Вси святии
Земли Белорусской,
молите Бога
о нас!

   Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.   
Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Геннадий Могилёвский,
преподобный

• память 23 января / 5 февраля в соборе Костромских святых;
• память и 23 мая / 5 июня в соборе Ростово-Ярославских святых
Тропарь, глас 4
Яко пустыннолюбивая горлица, от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, чистотою и говением, молитвами и труждением прославил еси Бога в душе и телеси своем. И тако благочестно пожив, явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, иноком честнаго жития образ и теплый молитвенник за всех, притекающих к тебе с верою.
Кондак, глас 3
Молитвою и постом, труждением и терпением умертвивый всякое плоти мудрование, чистоты сосуд благолепен, Божественных даров и чудес причастник, иноком же доблий наставник был еси, сподвизаяся блаженному Корнилию, отче Богомудре. Сего ради вопием: молися ко Господу, да молитвами твоими дарует мир и спасение душам нашим.
 
  Собор Белорусских святых
Главная страница
  Кем были белорусские святые
  Иконы Святых
  Служба Белорусским святым
  Молитвы святым
  Дополнительные материалы
  Последние обновления сайта
     
    Преподобный Геннадий
  Житие
Почитание
Мощи
  Акафист
  Молитва
Иконы
Фото
Дополнительные материалы

История Спасо-Геннадиева монастыря

Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь до 1647 года назывался Новою Корнилиевою пустынью и до 1787 года находился в Костромской губернии.

Монастырь находится в 26 верстах от города Любима, устроен на восточном берегу Сурского или Сурбского озера, близ двух рек Обноры и Костромы, на ровном месте.

Монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. До этого времени здесь была только одна келия, в которой некоторое время жили затворниками преподобные Корнилий и Геннадий, после того, как они удалились из Комельской пустыни. Причиной ухода подвижников в дремучие Костромские леса был ропот Комельской братии на преподобного Корнилия за то, что он, будучи настоятелем, явно предпочитал Геннадия другим и особенно любил его за постоянные неутомимые труды, великое смирение и послушание. Вследствие этого преподобный Корнилий, для успокоения себя и братии, расстался с ними и ушел с Геннадием за 60 верст от Комельской пустыни, поручив обитель 12-ти братьям.

Добровольные изгнанники поселились в дикой пустыне Сурского озера. Здесь были бортные леса, принадлежащие великокняжеским крестьянам. Добрые и простые люди, посещая свои леса, заметили святых отшельников, полюбили их, построили им келии и делились с ними хлебом и медом. Так жили «подвижники любви» до 1529 года.

В этом году Великий князь Василий Иоаннович с супругою своей Еленой, путешествуя в монастырь Белоезерский и в окрестные ему, для богомолья о чадородии, достиг и пустыни Комельской. Не найдя здесь славного святостью жизни преподобного Корнилия, и узнав о причине его удаления, Великий князь вознегодовал на строптивую братию и тотчас послал своих служителей – просить преподобного Корнилия прибыть в Комельскую пустынь. Корнилий повиновался; с ним вместе явился и преподобный Геннадий. Великий Князь упросил преподобного Корнилия остаться в прежней основанной им обители, а Геннадию позволил устроить монастырь вновь заведенной подвижниками пустыне на берегу Сурского озера.

Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. Своими руками очистив место на берегу, осушив это место четырьмя прудами Два из них были завалены к середине XIX века (Яр. Еп. Вед. 1866 г. № 24. С. 75) и колодцем, он при помощи новой братии, воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому в последствии пристроен другой – теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Так основалась обитель Спасо-Геннадиевская. Преподобный Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года.

Житие преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского вместе со службой ему написал игумен Спасо-Геннадиева монастыря Алексий, ученик преподобного между 1584-1586 годами. Он в наставлении к братии по поводу жития преподобного Геннадия, просит отвезти его труд к царю Феодору и митрополиту Дионисию. Вероятно, что игумен Алексий был уже в преклонном возрасте раз сам не смог приехать в столицу и вероятно по этой же причине тогда не состоялось широкое прославление преподобного Геннадия. В Костроме в 1628 году упомянута церковь во имя преподобного Геннадия. («Храмы Костромы»? Русский библиографический словарь. М., 1914. С.395-396.) К житию автор приложил и духовное завещание и наставление, продиктованное преподобным Геннадием, «бе бо Геннадий не умеяше грамоте». В них Геннадий оставался верным завету своего наставника преподобного Корнилия: «приими древних святых отцов разум, терпение, любовь и смирение, более же молитву соборную и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных». (В.О. Ключевский Древнерусские жития святых как исторический источник М., 1989 репр. С.303.)

