Настоятельница Свято-Никольского
женского монастыря г.Могилева Евгения Волощук
|
В один из сентябрьских дней, промолвив: "Есть люди Божьи, которым Господь открывает Свою волю, но есть и люди сатаны, которые под видом благочестия вредят другим", владыка Гурий отправил послушницу Евгению к матушке Валентине. Поехала она в Коски в сопровождении иподиакона Алексея, часто посещавшего Боголюбивую старицу.
– Когда мы вошли в небольшую, убогую хижину, – рассказывала матушка Евгения, – ее хозйка встретила нас словами: "Пожалуйте, пожалуйте, слуги владыки, я вас давно жду".
Потом, обратившись к матушке Евгении, прозорливица сказала: "Спрашивай, что тебе надо знать?". Гостья попросила ее помолиться за владыку Гурия, так как жилось ему весьма нелегко. "Знаю, знаю, он скоро поедет во своя, ближе к родине, – сказала матушка Валентина. – Вот, я гостинец ему приготовила. Поди, Алексей, принеси, там стоит".
Алексей принес ящик с сухарями. Глядя на него, матушка Евгения подумала: "Такой большой ящик, да нести далеко, возьмем один сухарь, дадим его владыке и скажем, что матушка хотела целый ящик передать". Старица тут же попросила Алексея взять веревку и перевязать ящик, при этом заметив: "А то она возьмет один сухарь и передаст. А одного сухаря мало, владыка там весь ящик употребит". Сухари символизировали тяжелые испытания. Владыку Гурия через некоторое время перевели в Ленинград, а уникальный Свято-Казанский храм был взорван. На его месте разместилась площадь имени Мясникова.
Отец Феодор
|
На протяжении многих лет священник Федор Кривонос, клирик
Свято-Духова кафедрального собора, собирал воспоминания о блаженной
матушке Валентине, выезжал в день упокоения старицы с прихожанами
на кладбище, где матушка нашла свой последний приют. Узнав, что
"Житие блаженной Валентины" на сорока рукописных листах уже написано,
я встретилась с батюшкой.
– Отец Федор, в каком году появилась на свет матушка Валентина
и кем были ее родители?
– Девочке, получившей в святом крещении имя Валентина, Господь
даровал жизнь в 1888 году, 7 апреля по старому стилю. Родилась
она в семье священника Федора Чернявского, проживавшего в деревне
Коски и служившего в то время в Станьковской Свято-Никольской
церкви. Детство Валентины проходило в живописной сельской местности,
через которую сегодня протекает река Уса. Местные жители часто
посещали храмы, соблюдали посты. Окрестных богомольцев издавна
привлекала местночтимая икона святителя Николая Чудотворца, находящаяся
в Станьковской церкви.
– В свое время матушка Валентина встретила человека, за которого
вышла замуж, кем был ее муж?
– Незадолго до первой мировой войны матушка Валентина стала избранницей
Федора Васильевича Сулковского, также, как и она, происходившего
из духовного сословия. Он был в звании коллежского советника,
служил в Минском уездном правлении. Но после революции его арестовали
и отправили в заключение, где он и погиб. В тридцатые годы, заболев,
Валентина слегла в постель и с тех пор вставала очень редко. В
1937 году умерла ее мама – Софья Петровна Чернявская и были расстреляны
священнослужители Минска, с которыми она была хорошо знакома.
Пережив выпавшие испытания, окрепнув духовно, Валентина Федоровна
приняла на себя подвиг блаженного служения Господу.
– К какому времени относятся первые воспоминания о молитвенной
помощи матушки Валентины?
– К послевоенному. Схимонахиня Мелания (Дехтярь) вспоминает, что
она была у матушки Валентины в тот день, когда умер Сталин. Матушка
посмотрела на нее и произнесла: "Черная птица летела над Москвой
и упала". Вернувшись домой, схимонахиня узнала, что умер Сталин.
В то время не просто было сохранить веру в Бога, не потеряться
в омуте того дурмана, который все более отравлял общественную
жизнь. Свой молитвенный подвиг матушка совершала ради утверждения
в вере тех, кто являлся непосредственным свидетелем объявленной
государством войны с Церковью. В этом был ее духовный смысл служения
Господу.
