом мон-ре хранится поясной живописный фрагмент нач. XX в. (вырезан по контуру фигуры), иконографически близкий к изображению Е. на раке. С него в 2006 г. был сделан список для восстановленной раки (брестский худож. И. Романчук). В кон. XIX в. в Преображенской ц. Евфросиниева манастыря стоял ковчег с частицей мощей Е. (со средним перстом десницы), икона на его крышке аналогична изводу на раке Е. (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 43). В 1921-1922 гг. рака Е. была изъята из манастыря и пропала. Работы по ее воссозданию проводились брестским худож.-ювелиром Кузьмичом и были закончены в 2007 г. До этого мощи святой находились в Преображенском храме Евфросиниева манастыря в деревянной раке посл. четв. XX в. с декоративной резьбой. Крышка раки с внутренней стороны украшена шитым покровом совр. работы мон. Феофании (Вепровой) из С.-Петербурга с образом Е. в зеленой рясе, коричневой мантии, синем парамане и голубом куколе, с крестом в правой руке и со свитком в левой (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 49). Хотя Е. особенно почитается в Белоруссии, на территории России также существовали храмы, приделы, часовни, освященные во имя этой святой. Их появление в кон. XIX в. связано, вероятно, с тем, что день ее памяти близок к дате коронации имп. мч. Николая II, состоявшейся 14 мая 1896 г. Так, часовня во имя Е. и свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге строилась «в память о короновании Государя» (Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 318-319. № 450). В 10-х гг. XX в., после торжественного перенесения мощей Е., белорус. правосл. общины в России нередко посвящали храмы покровительнице Белоруссии, для них писались ее иконы.
В Саратове в приделе прп. Сергия Радонежского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» находится поясная икона Е. (с крестом и четками в руках) кон. XX в. с частицей мощей, переданная епархии по благословению еп. Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко). В храме во имя Е. в Новосибирске почитается поясная икона святой (с крестом и храмом) с частицей мощей - дар митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Оглавный образ Е. введен в группу рус. святых на левой створке живописных входных врат нач. XXI в. в Валдайском Иверском мон-ре. На алтарном образе в технике витража (ок. 2000) в приделе вмч. Пантелеимона ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в г. Висагинасе (Литва) Е. представлена за спиной Богоматери в Деисусе. Большое внимание иконографии Е. уделяют совр. белорус. иконописцы, работающие в традиц. канонической стилистике. Е., как правило, облачена в схиму, крест в руке точно воспроизводит особенности креста 1161 г. На большой иконе, выполненной в иконописной мастерской Гродно, Е. изображена прямолично, в рост, с крестом в правой руке и моделью церкви в левой, к доске прикреплен ковчег с частицей мощей. Поясной вариант этого извода (на груди Е.- наперсный крест) представлен иконой 1996 г. работы Э. Н. Громыко (Мельников. 1997. С. 102). Небольшой оплечный образ Е. принадлежит кисти А. В. Антонова (Орша). Поясная икона-пядница Е. находится в ц. во имя Е. прихода храма-памятника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске. Ростовой образ Е. с поднятой десницей и моделью храма на левой руке, в звездчатом сегменте неба - крест 1161 г., создан Ф. Каркатадзе для кафедрального собора во имя прп. Симеона Столпника в Бресте, содержит частицу св. мощей (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 113). На некоторых иконах преподобная написана в светлом плате, по-видимому на основе приписанного ей изображения на фреске в Преображенской ц. (иконописец А. В. Косиков). Для кафедрального Феодоровского собора в Пинске Косиков написал икону Е., прав. Софии Слуцкой и кнж. прп. Иулиании Ольшанской. В полоцком Евфросиниевом мон-ре имеется много икон Е. кон. XX - нач. XXI в. Одним из первых иконографических изводов стал поясной прямоличный образ святой на охристом фоне с крестом и моделью храма в руках (иконописец П. А. Жаров). В наст. время этот образ находится при веригах Е. в Крестовоздвиженском соборе обители (Там же. С. 55). На иконе 1992 г. (собор Воздвижения Креста) Е. представлена в рост, вполоборота влево, с развернутым свитком в руке (надпись: «Блажени вси боящиися Г[оспод]а…» (Пс 127. 1)) - обращена к благословляющему Иисусу Христу в сегменте неба; на ростовой иконе 2000 г. иконописца А. Дмитриева из Крестовоздвиженского собора Е. с крестом в руке предстоит благословляющей деснице Бога в правом верхнем углу средника (Там же. С. 13, 102). Житийная иконография была разработана витебским иконописцем А. Цынкаловым на иконе с 16 клеймами - согласно надписи на обороте, «смиренное приношение» автора мон-рю к 900-летию со дня рождения Е. (2005; трапезная ц. во имя Е.), а также в иконописной школе при МДАиС - икона с 14 клеймами письма Т. Жук (2006; находится над ракой Е. в Крестовоздвиженском соборе). В обоих произведениях отражены все основные события жизни и почитания Е.- от рождения преподобной до перенесения св. мощей из Киева в Евфросиниев манастырь.
