Вси святии
Земли Белорусской,
молите Бога
о нас!

   Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.   
Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Евфросиния игумения Полоцкая,
преподобная

память 23 мая / 5 июня
Тропарь, глас 8
Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилищи Божию слову, последовала еси, Евфросиние. Славу временную и земнаго обручника оставльши и вся мирская презревши, краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси, крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи и многия к Нему наставляющи, во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси, идеже моли, Егоже возлюбила еси, о чтущих благочестно память твою.
Кондак, глас 6
Избранную Христову невесту песньми восхвалим днесь, вернии, Евфросинию; сия бо княжна, дом отчий оставльши и во иночестве поживши добре, многая управила есть ко спасению; во Иерусалиме плотию преставльшися, во Иерусалим горний духом преселися и тамо присно за ны молится. Ейже тако возопиим: Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.
 
  Собор Белорусских святых
Главная страница
  Кем были белорусские святые
  Иконы Святых
  Служба Белорусским святым
  Молитвы святым
  Дополнительные материалы
  Последние обновления сайта
     
    Преподобная Евфросиния
  Житие
  Биография
Мощи
Почитание
  Иконография
  Акафист
  Молитвы
Иконы
  Фото
Евфросиньевский Крест
Чудесная помощь святой
Дополнительные материалы

Месяца мая в 23-й день.

Повесть жития и преставления святой и блаженной и преподобной Евфросинии, Игумении монастыря Святаго Спаса и Пречистой Его Матери, что во граде Полотске.

Благословен Господь и Бог Израилев, Бог Авраамов, Бог Исааков, Бог Иаковль, несть Бог мертвых, но живых, праведнии бо и по смерти живи суть, якоже Соломон в притчах глаголет: «праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа»[1], – что и есть. И так, вперед пошедши, скажем о них же так: сойдитесь все, в пустынях и горах житие ангельское проводящие, – старые немощь свою отложите, юные, словно олени скачущие, все сойдитесь – хочу вам предложить трапезу из брашен[2] сих, да, вкушая, возвеселитесь душами вашими. Ведь это – трапеза нетленной пищи, не той, что гортань услаждает и чрево насыщает, но той, что душу веселит и ум укрепляет на подвиг добрых дел. Этой пищи, братия, если кто насытится, – не возжаждет вновь, как сказано в Писании: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного»[3]. Теперь же вновь к прежнему вернемся, о чем начали повесть эту. Вы же, благие слушатели: князья и бояре, и служители церковные, и честные соборы святых, находящиеся в монастырях, и простые люди – соберитесь на новое это слушание и послушайте прилежно; откройте уши свои, умягчите нивы сердец ваших, приимите семена многоспасенного жития сей преподобной жены святой и послушайте о подвигах ее, трудах и любви к Богу. Но сначала скажем, как она родилась, как воспиталась, как выросла и в какой мере последовала за Женихом своим Христом. Об этом же так.

Был в Полотске князь по имени Всеслав[4], и имел он сыновей много. И был у него младший сын Георгий – от него же родилась сия блаженная отроковица[5]. Родители обрадовались ее рождению со всеми домочадцами своими и через несколько дней повелели ее крестить. И крестили ее во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И питаема она была кормилицей своей, и росла отроковица день ото дня: тело от молока росло, а душа Святым Духом наполнялась; соединяла она естество девы праведное и молитвы плод, и настолько любила учение, что даже отец удивлялся такой ее к учению любви. Слух о мудрости отроковицы, и о благом учении, и о телесном совершенстве прошел по всем городам. Была она прекрасна лицом: красота юной княжны привлекала к отцу ее многих славных князей, желавших любви ее. Каждый из них старался и думал, как бы взять Предславу в жены сыну своему; и часто они посылали сватов к отцу ее, он же им отвечал: «Воля Господня да будет». Один же, превосходивший всех своим княжением и богатством, прислал к отцу Предславы просить дочь его за сына своего. И когда она достигла двенадцатилетнего возраста, стал отец ее говорить княгине своей: «Надо нам выдать Предславу замуж за князя». Княгиня же ответила: «Как Богу угодно и воле твоей, князь, пусть так будет». Тогда, услышав это, Предслава стала размышлять про себя, более скажу, Святым Духом наполнялась мысль ее, – и сказала она себе: «Как это будет, если отец мой думает выдать меня замуж? И если это будет, то мирской печали мне никак не избежать». И еще про себя говорила: «Что свершили прежде нас жившие предки наши? Женились, выходили замуж, княжили, но не жили вечно – жизнь их мимо прошла, и слава их исчезла, как прах, хуже паутины. А преподобные жены мужественно пошли вслед за Христом, Женихом своим, предали тела свои на раны и головы свои под мечи; другие же, хотя под железо выи свои не приклонили, но мечом духовным отсекли от себя плотские страсти, предав тела свои посту, бдению, коленопреклонениям, на земле лежанию – и имена их написаны на небесах, где они с Ангелами беспрестанно славят Бога. А земная слава – прах и пепел, она, словно дым, рассеивается и, как пар водяной, погибает». И так размышляла Предслава в сердце своем, ум же ее еще более на любовь к Богу устремлялся. Единственное пало на сердце блаженной отроковицы такое помышление – и сказала она себе: «Лучше всего в сей жизни мне принять иноческий постриг и, живя в послушании у игумении и повинуясь сестрам, поучаться, как страх Божий утвердить в душе своей и как течение дней своих скончать». Все это на сердце свое она положила и, утаившись от отца и матери и от всех домочадцев, ушла в монастырь.

