Святитель Гавриил (Городков)
Святитель Гавриил родился 17
апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии
в семье пономаря Ивана Яковлевича Городкова и жены его Евдокии Филипповны.
Семья была бедной, многочисленной. У родителей, известных кротостью
и богобоязненностью, было пять сыновей и пять дочерей. Георгий был
вторым сыном. С детства часто недомогал, особенно страдал от грудных
болей, но никто никогда не видел его унывающим. "Родитель мой,-пишет
в своей автобиографии архиепископ Гавриил, - не учился в школах
семинарских, но учился школе Христовой - благоверию и благочестию,
за которое от Преосвященного Симона, архиепископа Рязанского, был
рукоположен во священника того же села Городковичи, к церкви Успения
Пресвятой Богородицы". Кротким родителям Святителя пришлось
испытать много жестоких гонений со стороны лишенного сана священника
Григория Иванова. "Жизнь их,-пишет сам Владыка в своих записках,-в
трехлетнее время разбойничества сына этого бывшего священника Марка
(в просторечии Марука) с 1795 г. была самая горестная и страха исполненная".
В такой тяжелой обстановке вечной нужды и постоянного страха протекали
детские и юношеские годы святителя Гавриила.
В 1808 году Георгий Городковский (по названию села, откуда он был
родом) окончил Рязанскую Семинарию. При окончании курса семинарии
Георгий получил священническое место при Касимовском соборе, познакомился
с тамошним протоиереем Поликарповым и собирался жениться на его
дочери. Но одно - человеческие желания, другое - Промысел Божий.
Ему суждено было как лучшему воспитаннику, по благословению преосвященного
Амвросия (Яковлева-Орлина), отправиться в С.-Петербургскую Духовную
Академию. С ним были посланы еще четыре ученика. Перед отъездом
они составили в Семинарское правление следующее прошение: "Несколько
раз Его Высокопреосвященство приказывал словесно, чтобы ученики,
вступающие в семинарию, переменяли окончание прозвания -ский на
-в или -н; а как мы назначены в С.-Петербургский Духовный Институт
и должны вступить в оной так, как в новую семинарию, то, приспособляясь
к приказанию, желаем переменить свои прозвания". Благословение
на это было получено. Георгий Полотебенский стал Полотебновым, а
будущий Святитель полностью изменил свою фамилию и поступил в Академию
как Победоносцев (к концу академической учебы его фамилия приобрела
привычный для нас вид - Городков). Божиим Промыслом ему суждено
было обучаться при Ректоре Академии архимандрите Филарете (Дроздове)
и Инспекторе - архимандрите Филарете (Амфитеатрове). Общность духовных
идеалов всех трех Святителей связала их крепкой и нежной дружбой.
До конца своей жизни обменивались между собой теплыми письмами.
Митрополит Филарет (Дроздов) написал Рязанскому архипастырю 78 писем,
а преосвященный Филарет (Амфитеатров) - 13. Причем Московский митрополит
называл Рязанского владыку не иначе как "Любезнейший брат".
Через шесть лет состоялся первый академический выпуск. Георгий
по результатам обучения 13 августа 1814 года получил степень магистра
богословия и 24 августа был назначен профессором в Рязанскую Духовную
Семинарию.
Пока Георгий учился в Академии, его невеста по воле отца вышла
замуж за другого. С этого времени Георгий почувствовал в себе иное
расположение, вполне гармонировавшее с аскетически-благочестивым
настроением его души. Смиренный и религиозно настроенный, с детства
стремящийся к чистоте сердца и помыслов, он жил совершенным отшельником
и, не будучи монахом, проводил строгое монашеское житие. В 1815
году молодой профессор богословия сподобился чина ангельского.
Сохранились интересные документы того времени, рассказывающие об
этом событии в жизни Святителя.
