Вси святии
Земли Белорусской,
молите Бога
о нас!

   Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.   
Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Тропарь Собору Белорусских святых
глас 5
Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.
Кондак Собору Белорусских святых
глас 3
Божии угодницы Белорусский земли ныне со дерзновением предстоят Престолу Святыя Троицы и невидимо за ны молятся Богу, о крае нашем, прося нам мир и велию милость.

 

Крест Евфросинии Полоцкой
Главная Последние обновления сайта
Кем были белорусские святые Дополнительные материалы
Иконы Святых
<<< вернуться назад

 

Спешите потрудиться во славу Божию

Свято-Никольский храм в Крайске многое повидал на своем веку. Были времена мирные, благодатные. А были и иные. Страшный, горький след оставила Великая Отечественная война не только на стенах сельской церкви, но и в душах людей.

Отец Александр Ковш

Священник Александр Ковш.

В начале Великой Отечественной войны по благословению Экзарха Прибалтики Митрополита Сергия (Воскресенского) на Крайский приход из Вильно прибыл служить протоиерей Александр Ковш.

В 1930-х годах XX столетия он был широко известен за свою жертвенную и неутомимую деятельность против полонизации церковноприходской жизни в период оккупации поляками части Литвы и Западной Белоруссии.

В 1935 году польскими властями отец Александр был выслан из Вильно к новообразованной границе с советской Белоруссией. До сентября 1939 года он жил и служил в селе Костыки (Вилейский район), что в 12 километрах от Крайска. В те времена эти селения находились по разные стороны новой границы.

"Был добрым и очень строгим", - так говорили о своем батюшке дети 1930-х, а в 90-х - убеленные сединами жители села Костыки. В сентябре 1939 года отец Александр вернулся в Вильно, а через два года прибыл в Крайск, чтобы здесь, на Логойской земле, отдать жизнь за веру и людей и... быть оклеветанным местными жителями.

Жизнь священнослужителей и верующих в годы войны была как между молотом и наковальней. Это можно видеть и на примере судеб священников Крайского прихода.

К концу 1941 года на территории Снято-Никольского прихода стали организовываться партизанские отряды. Отец Александр помогал партизанам чем мог. Кроме партизан помогал и евреям. Чтобы спасти их от уничтожения, он крестил их и выдавал справки, что они христиане. "Люди они бедные, им нужно помогать", - так говорил отец Александр в доме Михаила Парфеновича Соболько в деревне Дрила.

В марте 1942 года батюшка прибыл в поселок Плещеницы служить Божественную литургию. Во время службы в храм вошли гитлеровцы и, арестовав протоиерея Александра по доносу, увезли его в Минск, в тюрьму СД, где пытали его, а затем убили.

Вскоре после ареста отца Александра по заданию партизан в Минск наведался Михаил Соболько (после войны, приняв сан, с 1947 по 1962 годы служил настоятелем Крайской кладбищенской церкви). В столице он зашел в Спасо-Преображенский монастырь (на его месте в настоящее время находится кинотеатр "Победа"), там ему поведали о гибели протоиерея Александра Ковша. Пономари рассказали, что на днях фашисты привозили в храм гроб. Открыть его не разрешили, а приказали отпеть, сказав, что это отец Александр из тюрьмы. Из гроба капала кровь. Отпел мученика митрополит Пантелеймон (Рожновский).

Отец Анатолий Гандарович и псаломщик Анатолий Завадский

С апреля 1942 года на Крайский приход приезжали служить из поселка Илия (Вилейский район) священник Анатолий Гандарович и псаломщик Анатолий Завадский. Последняя литургия в Крайском храме была совершена в праздник Пасхи 1943 года.

Гитлеровцы, зная, что в эту ночь в православных храмах идет служба, решили совершить нападение на Крайск с целью пленения и угона в Германию молодежи. Немецкий гарнизон располагался в поселке Илия. Нападения фашистов ожидали партизаны, которых в эту ночь в Крайске было очень много. Они устроили па дороге Альковичи - Крайск (в Альковичах находился участок с полицаями) засаду и оставили разведчиков, те под утро прислали гонцов с сообщением, что немцы идут на Крайск. Местные жители разбежались по домам, а молодежь ушла в лес. Партизаны, постреляв издали, также скрылись в лесу.

Во время этой короткой перестрелки загорелся амбар, стоявший недалеко от церкви, от него огонь перекинулся на купол храма.

Фашисты, войдя в Крайск и увидев, что их операция провалилась, стали обыскивать дома. Во время налета немцы убили нескольких жителей и сожгли некоторые дома. Храм серьезно пострадал от огня.

Священник Анатолий Гандарович.

Сделав свое черное дело, фашисты возвратились в Илию. Уходя из Крайска, два немецких офицера взяли отца Анатолия Гандаровича с двух сторон под руки и увели его с собой. Этот весьма двусмысленный жест на многие десятилетия посеял плевелы подозрения в душах местных жителей. Они оклеветали священника, и после войны, в 1946 году, по сфабрикованному обвинению "тройка" осудила отца Анатолия на 10 лет заключения. Пять лет священник провел в Кузбасслаге, был досрочно освобожден. Вернувшись, вплоть до своей кончины в 1985 году, служил на приходе в Могилевской области. Еще во времена Хрущева, в 1964 году, когда по всей стране преследовали священнослужителей и верующих, протоиерея Анатолия Гандаровича реабилитировали как невинно пострадавшего.

