Житие святого праведного
Иоанна Кормянского
Святая Русь имеет много угодников
Божиих, прославленных на своей земле. Но снова и снова Господь прославляет
и пополняет небесный полк молитвенников за землю нашу.
Отец праведного Иоанна, иерей Иоанн Гашкевич, служил в местечке
Стрешин Рогачевского уезда в Свято-Покровской церкви. С радостью
семья иерея Иоанна готовилась к рождению ребенка. Каждую службу
будущая мать приобщалась Святых Христовых Тайн. Однажды в храме
молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он подошел к
ней, низко поклонился и произнес пророческие слова: "Хотел
бы я у него взять благословение, но не доживу". С этого времени
родители знали, что у них родится сын, и что будет он служителем
алтаря Господня.
В ночь 20 октября 1837 года [1]
в семье священника родился сын. В скором времени младенца окрестили
и дали имя Иоанн в честь апостола любви Иоанна Богослова.
Родительский дом находился рядом с храмом. Белокаменный пятиглавый
храм-красавец высился на правом берегу Днепра. Его окружало небольшое
селение, и он, как мачта корабля, стремился ввысь на днепровской
круче.
Крестообразный храм в барочном стиле воздвигли зодчие в 1811 году,
за 26 лет до рождения будущего праведника. Вокруг храма во дворе
посадили каштаны, которые и поныне стоят живыми стражами и свидетелями
детских лет праведника Божия протоиерея Иоанна.
С раннего детства отрок Иоанн помогал своему отцу по храму. В 4-летнем
возрасте он уже был свещеносцем со своим братом Николаем. [2]
После службы ему приходилось убирать алтарь, мыть полы и чистить
лампады - исполнять порученное отцом послушание.
Часто с отцом и братом отрок спускался в подземелье, где предавался
усердной молитве. Здесь и родилась у него мечта - побывать в Киево-Печерской
лавре, поклониться ее святыням. Днепровские кручи и вековые липы
с дубами на крутом берегу, где Днепр поворачивает на восток, являются
свидетелями тех лет, когда юноша со своими братьями- сверстниками
ловил рыбу и купался в днепровских водах. Не раз переплывал он Днепр,
чтобы издали, чрез воды седого Славутича, смотреть на храм Покрова
Богородицы, воздавая хвалу Богоматери.
Седые днепровские воды уносили его молитвы и мысли к Киевским холмам
Печерской лавры, где в будущем он и получит благословение на незримый
подвиг непрестанной молитвы и поста. В служении своего отца он видел
и свое призвание. Слезно молясь пред Иконой Богоматери, он предается
Ея честному покрову и водительству. По окончании церковноприходской
школы его отдают в духовное училище, которое мальчик оканчивает
успешно, после чего получает направление в семинарию.
В 1855 году, имея от роду 18 лет, он с успехом поступает в Могилевскую
Духовную семинарию. Четырехлетняя учеба в семинарии укрепляет его
веру в Промысл Божий. По окончании семинарии, в 1859 году, его направляют
законоучителем в Огородненскую церковноприходскую школу. Здесь он
знакомится с дочерью покойного иерея Филиппа девицей Марией. В 1862
году после праздника Крещения Господня они венчаются, и он подает
прошение на рукоположение.
Преосвященнейший Евсевий Орлинский, [3]
архиепископ Могилевский и Мстиславский, 24 февраля, в день памяти
преподобного Димитрия Прилуцкого, на Божественной Литургии рукополагает
Иоанна Иоанновича Гашкевича во иереи и направляет служить в церковь
Рождества Богородицы в деревню Шерстин Рогачевского уезда.
Со смирением и кротостью, повинуясь Промыслу Божиему, получает
он это назначение. Молодой, 25-летний иерей Иоанн со своей женой
Марией приезжает в Шерстин в канун Великого поста. Его первые службы
символически отражают всю его дальнейшую жизнь в покаянии и посте.
На берегу Сожа, как и на родине в Стрешине, возвышался треглавый
деревянный храм-красавец. Господь даровал молодому иерею зреть воды
Сожа, любоваться зелеными лугами и разливами вод, как в детстве
на Днепре. Храм, который окружали молодые липы, перешептываясь своей
листвой, словно свеча, стремился ввысь. Он находился на правом берегу
Сожа, в начале деревни. Храм, как воин-стражник, охранял духовную
жизнь тихого и мирного селения.
Здесь, на берегу Сожа, в ложбинке, окруженной липами, находится
источник святой великомученицы Параскевы. На этом месте, на древе
у источника, люди обнаружили образ великомученицы. С торжественным
пением его перенесли в храм. Но дивны дела Твои, Господи! Утром
образ снова нашли на том же месте, у источника. И вновь со слезами
и молитвой его перенесли в храм. Но Господь в третий раз по Своему
незримому повелению поставляет образ великомученицы на прежнее место.
И тогда здесь устроили над источником часовню, а дивный образ Параскевы-Пятницы
поставили в ней. По сей день на том месте стоит образ великомученицы,
а из родника идет холодная кристально чистая целительная вода. [4]
Так, в молитвах и трудах, проходили начальные годы служения иерея
Иоанна Гашкевича.
В деревне Шерстин за 14 лет у иерея Иоанна родилось четверо детей.