"Святейшаго Правительствующаго Синода и Комиссии Духовных
Училищ Члену Высокопреосвященнейшему Феофилакту, Архиепископу Рязанскому
и Зарайскому и разных орденов Кавалеру Рязанской Семинарии Профессора Богословия Георгия Городкова
Покорнейшее прошение.
По довольном исследовании и испытании сил моих Богу угодно было
обратить мысли мои и желания к избранию жизни уединенной. Впрочем,
посвящая себя на служение Богу, я не отрекаюсь вкупе от служения
ближним. Я желаю и по принятии иноческого сана проходить в семинарии
профессорскую должность, на меня возложенную, ибо избираемое мною
состояние почитаю удобнейшим к прохождению оной.
Того ради Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу обратить на
сие мое прошение Архипастырское внимание Ваше и о действительном
меня пострижении в монашеский сан учинить милостивейшее рассмотрение".
Это прошение было написано 1 июня 1815 года. 8 июня 1815 года из
Рязани было отправлено в С.-Петербург
"Доношение Святейшему правительствующему Синоду от Синодального
Члена Феофилакта, архиепископа Рязанского и Зарайского и Кавалера.
... Отдавая справедливость отличному служению Архимандрита Мельхиседека*
во всех должностях, проходимых им в Рязанской Епархии и особенному
старанию его, чрез которое Троицкий монастырь до поручения ему в
управление во многом имевший недостаток, имеет по части церковного
украшения, ризницы, устроении для братии каменного корпуса и прочих
надворных строений приведен в довольно хорошее положение, Святейший
Правительствующий Синод покорнейше прошу по предъявленному от него
Архимандрита Мельхиседека желанию о увольнении его из Рязанской
Епархии и поручении ему во управление общежительного монастыря учинить
свое благорассмотрение, а затем при данной ведомости Профессора
Богословия Магистра Городкова в моей рекомендации о пострижении
его по желанию в монашество и удостоении производством во Архимандрита
в Троицкий монастырь"
Постриг в Рязанском Спасском монастыре по благословению владыки
Феофилакта (Русанова) 10 октября 1815 года в Рязанском Спасском
монастыре совершил архимандрит Иероним (Алякринский), настоятель
монастыря, Ректор Рязанской семинарии, знаменитый рязанский историк,
собиратель летописей и автор "Рязанских достопамятностей".
Георгий Городков пророчески был наречен Гавриилом в честь Архангела-Благовестника.
16 октября того же года будущий Святитель был хиротонисан преосвященным
Феофилактом (Русановым) во иеродиакона, а 22 октября - во иеромонаха.
На 31 году жизни святитель Гавриил был возведен в сан архимандрита
Рязанского Свято-Троицкого монастыря.
17 мая 1817 года последовало назначение на должность инспектора
Рязанской духовной семинарии. Обязанности префекта для молодого
богослова не были в новинку. До этого уже дважды он замещал болевшего
инспектора Ф. И. Серезевского.
Недолго Святитель окормлял благословенную Свято-Троицкую обитель.
Господь предуготовал ему широкое поле пастырской, педагогической
и научной деятельности. 30 июня 1817 года архимандрит Гавриил получил
назначение в Орловскую епархию - на должность ректора Орловской
семинарии с управлением Орловским Успенским монастырем. Жизненный
пример Святителя помог многим воспитанникам избрать свой путь. Многие
из них приняли монашество и впоследствии стали Ректорами Академий
и архиереями. "Из них первое место занимал студент Иван Алексеевич
Борисов, знаменитый по уму, обширной учености и дару слова Иннокентий,
архиепископ Херсонский и Таврический, член Святейшего Синода".
19 августа 1818 года архимандрит Гавриил переехал в Нижний Новгород.
В течение десяти лет, до 1828 года, он занимал должность Ректора
Нижегородской Семинарии, при этом первоначально ему была дана в
управление Макарьевская Желтоводская обитель. 21 августа 1821 года
он получил в управление первоклассный Нижегородский Печерский монастырь.