В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия. Тогда же, в середине XVII века, была составлена повесть об обретении мощей с двумя чудесами, помеченными номерами 17 и 18. По благословению святейшего патриарха Иосифа 19 августа стали отмечать праздник обретения мощей преподобного Геннадия.

Прославленные цельбоносной силой мощи долго почивали в Преображенском храме открыто, но потом по неизвестным причинам и неизвестно когда сокрыты под спуд. (Яр. Еп. Вед. 1873г. №25 С. 202-203, ч. неоф.). В те годы состоялось прославление преподобного Геннадия. Служба с акафистом напечатана в 1861 году сочиненная Г. Карцевым и «пересочиненная» архиепископом Ярославским Нилом. В 1830-х годах игумен Палладий попытался осмотреть святые мощи. Когда начали разбирать кладку на месте раки, то случился сильный треск и трясение собора. Игумен и рабочие в страхе бежали из храма.

Вне монастыря были два дома в Ярославле, один в Любиме, гостиница, сзади два деревянных флигеля. По сведениям местных жителей в городе Любиме было Предтеченское подворье, где был храм св. прор. и Предтечи Иоанна. (Ныне занят частной пилорамой и столярным цехом).

После революции в начале 1920 годов обитель была силой разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем. Со слов местных очевидцев, когда везли раку преп. Геннадия (серебряная 8 пудов), то лошади встали на дыбы перед слободским мостом. Солдаты отказались провозить повозку, и взялся провезти один местный житель. Когда он начал стегать лошадей, то увидел стоящего на дороге перед ними преп. Геннадия. Этот человек сошел с ума, им овладело буйное беснование, и он умер в цепях.

Также местные слободские старожилы помнят очень старого архимандрита Афанасия, который был укрываем ими и похоронен в монастыре, но место его погребения неизвестно. С их слов, последний инок Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря игумен Сергий несколько раз был в лагерях и тюрьмах общим сроком 40 лет. Последние три года служил в Введенском храме с Павловка. Умер в 50-х годах и похоронен в Любиме. В самом монастыре братское кладбище разорено.

Здания обители неоднократно взрывались. В настоящее время ограды не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 годов (в Ярославском музее имеются фотографии 1988 года). Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 г.

Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов.

С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма, с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи. Фруктовый сад вырублен в 1960-х годах, а колодец преподобного был завален.

В современных местных преданиях рассказывается о трех местах Любимского района, связанных с преподобным Геннадием. Одно из них Соколёна (пос. Соколиный), вблизи города Любима. Это место считается проклятым преподобным Геннадием, за то, что местные жители не дали основать ему на нем обитель и погнали преподобного.

В другом предании говорится, что однажды преподобный Геннадий попросил перевезти его через реку, а так как ему нечем было заплатить, местные Любимские жители сняли с него за это рукавицы. За такое жестокосердие преподобный Геннадий сказал так: «И не быть тебе Любиму и ни сытому и ни голодному». Город Любим с тех пор так и остался маленьким, не развивающимся городком.

Местные жители говорят, что у деревни Тимино есть источник, вода которого обладает целительными свойствами. В Тимино и окрестных селах этот источник называют – «Геннадиев». Считается, что он ископан преподобным. Старожилы помнят на этом месте часовню. Вода в этом святом источнике бьет с маленькой глубины множеством ключиков и не замерзает даже при сорокоградусных морозах.

Также в обители имеется надгробный камень, которому с давних пор поклонялись местные жители, и это надгробие имеет силу исцелять болезни. К сожалению, не известно кто похоронен под этим камнем.

В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. Ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области в 1997 году. В описании числятся, в полуразрушенном состоянии – собор Спасо-Преображенский 1647г., церковь Алексея 1751г., колокольня 1715г.

В самом монастыре восстановлен колодец преп. Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя св. преп. Геннадия. Под храмом находится вышеупомянутый целебный камень.

Спасо-Преображенский Геннадьевский монастырь

 

«...Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Лк. 12, 35).

Приход во имя святителя Лаврентия, епископа Туровского, чудотворца.
Минской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. http://hramlavrenty.narod.ru/


2011
год

223049 Республика Беларусь. Минский район, а/г Щомыслица, ул. Жуковского, 50. Храм свт. Лаврентия Туровского.
Настоятель храма протоиерей Александр Викторович Головин.

При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт Собор Белорусских святых обязательна >>>
 обновлено 1 октября 2011 года.
Сайт создан в системе uCoz