В те годы игуменией монастыря была княгиня Романова[6]. Предслава пришла к ней, прося постричь ее в иноческий образ и присоединить к другим инокиням, чтобы быть ей под игом Христовым. Когда же блаженная жена увидела юность Предславы, ее цветущий возраст, то пришла в смятение и начала телом терзаться и сердцем ужасаться. Надолго поникла она, лицо свое вниз к земле приклонив, а затем, воззрев на юность княжны, вздохнула, и прослезилась, и молвила ей: «Дитя мое, как я могу это сделать? Отец твой, когда узнает, обрушит на главу мою гнев свой. Ты же еще слишком юна и не сможешь терпеть тягот монашеской жизни. Как ты сможешь оставить княжение и славу мира сего?»

Блаженная отроковица ей отвечала: «Госпожа и мать моя, все видимое в мире сем прекрасно и славно, но вскоре минует, как сон, и, как цвет, увядает. Вечное же невидимое пребывает вовеки, как о том говорится в Писании: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»[7]. Или ты ради отца моего не хочешь меня постричь? Не бойся его, госпожа моя, побойся Господа, владеющего всею тварью, и не отлучи меня от ангельского чина».

Блаженная же княгиня удивилась разуму отроковицы и ее любви к Богу и повелела исполнить волю ее. И огласил[8] ее иерей, и постриг ее; и нарекли ей имя Евфросиния, и облекли ее в черные одежды. И благословила ее игумения благословением святых отцов и сказала ей: «Последуй, чадо, прежде тебя бывшим женам, Февронии и Евпраксии[9] и иных множеству, которые Христа ради пострадали, – и Господь Бог даст тебе победу и силу на врага нашего диавола». И так ей молвив, отпустила ее в келию.

Узнав об этом, отец блаженной Евфросинии сразу пошел в монастырь. Увидев же дочь свою, стал он нежно целовать ее и, терзая власы главы своей, говорить: «Горе мне, дитя мое, что же ты содеяла? Зачем печаль душе моей принесла? Почему мне прежде не открыла намерение свое? Тяжко мне, дитя мое сладкое, печаль сердца моего. О, горе мне, дитя мое милое! Как избежит красота твоя вражьих козней? Надлежит мне печалиться острупленной[10] душой Богу моему, да войдешь ты в чертог Царствия Его».

Все в доме князя печалились о ней. Преподобная же Евфросиния всем этим пренебрегла, и печалью отца своего. Она, как доблестный воин, вооружилась на врага своего диавола, пребывая в монастыре, повинуясь игумении и сестрам. И всех она превосходила в посте, молитвах и бдениях ночных. И с того времени еще более начала она подвизаться, собирая мысли благие в сердце своем, как пчела сот.