Одновременно с возведением его в должность настоятеля этого монастыря
Святейший Синод "по вниманию к отличному служению и отличным
трудам" исходатайствовал ему "всемилостивейшее награждение"
орденом св. Анны II степени.
Преемник владыки Моисея (Близнецова-Платонова), преосвященный Мефодий
(Орлов-Соколов), видя благочестие ректора семинарии, поручил ему
представлять Нижегородское духовенство на короновании императора
Николая I. Серебряная медаль, присланная архимандриту Гавриилу митрополитом
Филаретом (Дроздовым) 10 октября 1826 года, стала памятным знаком
этого события.
28 января 1828 года святитель Гавриил "в воздаяние отлично
ревностного служения" был награжден орденом св. равноапостольного
князя Владимира III степени.
20 мая 1828 года в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе архимандрит
Гавриил был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Хиротонию
совершали преосвященный Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский,
Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, в сослужении Григория
(Постникова), архиепископа Рязанского и Зарайского, Владимира (Ужинского),
епископа Курского и Белгородского, Никанора (Клементьевского), епископа
Ревельского, греческого митрополита Макария (Суццо), протопресвитера
Павла Криницкого. По рукоположении святитель Гавриил был "Высочайше
пожалован полным архиерейским облачением".
Божие благоволение и заступничество Божией Матери особо проявилось
в жизни Святого именно в Калуге. В один из Великих постов он страдал
изнурительной лихорадкой, и, по его словам, врачи были не в силах
помочь ему. Во сне он увидел старца, который приказал ему отслужить
молебен с акафистом пред иконой Владычицы "Милостивой".
Проснувшись, он тотчас позвал иеромонаха, который и отслужил его.
Это было во Вторник перед вечерней. После молебна Владыка был в
состоянии встать и пройти по комнате. Ночью спокойно спал. На другой
день, в Среду, дома прослушал все богослужения этого дня. А в Великий
Четверг сам возглавил службу в соборе и к великой радости паствы
совершил обряд умовения ног. Это исцеление Святитель всегда считал
чудесным и относил к иконе Божией Матери "Милостивая",
которой благословил его Рязанский преосвященный Феофилакт при постриге
в иночество. В келье его перед этим образом всегда теплилась лампада.
На Калужской кафедре отношения новопоставленного архипастыря с
клириками не сложились. Особенно они осложнились в 1830-31 гг.,
когда был проведен по всем епархиям последний в истории "разбор"
духовенства, когда "разбираемые избыточные дети духовного сословия"
отдавались в солдаты. Будучи членом комиссии, епископ Гавриил не
только не смягчил жестоких действий представителей секулярной власти,
но и всячески содействовал ей - паче всякой необходимости, чем и
вызвал повсеместное недовольство клира. По поводу этого "разбора"
среди калужского духовенства до 60-х годов XIX века существовала
жалостливая песня, оплакивавшая печальную участь тех, кто попал
под "нелегкую архипастырскую руку".
Император Николай I "за ревностное служение по управлению
епархией" 1 января 1832 года повелел наградить его орденом
св. Анны I степени.
Зная о высокой духовной жизни Калужского архипастыря, Святейший
Синод решил, что только такой архипастырь, "отличающийся просвещенностью,
деятельностью и кротостью", мог бы справиться с великой задачей
- возвращением униатов в лоно Православия в Могилевской епархии.
Высокое доверие к нравственным качествам преосвященного Гавриила
оправдалось всеми делами его во славу Божию: не прошло и двух лет,
как к Православию присоединилась 3241 заблудшая душа. По этому поводу
Император Николай I на докладе Преосвященного Гавриила собственноручно
написал: "Слава Богу!" Всего же за пять лет управления
Могилевской епархией Святителем Гавриилом было спасено и возвращено
в лоно Истинной Церкви 59 тысяч 785 человек, не просвещенных Светом
Евангельским!