А вот псаломщика Анатолия Антоновича Завадского постигла мученическая смерть. В ту ночь, когда фашисты совершили налет на Крайск, он звонил в колокола, радуясь Воскресению Христову и возвещая о новых мучениках в Царствии Небесном. Когда немецкие солдаты ушли из деревни, из леса вернулись партизаны. Они убили Анатолия Завадского. Житель Крайска Петрашко захоронил его тело на месте расстрела - на берегу реки Крайщанки. Через три дня жена убиенного перезахоронила своего мужа на кладбище поселка Илия. Сыну Анатолия был тогда всего годик.

Через неделю, 1 мая 1943 года, совершив новый набег, гитлеровцы угнали молодежь в Германию, при этом спалив почти дотла три деревни - Крайск, Гриневичи, Рогозине.

Разорение

В послевоенное время обгоревший храм в Крайске 20 лет использовали как конюшню. После здесь устроили клуб. И еще долгих 30 лет храм осквернялся не врагами-иноверцами, а безбожниками, предки которых возводили и украшали этот дом Божий. Во времена богоборческой власти многие потеряли веру и страх Божий и если не святотатствовали, то равнодушно смотрели на разорение святынь. Только несколько старушек в 1966-м на коленях молили своих односельчан не разрушать Свято-Никольский храм... Напрасно.

В кладбищенской церкви разместили склад ядохимикатов. Над нетленными мощами священников Михаила и Алексия Бирюковичей кощунственно глумились юные гробокопатели под "руководством" учителя физкультуры. Сейчас тем "деткам" более 50-ти лет. Главные кощунники окончили жизнь страшно. Древнее кладбище (начала XIX века) было разорено и заброшено.

Два каменных крайских храма не выдержали богоотступничества людей. И в то же время, всего в 12-ти километрах от Крайска, в селе Костыки, деревянный храм уцелел. Небольшого росточка щупленький дедушка Рыгорка, которому тогда было уже около 70-ти (а прожил более 95-ти лет), на приказ уполномоченных из Минска: "Давай, дед, ключи от церкви, будем выносить иконы", ответил: "Убирайтесь отсюда. Сейчас баб позову, они вам вилами животы вспорят". И уполномоченные ретировались.

Были бы плоды покаяния...

Отними, Господи, лукавство от душ наших. Нельзя называться христианами и продолжать равнодушно относиться к святыням Божиим, а еще клеветать на священников, пострадавших во время войны. Но после искреннего покаяния Господь дарует прощение, только бы были плоды покаяния - страх Божий, скромность, уважение, кротость, смирение, послушание. Насильно Господь наш Иисус Христос не приводит к Себе. Должно быть осознание, понимание и желание спастись, подкрепленное делами.

Свято-Никольский храм.

И хотя скудны плоды покаяния, за последние 15 лет милостью Божией многое в Крайске восстановлено. Особенно хочется поблагодарить раба Божьего Владимира, который потрудился ради Христа, не взяв ни копейки, а когда предлагали ему пообедать, говорил: "Что я буду вас объедать?" Пусть Господь дарует ему за это награду - спасение души!

Слава Богу, что подрастают детки, которые уже не знают, что в храме был когда-то клуб, где плясало безбожное поколение советского времени. Воцерковляются и родители. Учителя с учениками потихонечку приобщаются к святыне - не первый год помогают приводить в порядок церковный двор, кладбище.

"Храните храмы, любите все церковное, радуйтесь, если Господь вас сподобляет послужить Церкви. Спешите потрудиться во славу Божию, за это будет вам великая награда от милости Божией", говорил старец Николай Гурьянов.

Р.S. Материал подготовлен па основе архивных документов Литовского государственного исторического архива, архивных данных КГБ (собраны протоиереем Феодором Кривоносом), материалов из зарубежного издания "3 гiсторыi Праваслаунай Царквы" под редакцией Ивана Косяка, свидетельств жителей поселка Илия, сел Костыки и Крайск. Особая благодарность дочери отца Михаила Соболько Татьяне Михайловне Залуцкой, лично знавшей священников Александра Ковша и Анатолия Гандаровича.

 

Священник Сергий Подольский, настоятель Крайского прихода.
Газета "Царкоунае слова" № 18 (412), 30 апреля 2010 года.

 

Главная Последние обновления сайта
Кем были белорусские святые Дополнительные материалы
Иконы Святых
<<< вернуться назад
«...Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Лк. 12, 35).

Приход во имя святителя Лаврентия, епископа Туровского, чудотворца.
Минской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. http://hramlavrenty.narod.ru/


2011
год

223049 Республика Беларусь. Минский район, а/г Щомыслица, ул. Жуковского, 50. Храм свт. Лаврентия Туровского.
Настоятель храма протоиерей Александр Викторович Головин.

При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт Собор Белорусских святых обязательна >>>
 обновлено 13 сентября 2011 года.
Сайт создан в системе uCoz