И поживши некоторое время в монастыре, потом испросила она у епископа Илии[11], правившего тогда престолом Святой Софии в Полотске, дабы благословил он ей пребывать в церкви Святой Софии, в голбце[12] каменном. И повелел он ей там пребывать. Вселившись же, начала преподобная Евфросиния еще более ревностно проходить подвиг постнический; начала книги писать своими руками и, плату взимая, отдавать нуждающимся. И так пребывала она здесь некоторое время. Однажды ночью прилегла она, желая отдохнуть после долгого стояния на молитве к Богу, и было ей видение: взял ее Ангел и повел туда, где была церковка Святаго Спаса, метохия[13] Святой Софии, что зовется в народе Сельцо. И тут показал ей Ангел Господень, говоря: «Евфросиния, здесь тебе подобает быть». Она же, пробудившись, удивлялась про себя: «Что бы сие могло значить?». Той же ночью было ей видение это трижды, и, пробудившись от сна, со страхом встала она, прославляя Бога, и говорила: «Слава Тебе, что сподобил меня в нынешнюю ночь видеть святое лицо ангельское». И после этого начала блаженная Евфросиния псалом воспевать: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое[14]… На Тебя оставлена я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой[15]. Как Ты захочешь, так и сотворишь мне, рабе Твоей». И так закончила она утреннюю молитву. Той же ночью явился епископу Илии Ангел Господень и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святаго Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного. Словно миро благовонное восходит ее молитва к Богу, и как венец на главе царской лежит, так почивает Дух Святый на ней, и как солнце сияет по всей земле, так житие ее просияет пред Ангелами Божиими». Епископ же встал вскоре со страхом и трепетом и пришел к ней. Евфросиния же, увидев его, поклонилась ему и молвила: «Благослови, владыко святый». Он же произнес: «Бог да благословит тебя, чадо, и даст тебе терпение и силу на всех врагов видимых и невидимых». Она же, поклонившись, сказала: «Аминь. Да будет мне по слову твоему, владыко святый». И затем сели они. Отверз же уста свои блаженный епископ и начал вести беседу о спасении души. Блаженная же Евфросиния слушала слова его, которые, как семена, падали на добрую почву души ее, и приносили плод в 30, в 60 или во 100 крат. Много же с ней побеседовав, епископ присовокупил, говоря: «Дочь моя, хочу тебе сказать слово, ты же с любовью прими его». Она же сказала: «Рада, отче преподобный, приму слово твое, как дар многоценный». И сказал ей епископ: «Знаешь ли ты, чадо, что то – церковь соборная, где ты ныне находишься, – тут все люди собираются, и тебе не должно здесь пребывать. Но есть церковка Святаго Спаса на Сельце, где братья наши лежат, прежде нас бывшие епископы; если Бог поможет молитвами их трудам твоим, будет то место великим».

Евфросиния же, услышав сие от епископа, возрадовалась душой и возвеселилась сердцем и поверила явлению Ангела и тому, что видела и слышала от него. И сказала она епископу: «Бог да поможет мне, отче, молитвами твоими святыми». Позвал же епископ князя Бориса[16], сестер ее, и отца ее Георгия, и честных мужей и, поставив их в свидетели, сказал: «Вот при вас я отдаю Евфросинии место Святаго Спаса, да по кончине моей никто не отнимет у нее этого дара». Услышав сие от епископа, оба князя и бояре – все поклонились ему, так молвив: «Ей, владыко святый, то Бог положил на сердце твое, умыслив такое попечение об этой отроковице». Евфросинии же сказали: «Ты иди и послушай епископа, что он тебе велит, то ты и сделай, ведь он – отец всем нам, и его подобает слушать». Евфросиния же посмотрела на них с веселием и молвила: «С радостью иду, и как Бог повелит мне, то так мне и будет». Князья же и бояре все, слышавшие от преподобной Евфросинии такую речь, возрадовались и, приняв благословение от епископа, поклонились преподобной княжне, простились с нею любезно и уехали в дома свои. Евфросиния же, помолившись во Святой Софии и приняв благословение епископа Илии, той же ночью, взяла с собою одну черноризицу[17] и пришла на место, называемое Сельцо, где находилась церковка Святаго Спаса. И, войдя в церковь и поклонившись, она так возгласила: «Ты, Господи, “заповедал им [своим апостолам] ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха”[18], – вот и я, Твоему слову последуя, ушла на это место, ничего не принесши. И только слово Твое в себе имею, чтобы сказать: “Господи, помилуй”. Все же мое имущество – книги эти: ими утешается душа моя и сердце веселится. Кроме же сих книг и трех хлебов ничего у меня нет, и только Ты – мой помощник и кормитель. Ты – Отец убогим, нагим одеяние, обидимым помощник, ненадеющимся надежда. Да будет Имя Твое благословенно на рабе Твоей Евфросинии отныне и до века. Аминь». Так сказав в сердце своем, вышла она из церкви и затем начала еще усерднее подвизаться в молитвах к Богу.