Император Николай I, получив доклад Св. Синода и синодальное деяние
с прошениями греко-униатских епископов Иосифа Литовского, Василия
Оршинского и Антония Брестского вместе с соборным актом о присоединении
их с паствами к Православной Церкви, написал на докладе: "Благодарю
Бога, и принимаю!" Чин присоединения к православию в Витебском
соборе 10 мая 1839 года совершил давний друг и наставник преосвященного
Гавриила - митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров).
В память этого знаменательного для Православной Церкви события
по воле Государя Николая I была выбита большая серебряная медаль
с изображением на лицевой стороне образа Спаса Нерукотворного; вверху
него и по сторонам надпись: "Такова имамы первосвященника!"
(Евр. 8, 1), внизу: "отторгнутые насилием (1696) возсоединены
любовию (1839)"; на оборотной стороне, в середине крест с сиянием,
по сторонам его надпись: "торжество православия"; внизу:
"25 марта 1839". Медаль эта была разослана во все епархии
правящим архиереям для хранения ее при кафедрах "будущим родам,
во свидетельство торжества истины православия". В Рязанской
епархии, по распоряжению святителя Гавриила, ее вделали в большой
ковчег кафедрального собора.
Император Николай I в ознаменование "монаршего своего благоволения
к ревностным трудам и попечительности преосвященного Гавриила об
утверждении и распространении в управляемой им епархии истинного
благочестия" 4 апреля 1836 года наградил его знаками ордена
св. Анны I степени, украшенные императорской короной.
Жители Могилева (а впоследствии и Рязани) называли преосв. Гавриила
"олицетворенной кротостью", за что уважали его даже католики.
В обращении с людьми, и особенно инославного исповедания, он избегал
укорения. Ибо, как говорил сам преосвященный: "Укорять, значит
раздражать, а раздражать - значит уменьшать способность к принятию
истины".
Сама внешность архиеп. Гавриила - "благообразное лицо с большими
голубыми глазами, худощавость, тихая походка" - располагали
в его пользу всякого.
Служил архиеп. Гавриил всегда благоговейно.
После пятилетнего служения в Могилеве Святейший Синод предполагал
назначить святителя Гавриила экзархом Грузии, но принимая во внимание
слабость здоровья, ему поручили управление Рязанской кафедрой.
21 июля 1837 года преосвященный Гавриил вновь ступил на Рязанскую
землю. Особое его внимание привлек самый величественный храм города
- Успенский Кафедральный собор, к тому времени совершенно обветшавший.
Еще более печальный вид представляла собой недостроенная колокольня
перед ним. Осиротело выглядели на фоне высокого рязанского неба
два ее яруса. Владыка обратился к пастве с просьбой о пожертвованиях
на необходимые работы, и святительский призыв нашел отклик в сердцах
рязанцев; уже через три года (1 октября 1840 г.) им была торжественно
освящена колокольня, а в 1857 году, на престольный праздник Успения
Пресвятыя Богородицы, преосвященный Гавриил совершил первую службу
в благолепном Соборе.
По прибытии из Могилева на Рязанскую кафедру, Святитель с прискорбием
узнал о жалком положении Успенской церкви на своей родине - в с.
Городковичи и по любви к памяти своих родителей немедленно решился
устроить новую. Для приведения в исполнение начатого им предприятия
он предполагал выделять часть своего пансиона и употребить все свое
имущество, даже до последней рясы. Святитель построил новую деревянную
церковь, снабдил ее ризницей, сосудами, крестами и колоколом почти
в 60 пудов. По его завещанию в храм перешли две древние, греческого
письма, в серебряных позолоченных ризах иконы: Казанский образ Божией
Матери и икона Владычицы Милостивой. Обе эти иконы при жизни Владыки
всегда были с ним и составляли домашнюю святыню. Пред ними изливал
он свою душу и возносил к Богу святительские молитвы о многочисленных
пасомых.