После реставрации в 1985 г. в храме блгв. кн. Александра Невского на военном кладбище в Минске на своде были написаны образы Белорусских святых - Е., свт. Кирилла Туровского, прмч. Афанасия Брестского. В росписи 1987-1988 гг. ц. Покрова Пресв. Богородицы в МДА образ Е. со склоненной головой и сложенными крестообразно руками помещен в числе первых рус. святых на зап. стене, рядом с прп. Анной Новгородской. В стенописи кафедрального Никольского собора в Калининграде, в приделе Всех русских святых, среди фигур благоверных князей, святителей, мучеников, преподобных и блаженных - изображение Е. 1988 г. работы московского иконописца В. Александрова (Совр. правосл. икона. М., 1994. С. 215, 219). На зап. стене над входом в собор Никольского жен. манастыря в Могилёве Е.- с крестом и со свитком (нач. XXI в., рядом представлены Царственные мученики, св. Тихон, патриарх Московский и всея России, см.: Аляксееў, Лукашэвiч. Спадчына Беларусi. 2004. С. 225). Совр. монументальный образ Е. находится на стене у иконостаса придела свт. Николая Чудотворца в кафедральном Вознесенском соборе Новосибирска. В связи с установлением в 1984 г. по инициативе митр. Минского Филарета празднования Собору Белорусских святых возник соответствующий иконографический извод, созданный Б. Кошелевым и Т. Мадировой. На одной из икон кон. XX в. представлены Белорусские святые на фоне белокаменного храма - минского кафедрального собора в честь Сошествия Св. Духа, в верхнем ряду слева, рядом с кн. блгв. Ростиславом, изображена Е. (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 359; Ярашэвiч. 2006. Ил. 43). На аналойной иконе кон. XX - нач. XXI в. письма витебского мастера Е. Триханкиной образ святой включен в левую группу, на правой руке она держит модель одноглавого белокаменного храма, в левой - крест; на иконе нач. XXI в. из гродненского кафедрального собора Покрова Пресв. Богородицы ее полуфигура с моделью церкви в руке помещена в 3-м ряду 3-й справа. Образ Е. разрабатывается не только в церковном искусстве, но и в творчестве совр. белорус. и рус. художников. На полотне М. А. Савицкого «Погребение прп. Евфросинии Полоцкой» (1992) на фоне пейзажа изображена похоронная процессия, 3 священника несут на плечах одр. Известны картины «Прп. Евфросиния Полоцкая» А. Марочкина (1986), П. Свентоховского (1991), Н. Счастной (1997 - Счастная Н. Искры моей жизни. Минск, 2001. С. 97. Ил.), С. А. Лагуновича-Черепко и А. Липского (1993) (Мельников. 1997. С. 92, 94, 96, 102), свящ. Сергия Симакова (1989), к-рый является также автором образа «Призвание прп. Евфросинии Полоцкой» - коленопреклоненная Е. в молитвенном обращении к ангелу, осеняющему жен. фигуры в монашеской одежде, в центре - одноглавый храм на фоне зимнего пейзажа, вверху - Эфесская икона Божией Матери.