И пребывала она здесь, на Сельце, некое время. И затем послала к отцу своему, говоря: «Отпусти ко мне сестру мою Городиславу – да научится она грамоте». И отец отпустил Городиславу к ней. Евфросиния же с усердием стала учить сестру свою, как душу спасать. Та же все со вниманием принимала, как нива плодоносная, умягчив сердце свое, и говорила: «Господь Бог да устроит все во спасение душе моей, твоими святыми, госпожа, молитвами». Преподобная же Евфросиния, введя Городиславу в церковь, повелела иерею огласить ее и облечь в иноческие одежды, – и нарекли ей имя Евдокия. И прошло немного дней, как отец прислал к Евфросинии, говоря: «Отпусти уже сестру свою ко мне». Она же отвечала: «Еще не изучила всей грамоты». Узнал отец, что тайно от него постригла она сестру, и разгневался на преподобную Евфросинию, яростным сердцем пылая. Приехал он в монастырь и сказал: «Чадо мое, что ты сделала? Приложила ты мне сетование к сетованию и душе моей печаль к печали». И в горести сердца своего реки слез из очей своих проливал он, нежно держа Евдокию и восклицая: «Чада мои, для этого ли я вас родил? Для этого ли вас мать воспитала? Ужель не для вас я брак приготовил? Ужель чертог и одежды брачные ваши на скорбь себе предназначил? Чада мои милые, что вы содеяли?! Вместо радости горькой печалью сердце мое наполнили». Все бояре его, услышав о скорби князя своего, горько рыдали о напрасной его печали. Блаженная же Евфросиния отвечала отцу своему: «Чего ради печалишься ты и тревожишься о нас, ибо наш заступник и помощник – Единый Бог». Отец же, приняв некоторое утешение от слов преподобной Евфросинии, уехал домой. А Евдокия пребывала в монастыре, повинуясь сестре своей. Блаженная же Евфросиния трудилась много в обители своей на Сельце, молясь о месте том, чтобы его благоустроил Бог[19].

Жила в городе княжна Борисова[20] именем Звенислава. Однажды она пришла в монастырь и принесла всю золотую утварь и одежды драгоценные к Евфросинии и сказала ей: «Госпожа и сестра моя, всю красоту мира сего я почитаю за ничто. Это же все я отдаю Святому Спасу, а сама хочу приклонить главу свою под иго Христово». Преподобная же приняла ее с радостью и повелела иерею постричь ее, и нарекли ей имя Евпраксия. И начали обе сестры пребывать в монастыре в единомыслии и в молитвах к Богу. И все видели, что были они как единая душа в двух телах. В скором времени блаженная Евфросиния заложила церковь каменную Святаго Спаса, и построили ее от начала до конца за тридцать недель.

И вот, хочу вам, братия, о чуде рассказать. Был муж по имени Иоанн, приставник[21] над строителями церковными. Не один раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». И в один из дней он, пробудившись, пришел к блаженной Евфросинии и сказал ей: «Ты ли, госпожа, посылаешь побуждать меня на дело?». Она же ответила: «Нет». И затем, поразмыслив, премудрая жена сказала ему: «Если и не я тебя посылаю, то Того, Кто тебя призывает на такое дело, – Того послушай прилежно и с усердием». И еще о другом чуде скажу вам, добрые слушатели. Уже почти была закончена церковь, и только не хватило немного плит[22], и нечем было завершить строительство; и поискав, не нашли ничего. И печалилась об этом Евфросиния и, вздохнувши, сказала: «Слава Тебе, Владыко Вседержителю и Человеколюбче, даровавший нам большее, – подай же нам и меньшее, чем совершится церковь Твоя». И так она помолилась, и поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плиты. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли.

Преподобная же Евфросиния, увидев построенную церковь, возрадовалась душою; и было совершено освящение храма – великая радость всем христианам. И собрались князья и знатные мужи, иноки и инокини и простые люди – и было торжество великое, и праздновали его много дней, а затем разошлись восвояси.