Трое сыновей - Михаил, Игнатий, Симеон - и дочь Татиана. [5]
22 сентября 1876 года, в день памяти святых праведных Иоакима и
Анны, Священный Синод награждает отца Иоанна набедренником. По случаю
освобождения священнического места в деревне Огородня Гомельского
уезда отец Иоанн подает прошение на имя преосвященнейшего Евсевия
о переводе его в храм святителя Николая деревни Огородня. Преосвященнейший
Евсевий удовлетворяет его прошение, и отец Иоанн со своей семьей
перемещается на служение в Николаевскую церковь. На новом месте
служения Господь в полной мере раскрывает его духовные способности.
Храм, посвященный Перенесению мощей Святителя Николая, становится
для него местом усиленного молитвенного подвига.
В 1889 году, ко дню святой Пасхи, Преосвященнейший Сергий Спасский,
епископ Могилевский, по благословению Святейшего Синода награждает
отца Иоанна скуфьей.
На новом приходе батюшка приложил много трудов по благоустройству
храма и принадлежащих ему построек. А еще больше он стал предаваться
умственной Иисусовой молитве. Недвижимой собственности батюшка никогда
не имел до конца своих дней, а проживал в церковном домике рядом
с церковью. По описанию "страховых оценок", дом был ветхий,
крытый соломой, построен в 1837 году.
С 12 апреля 1893 г., подряд три года, отец Иоанн назначается на
должность духовного следователя в благочинии. На этой должности
он проявил себя любвеобильным пастырем и заботливым отцом, служа
людям пред Господом верой и правдой. В этом же году его избирают
в благочиннический совет, где он несет послушание в течение 12 лет.
За это послушание Святейший Синод через преосвященнейшего Стефана
Архангельского, епископа Могилевского, награждает батюшку в 1906
году орденом Святой Анны III степени. Жена Мария в Огородне рождает
еще троих детей: дочь Анну, сыновей Платона и Иоанна. 27 марта 1896
года, в день памяти Матроны Солунской, преосвященнейшим Евгением
Шерешило, епископом Могилевским, отец Иоанн награждается камилавкой,
а к Пасхе Господней 24 апреля - золотым наперсным крестом. Когда
отцу Иоанну исполнилось 70 лет и прошло 45 лет его священнослужения,
гомельский епископ Митрофан Краснопольский возвел его в сан протоиерея.
Через 5 лет, к пятидесятилетнему юбилею священнослужения, отца Иоанна
награждают орденом святого равноапостольного князя Владимира IV
степени. В 75-летнем возрасте отец Иоанн уходит за штат, уступая
место священнослужения своему младшему сыну Иоанну.
Младший сын Иоанн окончил Могилевскую семинарию в 1909 году по
I разряду. С этого времени 3 года (до 1912 г.) он проходил послушание
законоучителя Огородненской церковноприходской школы. Женат был
на девице Евдокии, дочери священника Фоки Сивакова.
По рождении младшего сына Иоанна батюшка исполнил свою заветную
мечту детства - побывал в Киево-Печерской лавре, где получил от
старцев благословение вести монашеский образ жизни. Батюшка до смерти
не вкушал мясной пищи и предавался строгому посту в среду и пятницу,
вкушая лишь после вечернего Богослужения просфору и немного воды.
Проповедуя слово Божие, он призывал всех к покаянию, ибо, говорил
он, грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Эти
слова его пророчества сбылись вскоре после его кончины. Батюшка
поучал всех любить друг друга, быть покорными властям, поставленным
от Бога. Однажды он сказал, что за кровь помазанника Божиего прольет
Россия много крови, и это предсказание его сбылось. Любовь к ближнему,
которую проповедовал отец Иоанн, он подтверждал делами, часто повторяя
слова апостола Иакова: "Вера без дел мертва" (Иак 2:20).
Свой ум он занимал всегда Иисусовой молитвой, научая этому своих
сыновей и духовных чад. К нему на Богослужение стали приходить люди
из ближних деревень, чтобы насладиться в храме той явной благодатью,
которая там присутствовала вместе с добрым пастырем.
Слушая его проповеди, люди приходили в умиление. Отец Иоанн ревностно
призывал к покаянию. Он говорил, что скоро изольет на нас Господь
чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяне. Многим батюшка
в своей жизни помогал и делами, и словами. Сегодня мало осталось
тех, кто помнит батюшку живым, но они верно хранят в своих сердцах
слова, сказанные отцом Иоанном.
[1] Даты указаны по новому стилю.
[2] Впоследствии Николай окончил
Могилевскую семинарию и служил священником в Ветковской церкви.
[3] На кафедре с 1860 по 1882
г.г.
[4] Образ двусторонний: Параскевы-Пятницы
и Рождества Богородицы. Ныне находится в д. Шерстин у Чугаевой Агафии
Антоновны, 1914 года рождения. По-видимому, это образ храмовый.
Раньше его переносили из дома в дом. Последние 15 лет находится
в доме Чугаевой.
[5] 3 декабря 1864 г. - Михаил,
полковой священник; 7 июля 1867 г. - Игнатий, псаломщик в местечке
Петровцы Климовичского уезда. 16 января 1872 г. - Татиана, учительница
Хорошевской церковноприходской школы. 16 февраля 1876 г. - Симеон,
священник, обучался в Могилевской Духовной семинарии.
Сайт Свято-Иоанно-Кормянскиого монастыря
http://korma.hram.by
|