Любовь попечительного архипастыря к пасомым воссияла во время страшного
голода, постигшего Рязанскую губернию в 1840 году. Рязанские крестьяне
ели хлеб пополам с мякиной или древесной корой. При Архиерейском
доме раздавалась милостыня печеным хлебом и деньгами. Начало благому
делу положил сам Святитель. Но, судя по скудости бывших у него средств,
надо полагать, что в этом участвовали люди, "желавшие благодетельствовать
руками Преосвященного", чтобы "не ведала шуйца, что творит
десница". И мзда их, как и верного раздаятеля, написана на
небеси (Лк. 6, 23). Святитель бесстрашно явился к губернатору В.М.
Прокоповичу-Антонскому и показал ему кусок черного, как торф, "голодного
хлеба" и тем самым открыл ему глаза на страшное бедствие и
побудил его ходатайствовать у правительства денежной помощи для
голодающих бедняков. Кроме этого, он попросил помощи у рязанца Н.Г.
Рюмина. Вследствие этого на реке Оке близ Рязани вскоре появилась
барка, груженная хлебом. Голод отступил.
Радение Владыки стало известно императору Николаю I. В высочайшем
рескрипте он писал: "С особенным благоволением видя Ваше ревностное
служение Церкви, деятельную заботливость о благе вверенного Вам
словесного стада Христова и благоразумные, попечительные распоряжения
при затруднительных обстоятельствах прошлогоднего неурожая в местах
управляемой Вами епархии, Мы нашли справедливым явить Вам знак Монаршей
за сие признательности сопричислением Вас к ордену Св. Равноапостольного
Князя Владимира второй степени, коего знаки носить по установлению".
В апреле следующего года преосвященный Гавриил был назначен членом
Святейшего Синода, Обер-прокурором которого был в то время граф
Протасов, известный резкостью и своенравием. Рязанский владыка не
раз осмеливался "выражать неудовольствие и несогласие на некоторые
распоряжения и действия" Протасова. В конце концов он был отставлен
Обер-прокурором.
1848 год принес новые испытания: два с половиной месяца в губернии
свирепствовала холера. Сердобольный Архипастырь для умилостивления
Господа призвал всех к общественной молитве. Во всех храмах Рязани
в указанный им день служили всенощное бдение Всемилостивому Спасу,
пели покаянный канон с акафистом. Наутро, по совершении Литургии,
из Кафедрального собора начался крестный ход вокруг города, с хоругвями
и особо чтимыми иконами от всех церквей; литии совершались на повороте
каждой улицы. Несмотря на удушливую жару и страшную пыль, святой
Гавриил, изможденный постом и бдением, поддерживаемый поочередно
иподиаконами и диаконами, сам возглавлял это шествие, продолжавшееся
более четырех часов. Для поддержания покаянного и молитвенного настроения
в народе Святитель повелел из каждой приходской церкви совершать
крестные ходы с местными иконами в Кафедральный собор для встречи
чудотворной иконы Богоматери Феодотьевской. Поочередно всенощное
бдение с акафистом Богородице было отслужено в каждом храме города.
За особую ревность, заботу о пастве и бесстрашие во время эпидемии
он был "сопричислен" к одной из высочайших наград Империи
- ордену святого благоверного князя Александра Невского.
Последствия холеры были ужасны. Она унесла 155 человек только священнослужителей
епархии. Бесприютность оставшихся после их смерти сирот поразила
чадолюбивое сердце Святителя, и он незамедлительно приступил к устройству
училища для девочек-сирот, выбрав для него место недалеко от Владычного
двора в Архиерейской Слободке. Училище было открыто в 1853 году.
Владыка лично занимался организацией всех дел училища. Первоначально
он пожертвовал 1000 рублей, а затем создал неприкосновенный училищный
фонд, положив начало ему своим вкладом в 100 рублей "на вечное
время для содержания на проценты одной воспитанницы под именем его
пансионерки".
Св. Гавриил всегда интересовался наукой. Его ученик Иннокентий
(Борисов) снабжал архиеп. Гавриила всеми новинками богословской
литературы.