Увидела блаженная, что исполнил Бог желание сердца ее, и, войдя в церковь, пала ниц на землю и, вздохнувши из глубины души, лицо свое орошая слезами, начала говорить: «Ты, Господи, Сердцеведче, Благодателю, Бог богов, Милостивый Господи, призри на храм Твой, что создан мною во имя Твое. Вышний не в рукотворенных храмах живет, как сказал Соломон. Ты, Господи, призри на меня, рабу Твою Евфросинию, и на этих раб Твоих, которых я собрала во имя Твое, – да возложив на себя легкое иго Твое, пойдут следом за Тобою. И сотвори их овцами двора Твоего, и будь им пастухом и дверником[23], да ни одна из них не будет похищена волком-губителем диаволом; будь им, Господи, оружием и защитой, и да не приидет на них зло, и ни одна рана не прикоснется к телам нашим. И не погуби нас с беззакониями нашими. На Тебя мы упование наше возложили, ибо Ты есть Бог познавшим Тебя. И Тебе я хвалу воссылаю до последнего моего воздыхания вовеки. Аминь».

А сестер Евфросиния так наставляла, говоря: «Вот собрала я вас, как птенцов под крылья свои, как овец в стадо свое, дабы паслись вы в заповедях Божиих. С веселием в сердце стараюсь наставлять я вас, и такой дождь изливаю на вас учением – а нивы ваши ровные стоят, не растущие, не поднимающиеся кверху. Время же приходит созреванию, и лопата на гумне лежит, но боюсь я, что будут среди вас плевелы, и преданы вы будете огню негасимому. Постарайтесь, чада, избежать всего этого и сделайтесь пшеницей чистой, смелитесь в жерновах смирения, молитв и поста – да принесетесь хлебом чистым на трапезу Христову». Так она беспрестанно учила их, как мать чадолюбивая к детям своим любовь проявляющая.

Мы же к прежнему возвратимся. Преподобная Евфросиния, видя монастырь свой украшенным и всяческих благ преисполненным, решила создать вторую каменную церковь – Пресвятой Богородицы. И ее создав, украсила иконами и, освятив, передала монахам, – и был монастырь большой. Видела же блаженная два монастыря благоустроенных, весьма больших и богатых, и говорила про себя: «Слава Тебе, Владыко Святый! Благодарю Тебя, Владыко Святый! То, что я хотела, Ты дал мне, и осуществил, Господи, желание сердца моего». И еще говорила: «Помилуй меня, Господи, и исполни прошение мое, чтобы увидеть мне Пресвятую Богородицу Одигитрию в сей святой церкви». И послала слугу своего Михаила в Царьград к царю Мануилу[24] и к Патриарху Луке[25], прося у них одну из тех икон Пресвятой Богородицы, что были написаны еще при жизни Божией Матери апостолом и евангелистом Лукой (находились эти иконы: одна – в Иерусалиме, другая – в Царьграде, а третья – в Эфесе). Преподобная же усердно просила образ Божией Матери Эфесской. Увидел царь любовь святой Полотской игумении к Богу и послал в Эфес семьсот воинов своих; и те пошли и принесли икону Пресвятой Богородицы. Патриарх же Лука, собрав епископов и собор весь во Святой Софии и благословив всех, отдал икону слуге преподобной Евфросинии. Преподобная же внесла ее в церковь Пресвятой Богородицы, поставила и, воздев руки, молвила: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе! И еще скажу: слава Тебе, Владыко, сподобивший меня видеть ныне образ Матери Твоей». И то сказав, украсила она икону золотом и камнями драгоценными и установила каждый вторник носить ее по святым церквам. Украсила она и всю землю Полотскую своими благолепными монастырями. И видя, как Бог прославил монастыри ее, сказала она о желании сердца своего: «Как бы мне дойти до святого града Иерусалима и поклониться Гробу Господню и всем святым местам – их увидеть, облобызать и там жизнь свою окончить». Видела она, что стад божественных овец собрано множество, и радовалась им, как своему спасению, и на всякий день учила сестер своих: старых учила терпению и воздержанию, юных – душевной чистоте и бесстрастию телесному, говению усердному, поступи кроткой, гласу смиренному, слову благочинному, ядению и питию безмолвному, послушанию мудрейшим, покорности старшим, любви нелицемерной к равным и меньшим; еще учила мало говорить, а больше разуметь.

Блаженной Евфросинии таков был дан дар от Бога: если кто-либо спрашивал ее о чем-нибудь, она ему говорила, как нужно поступить, и кто слушал ее, тот получал пользу. Не хотела она видеть враждующими ни князя с князем, ни боярина с боярином, ни из простых людей кого со своим другом, но всех хотела видеть единодушными. Послала же она всем братьям своим, сообщая о своем намерении в Иерусалим идти. Они же, услышав эту весть, с жалостью многой съехались отовсюду к блаженной Евфросинии и молили ее со слезами, чтобы она не оставляла их сиротами. Она же утешала их своим благомыслием, как любящая мать детей.