Худож.-график А. М. Кашкуревич создал цикл рисунков, посвященных Житию Е. (прощание Е. с отцом, встреча с сестрой Городиславой и др.); на его литографии «Прп. Евфросиния Полоцкая - просветительница» (1987) молодая женщина в монашеском одеянии, стоящая на фоне Преображенской ц., в руках держит раскрытую книгу, на кисти висят четки, на груди - большой 6-конечный крест (Там же. С. 22-26, 31, 45; Магилеўскi абласны мастацкi музей iмя П. В. Масленiкава. Мiнск, 2003. Ил. 150). В. Васюк и Л. Гомонов являются авторами плакатов с образом Е. (1990, 1991), Я. Кулик - триптиха с фигурами Е., зодчего Иоанна и ювелира Лазаря Богши (1996), Ю. В. Пискун - гобелена «Полоцкие колокола» (1990; см.: Мельников. 1997. С. 95, 97, 100). На территории Белорусского гос. ун-та установлен памятник Е. (1999, скульптор И. Голубев). Святая представлена с наперсным крестом, пером и книгой в руках, рядом стоит небольшой столик с бумагой и чернильницей. В 2000 г. в Полоцке был открыт бронзовый памятник Е. (скульптор В. Голубев) на гранитном постаменте: святая в монашеском одеянии, в правой руке держит крест, в левой опущенной - четки. На памятнике в Минске (2002, скульптор А. Артимович) Е. держит крест, на плечах - 2 голубка. Оплечный скульптурный образ Е. выполнен Т. Васюк (1996; см.: Там же. С. 97). Памятник-часовня во имя Е. возведен на берегу Днепра близ Речицы на историческом месте - там, где в 1910 г. останавливался крестный ход со св. мощами Е. (1995, архит. Э. Агунович). В 2001 г. Национальный банк Белоруссии выпустил посвященные 900-летию Е. серебряную и медно-никелевую монеты (худож. С. П. Заскевич). На лицевой стороне монет - герб Белоруссии, на обороте в центре - рельефное изображение креста 1161 г. и входа в келью Е. (выполнено золотом), справа - профильное ростовое изображение святой в схиме, с благословляющей десницей и четками в левой руке. В 2002 г. был учрежден приз Президента Белоруссии «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве», к-рый представляет собой образ часовни (увенчанная куполом арка с колоколом), внутри которой помещена фигура Е. В 2004 г. Белорусским Экзархатом учреждены и в 2007 г. изготовлены орден и медаль Е. с ее поясным изображением на лицевой стороне. В 2007 г. отчеканена памятная серебряная монета «Крест Евфросинии Полоцкой». Лит.: Арлоў У. Еўфрасiння Полацкая. Мiнск, 1992. Вкл. (Святыя землi Беларускай); Мельников А. А. Прп. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997. (Наши духовные ценности; 3); Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463; Т. 2. С. 105; Мон-рь у ц. Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский манастырь с древности до наших дней: Фотоальбом. Минск, 2000; То же с доп. Минск, 2007; Аляксееў А., Лукашэвiч А. Спадчына Беларусi. Мiнск, 2004; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат. / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 48, 53, 63-64, 80-84. Кат. 61, 79, 88, 121, 128, 132, 135; Ярашэвiч А. А. Мiнскi Свята-Духаў кафедральны сабор. Мiнск, 2006; Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007; Житие прп. Евфросинии, игуменьи Полотской (1173). Витебск, 2007; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская ц. Евфросиньева манастыря и ее фрески. М., 2007. М. В. Басова |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
«...Еще на малое время
свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Лк.
12, 35).
|
|
Приход во имя святителя Лаврентия, епископа
Туровского, чудотворца. |
|
223049 Республика Беларусь. Минский район,
а/г Щомыслица, ул. Жуковского, 50. Храм свт. Лаврентия Туровского. |
|
При использовании материалов
сайта гиперссылка на сайт Собор Белорусских святых обязательна
>>>
|
|
обновлено
11 июля 2011 года.
|
![]() |