Архиепископ Гавриил был также замечательным "археологом"
и большим любителем рязанской старины. Именно он обнаружил среди
документов Духовной консистории в 1837 году древние записи, свидетельствующие
об основании города Переяславля Рязанского (современной Рязани в
1095 году (в лето 6603).
Не чужд он был и поэзии. Им переложено ряд псалмов и составлены
духовные канты.
Святитель Гавриил трепетно относился к памяти святых Рязанской
земли. В 1836 г. рязанским краеведом Дмитрием Тихомировым возле
села Старая Рязань был открыт фундамент одного из каменных храмов
древней столицы Рязанского княжества. В результате раскопок были
обнаружены восемь каменных гробниц с останками рязанских князей
и княгинь, убиенных в декабре 1237 г. нечестивыми во время нашествия
хана Батыя. Святитель Гавриил, подвигнутый ревностью почтить место
погребения мучеников, решил построить на Старой Рязани часовню.
Впоследствии решено было с этой целью выстроить большой соборный
храм во имя святых мучеников Бориса и Глеба.
К середине XIX столетия в России созрела необходимость написания
трудов по Истории Русской Церкви, которые могли бы служить пособиями
при изучении ее в духовных учебных заведениях. С этой целью Святейший
Синод издал указ о составлении церковно-исторического и статистического
описания епархий. Владыкой Гавриилом незамедлительно был открыт
Церковно-Исторический Комитет, в состав которого он включил Кафедрального
протоиерея Н. Ильдомского, преподавателей семинарии - Петра Ситковского
и Ивана Сладкопевцева. Комитет успешно работал. Плодом этой работы
стала масса подготовительных материалов о Рязанской епархии, по
истории края; у жителей губернии оживился интерес к изучению церковной
старины.
Главным вдохновителем деятельности Комитета был сам Преосвященный.
Из надписей на собранных архивных документах, из примечаний к ним,
из "переводов" древних грамот, из сохранившихся заметок,
сделанных его рукою, видно, что он был душою дела и нес на своих
плечах громадный и кропотливый труд. Впоследствии обширная библиотека
старинных рукописей, собранная святителем Гавриилом и переданная
им Ольгову монастырю, попала в Епархиальное Древлехранилище.
К современным вопросам Церкви преосвященный подходил путем историческим,
"с осторожностью и осведомленностью ученого". С особенной
лаской относился преосв. Гавриил к детям. Во времена суровой педагогики
он провозглашал, что "дети любят ласковое с ними обхождение,
ласковость смягчает сердца и загрубелые".
Бывали случаи, когда преосв. Гавриил допускал мнительность и излишнюю
привязанность к родным.
При всяком переводе его "смущало неустройство места",
казалась "искушением" разлука с родными; ему казалось,
что его переводят в наказание... И такому уравновешенному человеку,
как митрополит Московский Филарет, стоило немалого труда успокаивать
мятущийся дух Гавриила, ставя ему на вид убедительные истины, вроде
того, что "близость родных более стесняет, нежели облегчает
архиерея, или, что архиерею брать к себе брата - значит брать искушение".
В 1856 году святитель Гавриил был вызван в Москву для участия в
миропомазании на царство Императора Александра II, который за "долговременное
и усердное пастырское служение Преосвященного Гавриила в преемственно
вверяемых паствах" наградил его алмазными знаками ордена святого
благоверного князя Александра Невского.
Уход на покой архиеп. Гавриила был вызван нелепым случаем, имевшим
место во время посещения преосвященным Казанского девичьего монастыря.
22 октября 1857 года в игуменских покоях Рязанского Явленского
девичьего монастыря во время трапезы у игуменьи монастыря в горницу
вошел неизвестный человек. Он направился в сторону владыки, как
бы за благословением. Преосвященный сам встал навстречу ему. Как
только владыка хотел благословить незнакомца, тот сильно ударил
святителя по голове, так что последний упал на пол. Этим "незнакомцем"
был умалишенный иеродиакон Невской лавры Варлаам. Святой Гавриил,
получив неожиданный удар, "тихо и кротко сказал ему: "Что
ты, Бог с тобою".