И был у нее любимый брат Вячеслав. Приехал он к сестре своей Евфросинии с княгиней и детьми своими, Кирианной и Ольгой, и, придя, поклонился и сказал: «Госпожа моя, мать и сестра, почто ты оставляешь меня, наставница души моей и свет очей моих?» И горько он плакал, но блаженная Евфросиния повелела ему идти домой, а детей его велела оставить у сестры своей Евдокии. Дан же был еще и такой дар блаженной Евфросинии от Бога: взирая на кого-либо очами своими, она могла уразуметь, будет ли сей человек сосудом избранным Божиим. Тогда же преблаженная Евфросиния посмотрела на племянниц своих и сказала им: «Хочу вас обручить Жениху Бессмертному и ввести в чертог Царства Его». Они же со вниманием слушали блаженную Евфросинию, и души их услаждались словами ее, более сот медовых, и, пав ей в ноги, они говорили: «Воля Господня да будет, и твоя святая молитва; как ты хочешь, так и сотвори нам, госпожа». Преподобная же Евфросиния с радостью, поспешно, призвала брата своего и сказала ему: «Я хочу постричь Кирианну и Ольгу». Пришел в смятение отец отроковиц от этих слов и сказал: «Госпожа моя, что ты мне хочешь сделать? Два плача ты прилагаешь душе моей: да плачу я об уходе твоем и сетую о чадах своих». Княгиня же от скорби терзалась. Блаженная же Евфросиния, пославши, призвала епископа Дионисия[26], правившего тогда престолом Святой Софии в Полотске, и ввела племянниц своих в церковь и повелела их постричь; и нарекли Кирианну Агафией, а Ольгу – Евфимией.

Преподобная Евфросиния, благоустроив оба монастыря, передала их в управление и распоряжение сестре своей Евдокии и, помолившись в церквах Святаго Спаса и Святой Богородицы, сказала: «Господи, Сердцеведче! Се, оставляю дом Твой незатворен никому же. Ты же, Господи, не затвори от нас Небесного Твоего Царствия». И так пошла она в Иерусалим, взяв с собой брата своего Давида и сестру свою Евпраксию. Вся же братия горько плакала об уходе госпожи своей, и все горожане вышли проводить ее. Старые ­оплакивали ее, словно дочь, говоря: «Увы нам, ты – водительница старости нашей, просвещение душ наших, опора немощи нашей». Молодые же говорили: «Куда ты заходишь, свет очей наших? Кто укрепит нашу юность, воздержание юности нашей! Не оставляй нас сирых и в молитвах своих не забывай нас!». Преподобная же простилась со всеми, благословила всех и, воззрев на небо, сказала: «Ты, Господи, Сердцеведче, ходивший с Авраамом, иди и с нами, рабами Твоими, с Евфросинией, с Давидом и с Евпраксией». И так пошли они. И, о дивное чудо! Ведь не бывала она ни в какой стране, ни в городе, ни в селе! Ныне же, преодолев немощь естества, прошла все города и владения и принимала ото всех князей честь великую. И так пришла она в землю, где встретил ее царь, идущий войною на угров,[27] и с великою честию послал ее в Царьград. Она же, туда пришедши, вошла в великую церковь святой Софии и там помолилась; поклонилась она также и всем святым Божиим церквам и приняла благословение Патриарха. И, купив различные фимиамы и золотую кадильницу, пошла она в Иерусалим. И, пришедши в Иерусалим, послала слугу своего Михаила к тогда бывшему Патриарху со словами: «Владыко святый, сотвори мне милость, повели, да отворят мне врата Христовы[28]». Он же повелел исполнить прошение ее. Пришедши же ко вратам, пала она на землю и воскликнула: «Господи, Иисусе Христе, не вмени мне сего во грех, ибо изволила я по стопам Твоим ходить и вошла во святой град сей». И затем она и все бывшие с нею целовали врата. И вошла она во град, и пошла к Гробу Господню, и, пришедши, поклонилась и целовала Гроб Господень, также и все бывшие с нею. И покадила она Гроб Господень золотой кадильницей со многими фимиамами и, пойдя, обитала при церкви Пресвятой Богородицы в Русском монастыре. И на второй день пошла она снова ко Гробу Господню и все так же сотворила: поклонилась и целовала и, покадивши, ушла. И в третий день так же сотворила и, давши много злата и поставив золотую кадильницу с различными фимиамами на Гроб, воззрела она очами своими на небо и, руки воздев и со слезами воздохнув из глубины души, произнесла: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, родившийся от Приснодевы Марии спасения ради нашего, Ты сказал: “Просите, и дано будет вам”[29], – я же, грешная, то, что просила, получила от Тебя, Владыко. Вот же и еще о чем я прошу Тебя, Милостивый, – да на этом окончу прошение мое: приими дух мой во святом граде Твоем Иерусалиме, и пересели меня в горний град Твой Иерусалим, и упокой меня на лоне патриарха Авраама со всеми угодившими Тебе. Аминь». И так сказав, пошла она в прежденазванный монастырь Пресвятой Богородицы, где жила. Здесь она Божиим посещением впала в недуг и начала болеть. И лежа на одре своем, говорила: «Слава Тебе, Владыко, как Ты захотел, так и сотворил мне, рабе Твоей». И из-за той болезни не могла она идти на Иордан, пошли же брат ее Давид и сестра ее Евпраксия и бывшие с ними. Она же, лежа на одре своем, славя Бога, говорила: «Господи, воззри на рабу Твою Евфросинию и помилуй меня». И пришли бывшие на Иордане и принесли ей воды иорданской. Она же с радостью встала, взяла воду и пила, и облила той водой все тело свое, и снова возлегла на одр свой, и сказала: «Благословен Бог, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Вовеки молюсь Человеколюбивому Богу, ревнуя Петрову покаянию, который и после отречения от Христа не впал в отчаяние, но плакал горько. Господи, принявший того покаяние, приими и меня, недостойную рабу Твою Евфросинию. Молюсь я, чтобы враг мой диавол ничего не сказал против меня на Страшном Суде Твоем, Господи; он – злой раб, наступила я ногами своими на его змеиную голову и боролась я против дерзости его окаянной, надеясь на Твое Человеколюбие, Господи». И услышал Бог молитву ее, и послал к ней Ангела Своего со словами: «Блаженна ты в женах, благословен труд твой. Вот уже отверcты тебе двери райские, и все Ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою. А тот дар, что ты просишь у Бога, дастся тебе». И так сказав, Ангел отошел от нее.