– Матушка Валентина помогала всем просящим?
– Только тем людям, которые не просто искали чудес, а стремились
найти ответы на мучавшие их вопросы на путях воцерковления. Тем
же, кто к ней приходил без упования на помощь Божью и воспринимал
ее как чародейку-целительницу, она никогда ни в чем не помогала.
– Какой матушка Валентина запомнилась своим современникам,
людям, проживавшим по соседству?
– Как человек необыкновенной доброты и сострадания, постоянно
пребывавший в молитве. Редко когда о человеке, почившим 40 лет
назад, вспоминают с такой любовью и признательностью. Валерий
Николаевич Хоменко, от рождения проживающий в Косках, вспоминает:
"К матушке я ходил с мамой в детстве. Сильно испугался, она сразу
помогла. Очень много приходило к ней людей из соседних деревень.
В нескольких километрах от Косок проходит железная дорога, в детстве
мы часто вглядывались в нее. По полю к матушке шли с разных городов
и сел, даже из Калининграда были. Матушка не поднималась, но жизненная
доброта и свет исходили от нее всегда". Навещали матушку и те,
у кого с фронта не вернулись мужья, сыновья, родные. Посмотрев
на фотографию, матушка Валентина говорила, кто жив, а кто погиб.
– Наверно, при жизни матушки Валентины ее современникам трудно
было осознать Божественный дар прозорливицы?
– Веянием Духа Святага Господь касается души человеческой скрытым
образом для посторонних, неверующих глаз. И только тот, кто сам
непосредственно пережил опыт соприкоcновения с его промыслительным,
бесконечным, любвеобильным попечением о нас, кто сердцем, прежде
всего, ощутил его благодать и помощь, только тот способен осознать
всем своим существом, что Господь всегда близок к нам. Блаженная
Валентина помогала людям яснее понять это.
– Есть ли свидетельства молитвенного предстательства матушки Валентины
перед Богом за тех, кто к ней взывает, после ее упокоения в Обителях
Небесных?
– Безусловно. Зинаида Николаевна Волосатикова рассказывает, что
за полгода до пенсии лишилась работы. Сын – инвалид II группы
с пенсией 70 тысяч рублей. Не зная, как жить дальше, по совету
знакомой она поехала на могилку к матушке Валентине. Там, горячо
помолившись, женщина попросила ее помочь устроиться на работу
бухгалтером. Через несколько дней ей предложили такую работу.
Мы с женой Ириной, испытывая большия затруднения в решении квартирного
вопроса, долго скитаясь с одного места жительства в другое, по
совету Анастасии Авсиевич поехали на могилку матушки Валентины
отслужить панихиду и попросить о помощи. Спустя три дня мы узнали
о положительном решении нашего наболевшего вопроса. По благословению
митрополита Филарета нашей семье выделили служебную квартиру.
– Говорят, что готовится прославление матушки Валентины к лику
местночтимых святых?
– Это так, на недавно состоявшемся Синоде Белорусской Православной
Церкви принято Деяние о канонизации ее как Блаженной Валентины
Минской, местночтимой святой. 6 февраля исполняется 40 лет со
дня упокоения матушки Валентины. Накануне в Свято-Духовом кафедральном
соборе по благословению Святейшего Патриарха будет совершен акт
ее канонизации.
Побывав на могилочке матушки Валентины дважды, хочу засвидетельствовать,
что она зримо реагирует на все наши благие деяния. В тот день,
когда вышла моя первая заметка о блаженной Валентине Сулковской,
в моей квартире всю ночь благоухала фотография матушки. Посетив
второй раз могилочку и оставив у креста прозорливицы небольшую
икону Тихвинской Матери Божией, через несколько дней неожиданно
получила в подарок большую софринскую икону Казанской Матери Божией,
оригинал которой находится в Иерусалиме, в старинном монастыре.
Святая блаженная матушка Валентина Минская, моли Бога о нас!
"Вечерний минск", 12 января 2006 года.
Фото Валерия Харченко и из архива редакции.
Раиса Одынец