Этот случай оставил у преосв. Гавриила тяжелое впечатление. Московский
митр. Филарет, выражая преосвященному свое сочувствие написал: "По
рассуждению древнего философа, ударом от осла не должно тревожиться".
Однако тяжелое чувство не покидало архиеп. Гавриила. Лично простив
обидчика, преосвященный Гавриил был вынужден участвовать в следствии
по этому делу. Приходилось давать показания, накладывать резолюции
на рапорты Консистории и Святейшего Синода. Душа святителя скорбела
от того, что этот иеродиакон будет подвержен наказанию.
Он ушел на покой и поселился в древнем Ольговом монастыре, в 12
верстах от Рязани, где проводил время в молитве и делах благотворения.
Во время пребывания святителя Гавриила в обители были выстроены
настоятельские деревянные келии, каменная ограда вокруг монастыря,
к алтарю Троицкой церкви пристроили каменную же ризницу; а на средства
Преосвященного - деревянный дом с садом для его пребывания на покое.
Вскоре он избрал место погребения, повелев рабочим вырыть могилу
и выложить кирпичом своды склепа возле правого клироса южного придела
Троицкого храма. Во время работ Владыка пришел осмотреть место своего
упокоения и долго стоял над ним в задумчивости. Затем сказал работникам:
"Вы видели, православные, какую честь отдают Архиерею в храме
Божием? - и, указав на могилу, продолжил, - Вот чем оканчивается
всякая почесть земная! Помните, любезные мои, что за гробом, там,
- указывая на небо, - встречены будут с почестию одни только добрые
дела наши, и уже никогда не будут зарыты в землю!"
С начала 1862 года 77-летний Владыка до того изнемог, что не мог
уже подняться с постели. Чувствуя приближение кончины, в Неделю
Ваий он исповедался, соборовался и причастился Святых Христовых
Таин. В Великий Четверток еще раз причастился. С этого времени келейники
непрерывно читали возле него то акафист Сладчайшему Иисусу, то канон
на исход души, то поклонение Страстям Господним. В ночь на Великую
Субботу он уже почти не мог говорить, дыхание было совершенно неприметное.
Наконец после благовеста к заутрени, Преосвященный, мановением руки
призывая к себе келейника, несколько раз шепотом спрашивал, скоро
ли начнут петь Погребение Спасителю, несомненно получив извещение
от Господа о часе своей кончины.
При пении первой статьи второго стиха чина Погребения: "Животе,
како умираеши?" - Святитель тихо отошел в обители вечные. Это
было 7 апреля, накануне Светлого Христова Воскресения.
По распоряжению его преемника, архиепископа Смарагда, погребение
было совершено в пяток Светлой седмицы. Перед пением последнего
целования владыка Смарагд произнес надгробное слово. Сказав кратко
о пастырских подвигах и подвижнической жизни покойного, он воскликнул:
"Каков был в жизни, таков и в смерти: самый гроб его благоухает
святостию жизни!" Действительно, в течение 7 дней пребывания
тела Святого в душном помещении никто не приметил ни запаха тления,
ни какого-либо изменения в лице. При всеобщем умиленном пении стихир
Пасхи гроб опустили в могилу.
16 июля 1999 года в Успенском кафедральном соборе г. Рязани по
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II Высокопресвященнейшим Симоном, Архиепископом Рязанским и Касимовским
в сослужении Преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской
епархии, состоялось прославление Святителя Гавриила в лике местночтимых
святых.
В октябре 1999 года преосвященный Симон дал благословение на обретение
мощей. 22 октября после торжественно отслуженного молебна святителю
Гавриилу приступили к раскопкам. 26 октября, в день празднования
иконы Божией Матери "Иверской", Господь явил честные мощи
святителя Гавриила. С момента обретения мощи издают благоухание.