Блаженная же Евфросиния возрадовалась душою и вскоре послала в Лавру святого Саввы, говоря: «Вот уже приспело время, когда Бог упокоит меня, и примите меня, дабы легла я в церкви святого Саввы». Отвечали же находящиеся там иноки: «Имеем мы запрещение от святого Саввы: не принимать никакой жены. Но вот есть общий[30] Феодосиев монастырь Пресвятой Богородицы, в нем покоятся святые жены: мать святого Саввы, и мать святого Феодосия, и мать святых бессребренников Космы и Дамиана, по имени Феодотия, и другие многие святые – тут подобает тебе лечь». Пришел посланный Евфросинии и возвестил ей об этом. Она же, прославив за все Бога, послала купить гроб в камаре[31] храма Пресвятой Богородицы. Пролежала она в болезни своей двадцать четыре дня и, почувствовав близость кончины, сказала: «Позовите ко мне пресвитера[32] – да даст мне Причащение Святых Таин, ибо уже Зовущий меня предо мною стоит, ожидая повеления Владыки». И пришел пресвитер, принесший Причастие. Она же, встав, поклонилась трижды и, приняв Пречистое Тело и Честную Кровь Христову, возлегла на одр свой и предала душу свою в руки Бога Живаго, месяца мая в 23-й день. И так блаженная Евфросиния вошла в покой небесный. Давид же и Евпраксия с другими сопровождавшими их людьми похоронили тело ее с честию.