По благословению Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона,
мощи святителя Гавриила 31 декабря 1999 года были переданы в Рязанский
Свято-Троицкий мужской монастырь, где 3 января 2000 года состоялось
их прославление.
Труды
Слово в Комитете Библейского Общества. П., 1822.
Слово покаянное, говоренное в кафедральном Калужском соборе. М.,
1830.
Слово, говоренное в Могилевском кафедральном соборе епископом Гавриилом
4 окт. 1831 г. при вступлении в управление Могилевской епархией.
СПб., 1831.
Беседа на Рождество Христово. СПб., 1844.
Слова и речи. М., 1860.
Слова и речи на Господские и Богородичные праздники и на другие
случаи. М., 1860.
Собственноручные автобиографические записки преосв. Гавриила. //
Странник. 1864.
Послания и надписи. // Странник. 1864.
Шесть писем к обер-прокурору С.Д. Нечаеву. // Старина и новизна.
1905. кн. 9. с. 239.
Речь в Библейском обществе. Отчет общ. за 1821 г.
Переложение 29-го псалма (в рукописи).
Литература
Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М.,1896-1918.
- Т. "Гааг - Гербель". - С. 34
Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913. т. I.
с. 86, 106, 231-233.
Титов А.А. Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. М., 1910.
Леонид, иером. История церкви Калужской губернии и Калужской иерархии.
Калуга, 1876.
Родосский А. с. 93-95.
Никанор, архиеп. Биографические материалы. т. I. с. 293.
Булгаков. с. 1401, 1405, 1411.
Толстой Ю. № 261.
Строев. стб. 417, 495, 569, 612, 613, 911.
Юбилейный сборник. с. 38.
Письма к Гавриилу архиеп. Рязанскому и Зарайскому. М., 1869.
Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18-19 веков.
июль. с. 223-264.
Сборник имп. Рус. истор. общ. ч. I. с. 84-85.
Чтен. общ. истории и древн. Рос., отдел "смесь". 1863.
кн. I. с. 215; кн. III. с. 188-192;
-"- -"- 1868. кн. II. с. 114-207.
-"- -"- 1869. кн. I. с. 57-158; кн. III. с. 223-235.
-"- -"- 1870. кн. II. с. 211, 213-218; кн. III. с. 150-157.
-"- -"- 1873. кн. III. с. 165-168.
-"- -"- 1875. кн. III. с. 160, 169-179.
Обзор русской духовной литературы. ч. II. с. 297.
Нижегородские епархиальные ведомости. 1905. № 1.
Странник. 1862. № 2 (биография)
-"- 1863. № 2 и 3.
Приб. к "ЦВ". 1889. № 17. с. 457.
Православный собеседник. 1901. март. с. 320.
Исторический вестник. 1885. февр. с. 467.
-"- -"- 1889. авг. с. 446.
-"- -"- 1869. апр. с. 182.
-"- -"- 1905. апр. с. 101, п/с. 1.
Русская старина. 1881. авг. с. 578, 586.
-"- -"- 1885. окт. с. 159 п/с.
-"- -"- 1907. июль. с. 119.
Записки гр. М.Д. Бутурлина. // Русский архив. 1898. кн. 1. с. 13,
392-393; кн. 2. с. 563-564.
Русский архив. 1900. кн. 3. № 11. с. 426-428.
-"- -"- 1904. кн. 2. № 5. с. 49.
Н.Д. с. 36, 55, 69.
ЖПБ. т. IV. с. 126-160.
БЭЛ. т. IV. с. 13-15; т. VIII. с. 112.
БЭС. т. I. с. 602; т. II. с. 1164, 1582, 1974.
РБС. т. IV. с. 36.
Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих
за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков:
Загорск, 1961. Ч. 1.
Энциклопедия
"Древо"
|