Каким же языком, братия, надлежит мне почтить светозарную память преблаженной невесты Христовой Евфросинии? Была она помощницей обиженным, скорбящим – утешением, нагим – одеянием, больным – посещением, а просто сказать, – для всех была всем. Евфросиния сердце свое напоила Божией Премудростью. Евфросиния – неувядающий цвет райского сада; Евфросиния – небопарный орел, воспаривший от запада до востока; словно солнечный луч, просветила она землю Полотскую. Славится Солунь святым Димитрием, Вышгород – мучениками Борисом и Глебом. Я же хвалу воспеваю: блажен и ты, град Полотск, взрастивший таковую отрасль – преподобную Евфросинию. Блаженны люди, живущие в городе том, блаженны родители твои, блаженна утроба, из которой вышла преподобная госпожа Евфросиния, блаженно рождение ее, блаженно воспитание ее, блажен и возраст ее, Евфросинии достохвальной. Блажен труд твой и подвиги во славу Божию, блажен и монастырь твой, блаженны и живущие в монастырях Святаго Спаса и Святой Богородицы, блаженны и люди, послужившие тебе. Но, о преблаженная невеста Христа Бога нашего, молись Богу о стаде твоем, что совокупила во Христе, ибо Тому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Список литературы:

1. Памятники старинной русской литературы, изд. графом Г. Кушелевым-Безбородко. Вып.IV. – СПб, 1862.

2. Древнерусские княжеские жития / подгот. текстов, пер. и комм. В. В. Кускова. – М., 2001.

3. Жыціе Ефрасінні Полацкай // Хрэстаматыя па старажытнай Беларускай літаратуры. – Мн., 1959.

4. Мельнікаў, А. З неапублікаванай спадчыны: манаграфія,артыкулы, вершы… – Мн., 2005.

«Повесть жития и преставления святой и блаженной и преподобной Евфросинии…» публикуется в переложении с древнерусского языка по списку XVI века из сборника Троице-Сергиевой Лавры (Памятники старинной русской литературы, изд. графом Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. IV. – СПб., 1862). Текст «Жития преподобной Евфросинии» печатается с сохранением некоторых особенностей оригинала.

 


[1] Прем. 5:15.

[2] Снедей, кушаний.

[3] Пр. 10:3.

[4] Полоцкий князь Всеслав Брячиславич (1044–1101), младшим сыном которого был отец прп. Евфросинии – Святослав-Георгий.

[5] Точная дата рождения прп. Евфросинии Полоцкой не установлена. Большинство современных исследователей относят рождение преподобной к 1101–1108 гг.

[6] Вдова полоцкого князя Романа Всеславича, родного брата князя Георгия Всеславича, отца прп. Евфросинии. Существует мнение, что княгиня Романова была игуменией Полоцкого Софийского монастыря, расположенного неподалеку от Софийского собора (на Верхнем Замке).

[7] 1 Кор. 2:9.

[8] Здесь имеется ввиду первая часть обряда пострижения в схиму.

[9] Вероятно, здесь идет речь о преподобной Февронии (память – 25 июня) и о преподобной Евпраксии (память – 25 июля).

[10] Израненной.

[11] Епископ Илия, находился на Полоцкой кафедре с 1120 по 1130 гг.

[12] Келии, устроенной в стене храма.

[13] Владение, подворье.

[14] Пс. 107:2.

[15] Пс. 21:11.

[16] Полоцкий князь Борис Всеславич (†1125), родной брат Георгия Всеславича.

[17] Инокиню.

[18] Мр. 6:8.

[19] Спасский монастырь, получивший позднее название Спасо-Евфросиниевского, был основан около 1125 г.

[20] Дочь полоцкого князя Бориса Всеславича.

[21] Управитель, начальник, смотритель.

[22] Здесь имеется ввиду плинфа (тонкий, хорошо обожженный кирпич, использовавшийся при строительстве византийских и древнерусских храмов).

[23] Привратник.

[24] Мануил I Комнин, византийский император с 1143 по 1180 гг.

[25] Лука Хрисоверг, Константинопольский Патриарх с 1156 по 1169 гг.

[26] Здесь речь идет о святителе Полоцком Дионисии (†1183?).

[27] Речь идет о византийском императоре Мануиле I Комнине, совершавшем тогда военный поход против венгров.

[28] Здесь имеются ввиду врата Гроба Господня.

[29] Лк. 11:9.

[30] Общежительный.

[31] Нише.

[32] Священника.

 

 

«...Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Лк. 12, 35).

Приход во имя святителя Лаврентия, епископа Туровского, чудотворца.
Минской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. http://hramlavrenty.narod.ru/


2011
-
2012
год

223049 Республика Беларусь. Минский район, а/г Щомыслица, ул. Жуковского, 50. Храм свт. Лаврентия Туровского.
Настоятель храма протоиерей Александр Викторович Головин.

При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт Собор Белорусских святых обязательна >>>
 обновлено 23 июля 2011 года.
Сайт создан в системе uCoz